Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:38, курсовая работа
Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия.
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному б
Введение 3
1.Кредитная система и денежно-кредитная политика государства 5
1.1.Цели, направление и понятие денежно-кредитной политики государства 5
1.2. Теория денег - основа денежно-кредитной политики 6
2.Основные инструменты денежно-кредитной политики 10
2.1. Политика обязательных резервов 10
2.2. Рефинансирование коммерческих банков 12
2.3. Операции на открытом рынке 15
2.4. Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы 16
3. Особенности и основные направления кредитно-денежной политики РФ на 2010 г. 19
3.1 Денежно-кредитная политика как документ 19
3.2 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу 20
3.3 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 г. и на период 2011и 2012годов 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 29
государственных облигаций, что должно способствовать повышению
эффективности использования операций Банка России с государственными
ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.
Банк России в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит
использование обязательных резервных требований в качестве инструмента
регулирования ликвидности банковского сектора.
В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной
базы российских кредитных организаций и с учетом других факторов Банк
России при необходимости может принять решение относительно изменения
нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем
Банк России не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения
обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность
кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервных
требований.
Заключение
Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.
Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.
Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком РФ, являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.
Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.
Одно из важнейших направлений деятельности Центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности. При проведении кредитно-денежной политики наиболее важными активами федеральных резервных банков выступают ценные бумаги и ссуды коммерческим банкам.
Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную цепь причинно-следственных связей: политические решения воздействуют на резервы коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; изменение денежного предложения меняет процентную ставку; изменение процентной ставка воздействует на инвестиции, и уровень цен.
Преимущества кредитно-денежной политики состоят в ее гибкости и политической приемлемости. Руководящие кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой — они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно. При определенных условиях может возникнуть альтернатива — использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и тем самым для уничтожения дисбаланса торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002.г. №86-ФЗ.
2. Архипов А.И., Амосов А.И., Большаков А.К. Экономическая теория: учебник. – Феникс, 2008.
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник.- Велби Проспект, 2010.
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. - М.: Юрайт-М, 2008.
5. Видяпин В.И., Громыко В.В., Бродская Т.Г. Экономическая теория: учебник 100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова. – Инфра-М, 2008.
6. Иванов В. В., Соколов Б. И. «Деньги. Кредит. Банки» - М.: Инфра – М, 2006.
7. Куликов Л.М. Экономическая теория: учебник. - Велби Проспект, 2008.
8. Носова С.С. Экономическая теория: учебник. М.: КноРус,2009.
9. Кузнецов И. В Госдуму внесён проект основных направлений денежно-кредитной политики РФ// Журнал «Экономика и Жизнь»,№39, 2009 г.
10. Миронцева Я. Банковская система обдумывает модернизацию// Журнал «Экономика и Жизнь», №06, 2009 г.
11. Фетисов Г. Монетарная политика России: цели, инструменты и правила // Журнал «Вопросы экономики», №11, 2009 г.
12. http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка РФ.
13. http://www.gov.ru – сервер органов государственной власти РФ.
Обязательные резервы кредитных организаций, депонированные в Банке России
|
год/месяц | Объем обязательных резервов |
2004 | |
1 января | 267 388,1 |
2005 | |
1 января | 121 740,3 |
2006 | |
1 января | 161 369,9 |
2007 | |
1 января | 221 070,9 |
2008 | |
1 января | 221 620,8 |
1 февраля | 233 986,2 |
1 марта | 316 525,4 |
1 апреля | 339 258,9 |
1 мая | 345 742,8 |
1 июня | 350 411,0 |
1 июля | 360 290,8 |
1 августа | 388 043,1 |
1 сентября | 397 747,9 |
1 октября | 152 080,8 |
1 ноября | 34 159,0 |
1 декабря | 30 077,7 |
2009 | |
1 января | 29 915,7 |
1 февраля | 29 502,9 |
1 марта | 31 221,5 |
1 апреля | 33 306,2 |
1 мая | 32 508,0 |
1 июня | 31 527,8 |
1 июля | 61 799,4 |
1 августа | 93 157,4 |
1 сентября | 125 257,4 |
1 октября | 153 880,3 |
1 ноября | 154 007,4 |
1 декабря | 151 361,5 |
2010 | |
1 января | 151 430,2 |
1 февраля | 156 466,0 |
1 марта | 159 139,9 |
1 апреля | 167 682,2 |
Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации
|
|
|
Рефинансирование (кредитование) кредитных организаций как инструмент денежно-кредитной политики Банка России
Основные экономические показатели в 2010 году
|
| янв. | фев. | март | I кв. | апр. | май | июнь | I полу- | июль | авг. | сент. | 9 мес | окт. | нояб. | дек. | год | |
1 | Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности* | 103,8 | 101,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Индекс промышленного производства | 107,8 | 101,9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Индекс производства продукции сельского хозяйства | 103,2 | 103,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Грузооборот транспорта | 112,2 | 109,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | Инвестиции в основной капитал | 91,3 | 92,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 | Оборот розничной торговли | 100,3 | 101,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 | Индекс потребительских цен | 108,0 | 107,2 | 106,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в % к декабрю предыдущего года | 101,6 | 102,5 | 103,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
8 | Базовая инфляция, в % к декабрю предыдущего года | 100,5 | 101,0 | 101,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 | Индекс цен производителей промышленных товаров в % к декабрю предыдущего года | 98,9 | 101,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 | Общий уровень безработицы (по методологии МОТ), % к экономически активному населению, на конец периода | 9,2 | 8,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 | Реальные располагаемые денежные доходы | 115,9 | 102,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 | Расходы на покупку товаров и услуг** | 99,5 | 100,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 | Цена на нефть сорта "Юралс"*** | ||||||||||||||||
долларов США за баррель | 75,7 | 72,7 | 76,6 | 75,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
в % к соответствующему периоду предыдущего года | 180,5 | 172,2 | 168,8 | 173,7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
14 | Экспорт товаров**** | ||||||||||||||||
млрд. долларов США | 27,9 | 30,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
в % к соответствующему периоду предыдущего года | 155,5 | 164,7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
в том числе экспорт нефти | |||||||||||||||||
в % к соответствующему периоду предыдущего года | 167,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
15 | Импорт товаров**** | ||||||||||||||||
млрд. долларов США | 11,3 | 15,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
в % к соответствующему периоду предыдущего года | 107,6 | 114,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
16 | Официальный курс рубля к доллару США на конец периода, рублей за доллар США | 30,43 | 29,95 | 29,36 | 29,36 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|