Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в современной экономике РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 04:58, курсовая работа

Описание

«Политика» – это то, что относится к государству, «государственные дела», государственная деятельность. Поэтому денежно-кредитная полити -ка (ДКП) – это особая деятельность государства. Она заключается в разработке и осуществлении системы мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики страны.

Содержание

Введение 3
1. Денежно-кредитная политика: содержание и основные цели 4
2. Инструменты денежно-кредитной политики 9
3. Типы кредитно-денежной политики 19
4. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на различных
этапах 21
Заключение 25
Список использованных источников 26

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.38 Кб (Скачать документ)

Коммерческие банки обращаются за ссудами через учетное окно по двум причинам:

во-первых, для пополнения обязательных резервов, которые по каким-либо причинам стали ниже требуемого уровня. При эком коммерческий банк обращается к центральному, если учетная ставка центрального банка ниже ставки процента на межбанковском рынке или если его возможности в получении займов у других банков ограничены;

во-вторых, когда на денежные средства, предоставленные центральным банком, коммерческий банк  может получить прибыль (если разница между учетной ставкой и ставкой ссудного процента будет достаточно велика и сможет покрыть все издержки банка на получение ссуды в центральном, оправдать риск, связанный с возможным невозвращением предоставленной экономическим субъектам ссуды, принести прибыль).

Здесь необходимо отметить, что ссуды центрального банка  не безграничны. Таким образом, ЦБ далеко не всегда удовлетворяет заявки на ссуды. Он учитывает, как часто коммерческий банк обращался к нему, его финансовое положение, для какой цели нужна  ссуда и так далее, то есть центральный  банк ограничивает объем средств, предоставляемых  через дисконтное окно.

Изменение учетной ставки центральный банк использует для  контроля за объемом денежной базы, а значит, и предложением денег. Если ЦБ хочет увеличить количество денег в стране, то понижает учетную ставку. Снижение платы за кредитные ресурсы делает их дешевыми и, следовательно, более привлекательными, чем займы на межбанковском рынке, что позволяет коммерческим банкам приобретать у центрального дополнительные ресурсы. Предоставляя денежные средства коммерческим банкам, ЦБ  увеличивает на соответствующую сумму резервы банков-заемщиков, расширяя денежную базу. Эти резервы являются избыточными и банки могут использовать их для выдачи ссуд, создавая тем самым «новые деньги». Следовательно, изменение учетной ставки в сторону снижения увеличивает денежные предложения субъектам хозяйствования и   расширяет

объемы кредитных вложений в экономику.

При повышении ставки рефинансирования   коммерческие банки вынужденно сокращают  размеры кредитов, получаемых от центрального банка, и, следовательно, уменьшают  кредитные вложения в экономику. Это отвечает стремлению центрального банка ограничить предложение денег, то есть кредиты. Повышение учетной  ставки соответственно приводит к росту  ставки процента на межбанковском рынке, деньги в этом случае становятся «дорогими», а приобретение кредитных ресурсов – невыгодным.

Однако при всей своей  значимости регулирование через  учетную ставку носит «пассивный»  характер и воздействует на определение    денежно-кредитной политики страны слабее, чем, например, операции на открытом рынке или изменение резервных требований. «Пассивность» учетной ставки зависит от:

  • ограниченных возможностей получения кредита у центрального банка;
  • инициативы коммерческих банков, то есть центральный банк не может заставить коммерческие банки брать у него ссуды и поэтому не может точно рассчитать, какое изменение учетной ставки приведет к желаемому росту или сокращению предложения денег;
  • учетная ставка менее мобильна, чем ставка межбанковского рынка, так как для принятия решения об ее изменении необходимо некоторое время;
  • объем денежных средств, предоставляемых центральным банком, в общих резервах коммерческих незначителен, поэтому его изменение не оказывает существенного влияния на поведение банков.

 

Но вместе с тем нельзя не отметить и возможность получения  ссуд банками, находящимися в затруднительном  финансовом положении. Кроме того, по изменениям ставки рефинансирования коммерческие банки могут судить о намерениях центрального.

