Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:38, курсовая работа

Описание

Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия.
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному б

Содержание

Введение 3
1.Кредитная система и денежно-кредитная политика государства 5
1.1.Цели, направление и понятие денежно-кредитной политики государства 5
1.2. Теория денег - основа денежно-кредитной политики 6
2.Основные инструменты денежно-кредитной политики 10
2.1. Политика обязательных резервов 10
2.2. Рефинансирование коммерческих банков 12
2.3. Операции на открытом рынке 15
2.4. Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы 16
3. Особенности и основные направления кредитно-денежной политики РФ на 2010 г. 19
3.1 Денежно-кредитная политика как документ 19
3.2 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу 20
3.3 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 г. и на период 2011и 2012годов 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Э.Т..doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер. Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности и основные направления денежно-кредитной политики РФ на 2010 год

     3.1 Денежно-кредитная политика как документ

Статья 45 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» гласит: «Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:

- концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;

- краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;

- прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

- количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;

- сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;

- прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;

- целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы процентных ставок, изменения золотовалютных резервов; основные показатели денежной программы на предстоящий год;

- варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;

- план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

 

 

  3.2.Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу                             

В    предстоящий   трехлетний   период   главной   целью   единой

государственной  денежно-кредитной политики остается снижение инфляции

до  9  -  10%  в  2010  году  и  5  -  7%  в 2012 году. При сохранении

антиинфляционной  направленности  денежно-кредитной  политики действия

Банка    России   в   области   денежно-кредитного   регулирования   в

краткосрочном   периоде   в   значительной  степени  будут  связаны  с

минимизацией  негативного  влияния  мирового  финансово-экономического

кризиса на российскую экономику и банковский сектор.

     Банк   России   исходит  из  общих  с  Правительством  Российской

Федерации   оценок   внешних  и  внутренних  условий  функционирования

российской  экономики  и, соответственно, вариантов ее развития в 2010

году и на период до 2012 года. В предстоящий период Банк России усилит

акцент  на  удержании  инфляции  на  траектории  ее  последовательного

снижения.  Для  снижения  инфляции  Банк России будет использовать все

имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики.

     В  предстоящий период Банк России предполагает завершить создание

условий  для применения режима инфляционного таргетирования и перехода

к свободному плаванию курса рубля.

     Установленный  в  январе  2009  года  широкий диапазон допустимых

значений  рублевой стоимости бивалютной корзины позволяет Банку России

значительно  сократить  свое  участие  на  внутреннем валютном рынке с

целью   курсообразования.   Динамика   обменного   курса  рубля  будет

определяться     главным     образом     действием     фундаментальных

макроэкономических  факторов.  В  рамках  выбранного  режима  валютной

политики  Банк России будет использовать валютные резервы, обеспечивая

сохранение  их  объема  на  уровне,  необходимом для позитивной оценки

долгосрочной платежеспособности России.

     Сокращение объема интервенций Банка России на внутреннем валютном

рынке  может  существенно  повлиять на динамику международных резервов

Российской  Федерации  и  уменьшить влияние чистых иностранных активов

органов    денежно-кредитного    регулирования   на   рост   денежного

предложения.  С  целью  обеспечения соответствия объема денежной массы

спросу  на  деньги  Банк  России  продолжит  использовать  операции по

рефинансированию   банков.   Это  даст  возможность  более  эффективно

контролировать   динамику   денежного   предложения,   а  также  будет

способствовать  повышению  роли  процентной  политики  Банка  России в

снижении  инфляции,  формировании  монетарных условий функционирования экономики и инфляционных ожиданий экономических агентов.

     На  успешность денежно-кредитной политики будет влиять проведение

консервативной   бюджетной   политики   при   улучшении  внутригодовой

равномерности расходования бюджетных средств.

     По  мере  замедления  инфляционных  процессов Банк России намерен

снижать ставки по своим операциям. Все большее влияние на формирование

процентных  ставок денежного рынка будут оказывать ставки Банка России

по основным рыночным инструментам рефинансирования банков.