Еще один не менее важный инструмент денежно-кредитной политики – норма обязательных резервов (резервная норма). По существу, обязательные резервы представляют собой часть кассовых (денежных) резервов,  которые коммерческие банки должны постоянно хранить в налично-денежной форме, в виде вкладов в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным депозитам, полученным займам и кредитам. Основу же денежной наличности банков составляют депозиты их клиентов. В банковской практике та доля банковских резервов, хранение которой на специальных счетах в центральном банке подписывается законом, получила название “ резервные требования “. Именно они, обладая наибольшим удельным весом, занимают ведущее место в системе обязательных резервов.

Обычно минимальный остаток (баланс) вкладов коммерческих банков в центральный банк - норма обязательных резервов - определяется национальным банковским законодательством в  процентном отношении к соответствующим  статьям активов или пассивов кредитных институтов. Норма резервов может дифференцироваться в зависимости  от срока деятельности, величины активов  и пассивов банков, видов и размеров привлекаемых ими депозитов (до востребования, срочный, сберегательный, специальный и прочие вклады) в национальной и иностранной валюте, гражданства вкладчика (резидент, нерезидент), региона деятельности банков и других условий.

В принципе величина минимальных  резервов может определяться двояким  способом - по отношению к банковским пассивам либо по отношению к банковским активам. Способ определения резервных  требований по отношению к банковским пассивам является наиболее старым. Суть его состоит в том, что коммерческие банки должны резервировать в  обязательном порядке часть привлеченных депозитов клиентов на счетах в центральном  банке. В некоторых странах базисом  исчисления размера минимальных  резервов служат предоставленные кредиты. На практике нормы обязательных резервов по пассивам могут устанавливаться  по отношению ко всем банковским пассивам или их отдельным статьям. Применяя подобный избирательный подход, центральный  банк пытается таким образом стимулировать  или ограничивать развитие тех или  иных видов депозитных операций банков. Разновидностью метода определения  резервных требований по отношению  к банковским пассивам является метод  установления минимальных резервов к изменению объема совокупных пассивов банков, то есть к увеличению или  уменьшению их сальдо за определенный период времени, которое формируется  в результате поступлений денег  на основные корреспондентские счета  и выдач с них денежных средств.

Второй способ определения  величины резервных требований по отношению  к банковским активам является чисто  французским изобретением и на практике применяется значительно реже. Сущность его заключается в лимитировании (количественном ограничении) кредитных вложений посредством установления верхних пределов общей суммы кредитов или их прироста. Причем указанные параметры устанавливаются в индивидуальном порядке для каждого коммерческого банка. Также, могут лимитироваться объем и число кредитов, предоставляемых одному клиенту банком. Такие директивные параметры получили название “кредитных потолков” и соответственно метод - метод кредитных потолков. В конечном счете, нормы резервов отрицательно влияют на рентабельность коммерческих банков, способствуют уменьшению доходов банков, которые вынуждены “замораживать” часть своих пассивов или активов на специальных счетах в банке. Происходит, как бы недополучение прибыли и банки стремятся компенсировать упущенную выгоду путем либо повышения процентов по кредитам, либо снижения процентов, выплачиваемых по привлеченным средствам.

Лишь на короткие промежутки времени кредитные ограничения  вводились в Великобритании. По мнению многих западных экономистов, данный метод  служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. Поэтому к прямому  ограничению объемов банковского  кредитования центральный банк прибегает  обычно в периоды усиления инфляции или кризисов платежного баланса.

  Изменение резервной  нормы – явление довольно редкое, но эффективно действующее на  объем денежной массы. Установление  норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой стороны, эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций.

Исторически обязательные резервы  развились из необходимости для  коммерческих банков всегда иметь наготове денежную наличность в виде так называемых кассовых резервов для бесперебойного выполнения платежных обязательств по возврату депозитов вкладчикам и проведения расчетов с другими банками. Иными словами, кассовые резервы, хранившиеся коммерческими банками в центральном банке, служили  гарантийным фондом для погашения депозитов.

С созданием высокоразвитой двухуровневой банковской системы  кассовые резервы коммерческих банков, помещаемые ими на счета в центральном  банке, перестали быть гарантийным  фондом для погашения задолженности  по вкладам. Немаловажную роль здесь  сыграло улучшение организации  и техники совершения банковских операций, а также создание системы  страхования депозитов. Как отмечают некоторые экономисты, современным банкам обычно достаточно иметь в наличии не более 2% своих денежных средств.

Впервые этот метод применили  в США в 1933 году. В современных  условиях обязательные резервы не столько  выполняют функцию страхования  вкладов, сколько служат для осуществления  контрольных и регулирующих функций  центрального банка, а также для  межбанковских расчётов.

Чем выше устанавливает центральный  банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может  быть использована коммерческими банками  для активных операций. При увеличении нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы банков и мультипликационно уменьшается денежное предложение.

Понижение резервной нормы  центральным банком переводит часть  обязательных резервов в избыточные, тем самым увеличивая возможности  коммерческих банков к созданию денег  путем кредитования, а значит, и  предложение денег в стране.

Таким образом, изменяя норму  обязательных резервов, центральный  банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения. При использовании  данного инструмента следует  учитывать, что даже небольшие изменения  норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объёме резервов, масштабе и структуре кредитных  операций. Частые и значительные изменения  резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового  равновесия экономики. Поэтому они  осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства.

Политика обязательных резервов состоит в необходимости хранения коммерческим банком части средств  на беспроцентных счетах в центральном  банке. Изменяя норму обязательных резервов, ЦБ может регулировать условия  предоставления кредитов экономике  и объем кредитных вложений. Резервные  требования устанавливаются в зависимости  от используемой методики – в процентах, либо к фактическому объему кредитных вложений коммерческих банков, либо к сумме привлеченных ими средств.

Применение норм обязательных резервов позволяет:

    • регулировать в долгосрочной перспективе спрос коммерческих банков на деньги центрального;
    • влиять на уровень рыночных процентных ставок, т.к. изменение объема резервов, хранящихся на беспроцентных счетах, прямо отражается на рентабельности коммерческих банков;
    • регулировать внутренний валютный рынок путем установления нормы обязательных резервов на вклады в валюте.

Резервные изменения являются административным инструментом денежно-кредитной  политики. Они глобально и сильно воздействуют на ликвидность коммерческих банков, объемы их пассивных и активных операций. Поэтому к изменению  нормы обязательных резервов прибегают  редко и осторожно, предпочитая  операции центрального банка на открытом рынке.

Операции  на открытом рынке служат основным инструментом регулирования денежной массы, используемым в большинстве стран мира. Операции проводятся центральным банком страны совместно с группой крупных банков. Они заключаются в покупке и продаже центральным банком ценных бумаг (преимущественно государственных). Объектом покупки-продажи могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные бумаги.

Операции на открытом рынке  широко применяются в странах  с хорошо развитым денежным рынком, когда государственный долг достигает  больших размеров. Посредством этих операций предоставляются денежные средства коммерческим банкам (путем  покупки ценных бумаг) или изымаются  денежные ресурсы (соответственно при  продаже ценных бумаг).

 В этих операциях  участвуют несколько субъектов  рыночной экономики. Во-первых, государство,  действуя через центральный банк, находящийся у него в подчинении; во-вторых, коммерческие банки и население. В зависимости от экономической конъюнктуры – положения, сложившегося на текущий момент в экономике – каждый из указанных объектов может выступать либо продавцом, либо покупателем ценных бумаг. Важно отметить, что инициатором этих операций всегда является государство. Коммерческие банки и население, в свою очередь, становятся их участниками, убедившись в возможности получения экономической выгоды.

 Когда центральный  банк покупает ценные бумаги  у коммерческого банка, он увеличивает  на сумму покупок   резервы  коммерческих банков на своих  счетах. Соответственно в банковскую  систему поступают дополнительные  деньги, или  избыточные резервы,  которые в дальнейшем могут  быть использованы коммерческими  банками для выдачи ссуд. Часто  подобные операции осуществляются  в форме соглашения об обратном  выкупе (операции РЕПО). В этом  случае центральный банк, например, продаёт ценные бумаги с обязательством  выкупить их по определённой (более  высокой) цене через некоторый  срок. Процентом за предоставленные  взамен ценных бумаг денежные  средства служит разница между  ценой продажи и ценой обратного  выкупа.

Покупку государственных  ценных бумаг у населения центральный  банк оплачивает чеками на себя. Население  приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму  открывают текущие счета, а они  предъявляют их к оплате центральному банку. Он оплачивает чеки путём увеличения резервов коммерческих банков. Особенностью является то, что одновременно увеличиваются  как резервы коммерческих банков на счетах центрального, так и их текущие счета, что сопровождается ростом денежного предложения.

Информация о работе Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в современной экономике РБ