     В  рамках  системы  управления ликвидностью Банк России продолжит

расширять     доступ     кредитных    организаций    к    инструментам

рефинансирования.  При  дальнейшем  развитии  внутреннего  финансового

рынка и его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному

перераспределению денежных средств в экономике.

     В   то   же   время   решения   по   использованию   инструментов

предоставления   и  абсорбирования  ликвидности  будут  приниматься  в

зависимости  от  динамики  основных  макроэкономических  показателей и

состояния  финансового  рынка.  При  необходимости  Банк  России будет

применять   обязательные   резервные  требования  в  качестве  прямого

инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

     Банк     России     также    будет    использовать    инструменты

денежно-кредитного    регулирования    для   сохранения   стабильности

банковской   и   платежной   систем,   в  первую  очередь  поддерживая

достаточный уровень ликвидности в банковском секторе.

     Для  обеспечения  перехода  к режиму таргетирования инфляции Банк

России   будет  развивать  систему  экономического  прогнозирования  и

анализа   мер   денежно-кредитной  политики,  совершенствовать  методы

моделирования  экономических  процессов.  Особое  значение Банк России

придает обеспечению прозрачности проводимой денежно-кредитной политики путем   разъяснения   широкой   общественности   причин   и  ожидаемых последствий принимаемых мер.    

        3.3. Цели и  инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов

     В среднесрочной  перспективе  система  инструментов   денежно   -

кредитной  политики  Банка  России  будет  ориентирована  на  создание

необходимых условий для реализации эффективной процентной политики.

     По  мере  снижения  темпов  инфляции и инфляционных ожиданий Банк

России   намерен   продолжить   линию   на   снижение   уровня  ставки

рефинансирования  и  процентных  ставок  по операциям предоставления и

абсорбирования  ликвидности.  Дальнейшие шаги Банка России по снижению

(изменению)    процентных    ставок   будут   определяться   развитием

инфляционных   тенденций,  динамикой  показателей  производственной  и

кредитной активности, состоянием финансовых рынков.

     В   случае   образования   существенного   дефицита   ликвидности

банковского  сектора Банк России продолжит использование всего спектра

инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций

по  предоставлению  ликвидности под обеспечение (прежде всего операции

прямого  РЕПО  на  аукционной основе и по фиксированной ставке), так и

операций  по  предоставлению  кредитов  без  обеспечения, которые были

введены  Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре

2008  года.  Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования

(от  1  дня  до  1  года)  позволит Банку России более гибко управлять

текущей   ликвидностью   и   оказывать  стимулирующее  воздействие  на

кредитную  активность  банковского сектора и формирование долгосрочных

процентных ставок денежного рынка.

     При  этом в среднесрочной перспективе политика Банка России будет

направлена  на  дальнейшее  повышение потенциала обеспеченных залогами

инструментов рефинансирования в рамках реализации перехода к механизму

рефинансирования  кредитных  организаций с использованием единого пула

обеспечения.  Банк  России продолжит работу, направленную на повышение

доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для кредитных

организаций,   в   частности,  за  счет  расширения  перечня  активов,

используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.

     При  формировании  избыточного  денежного предложения Банк России

будет использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с

ОБР  и  операции  по продаже государственных облигаций из собственного

портфеля. Банк России также продолжит проведение депозитных операций в

качестве инструмента краткосрочного "связывания" свободной ликвидности

кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия   свободной   ликвидности   -  депозитные  аукционы,  а  также инструменты    постоянного   действия   -   депозитные   операции   по

фиксированным процентным ставкам.

     В   2010   -   2012  годах  Банк  России  продолжит  осуществлять

взаимодействие  с  Правительством  Российской  Федерации как в области

развития  финансового  рынка,  так  и  в  области  реализации курсовой

политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно

с  Банком  России  механизм  размещения  временно  свободных бюджетных

средств  на депозиты в кредитных организациях может быть использован в

качестве  дополнительного  канала  предоставления ликвидности. В то же

время   потенциал   данного   инструмента  существенно  ограничивается

параметрами федерального бюджета.

     Кроме  того,  Банком  России  совместно  с  Минфином России будет

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства