Денежно-кредитная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 17:00, курсовая работа

Описание

Денежно-кредитная политика является важнейшим направлением экономической политики государства. Она должна быть «вписана» в общую цель развития национальной экономики и способствовать достижению макроэкономического равновесия. Цель курсовой работы: изучить влияние денежно-кредитной политики Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК 4
1.1 Особенности формирования спроса на деньги 4
1.2 Предложение денег 11
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 20
2.1 Методы, объекты и субъекты денежно-кредитной политики 20
ГЛАВА 3. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦБ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

Денежно- кредитная политика РФ.doc

— 239.50 Кб (Скачать документ)

     MS2 - денежное предложение при гибкой денежно-кредитной политике.

       С точки зрения кейнсианцев,  в основу денежно-кредитного регулирования  должен быть положен определенный  уровень процентной ставки, а  сточки зрения монетаристов –  спрос и предложение денег.

     Динамика  ВНП следует за динамикой денег это выражается уравнением обмена И. Фишера – уравнением количественной теории денег:

 

      M*V = P*Q12 

     Где: M – масса денег в обращении; V – скорость обращения денег (среднегодовое количество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку конечных товаров и услуг или количество раз, которое денежная единица обменивалась на товары и услуги в течение года); P – средняя цена товаров и услуг; Q – количество проданных товаров и оказанных услуг в рамках национальной экономики.

     Уравнение И. Фишера позволяет понять, почему колеблются цены и покупательная  способность денег, объем реального  национального продукта:

     Денежная  масса в экономике (M*V)= ВНП (P*Q)

     Если  денежная масса превышает уровень  валового национального продукта, то имеет место рост инфляции; если же уровень денежной массы меньше уровня ВНП, то происходит снижение инфляции. Отсюда следует, что государство должно поддерживать темп роста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВНП, тогда уровень цен в экономике будет относительно стабильным.

       М. Фридмен объясняет механизм  воздействия изменения денежной  массы на экономику так: необходимо  поддерживать обоснованный постоянный  прирост денежной массы в обращении  «денежное правило»13 Фридмена. Оно предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении – в пределах 3 – 5% в год (вызывает деловую активность в экономике). При неконтролируемом увеличении денежного предложения свыше 3 – 5% в год происходит рост инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3 – 5% в год, то темп прироста национального продукта будет падать.

     В России в начале 90-х годов трудное  финансовое положение предприятий, продолжавшийся спад производства привели  к значительному снижению налоговых  поступлений в бюджет. Это в свою очередь увеличило дефицит федерального бюджета с 7,6% ВВП в мае 1994 года до 14,5% в июле того же года для его покрытия резко увеличилась кредитная эмиссия, что привело к нарастанию инфляции. Именно опыт России показывает важность формирования устойчивого спроса на деньги за счёт:

  • расширяющегося воспроизводства, повышения эффективности использования ресурсов, роста занятости, платежеспособного спроса и – роста уровня жизни большинства населения;
  • развития финансового рынка и обеспечения реального выбора для большинства населения между различными формами богатства;
  • развития конкуренции, обеспечивающего гибкость цен и зарплат.

     В проведении жесткой денежно-кредитной  политики в России достаточно успешно  использовались отдельные принципы «денежного правила» Фридмена. К ним можно отнести, то, что Центральный Банк Российской Федерации не имеет права покрывать расходы бюджета и бюджетный дефицит за счет денежной эмиссии, что устанавливаются пределы роста денежной массы в увязке её с реальным приростом ВНП, используются рыночные методы денежно-кредитной политики.

     Предложение денег, главным образом зависит  от целей денежно-кредитной политики в данной стране:

  1. Целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении - предложение денег не зависит от уровня процентной ставки и проводится с целью ограничения инфляции.
  2. Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента - гибкая денежно-кредитная политика. Основная цель такой денежно-кредитной политики стимулирование инвестиций.
  3. Денежно-кредитная политика ставит своей целью поддержание остаточного уровня монетаризации экономики, является пассивной и проводится в условиях стабильно развивающейся экономики.

     Равновесие на денежном рынке постоянно изменяется: в феврале 2008 года в России снизилось предложение денег, соответственно следует снижение ставок процента, но уже в марте последовало небольшое повышение денежного предложения. В данном случае ставка процента практически не изменилась.

     Если  предложение денег уменьшается, то равновесие на денежном рынке восстанавливается  при меньшем, чем первоначальное, количестве денег в обращении  и большей, чем первоначальная, ставке процента. Если спрос на деньги возрос, то при неизменном предложении денег повысится процентная ставка. В случае если проводится гибкая денежно-кредитная политика, то увеличение спроса на деньги должно компенсироваться ростом денежного предложения, чтобы не произошёл рост процентной ставки. Отсюда следует, что для экономики огромное значение имеет выбор целей денежно-кредитной политики.

     В зависимости от того, что повлияло на изменение спроса на деньги, могут  изменяться цели денежно-кредитной  политики (жесткая или гибкая денежно-кредитная  политика):

  1. Если сдвиг в спросе на деньги вызван циклическими изменениями и он нежелателен, то с помощью денежно-кредитной политики можно отрегулировать эти изменения в лучшую сторону. При циклическом «перегреве» экономики допускается повышение процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет снижение дедовой активности.
  2. Если сдвиг в спросе на деньги вызван ростом цен, то любое увеличение денежного предложения будет увеличивать инфляцию. Цель денежно-кредитной политики в этом случае – поддержание объема денежной массы, находящейся в обращении.
  3. Изменение скорости обращения денег отразится на норме процента, объёме производства и ценах. Если Центральный Банк ставит задачу нейтрализовать воздействие изменения скорости обращения денег на национальную экономику, он придерживается гибкой денежно-кредитной политики: масса денег в обращении должна возрастать (или уменьшаться) в такой же пропорции, в какой уменьшается (или возрастает) скорость обращения денег.

     Денежный  оборот регулируется Центральным банком и в процессе осуществления кредитной экспансии или кредитной рестрикции.

     Кредитная экспансия Центрального Банка увеличивает  ресурсы коммерческих банков, которые  в результате выдаваемых кредитов увеличивают  общую массу денег в обороте.

     Кредитная рестрикция влечёт за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики денежными ресурсами.

     Большое значение для эффективного осуществления  денежно-кредитной политики имеет  стабильность банковской системы. Банковская система любой страны является необходимой составляющей её экономики. В рамках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления. Банковский сектор представляет собой канал, через который всей экономике передаются импульсы денежно-кредитного регулирования. Регулирование Центральным Банком деятельности коммерческих банков можно рассматривать и как одно из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со стороны Центрального Банка.14

 

ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

2.1 Методы, объекты и  субъекты денежно-кредитной  политики

 

       Основная задача денежно-кредитной  политики состоит в том, чтобы  изменения в денежном предложении соответствовали основным целям экономического развития: повышению деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платёжного баланса.

       Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение денег, их динамика и влияние этой динамики на экономику государства.

       Субъектами денежно-кредитной политики являются банки, прежде всего Центральный Банк, Министерство финансов, Правительство Российской Федерации, которое определяет цели денежно-кредитной политики. Правительство Российской Федерации и Минфин определяют основные направления денежно-кредитной политики: снижение инфляции (путем уменьшения денежной массы), или же наоборот увеличение количества денег в обращении для; контролируют динамику инструментов денежно-кредитной политики. Центральный банк Российской Федерации является проводником исполнения инструментов денежно-кредитной политики.

     Для регулирования массы денег в  обращении Центральный Банк использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объём, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте.

       Методы денежно-кредитной политики – это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называются также тактическими целями денежно-кредитной политики, это воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной политики.

     Хотя  денежно-кредитная политика определяется правительством, её проводником является Центральный Банк. Инструменты денежно-кредитной политики обычно используются совместно, чтобы соответствующие эффекты взаимно усиливали друг друга.

       Инструментом денежно-кредитной политики называют средство, способ воздействия Центрального Банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

     Имеющиеся в распоряжении Центрального Банка  инструменты различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение  денег и спрос на деньги), по форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (краткосрочные и долгосрочные).

       Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на её ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия преследует цель увеличения занятости и подъёма производства, а кредитная рестрикция – предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономического подъёма, или снизить темпы инфляции.

     По  форме инструменты денежно-кредитной  политики разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные).

     Прямые  методы носят характер административных мер в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объёма денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер даёт наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля Центрального Банка над ценой или максимальным объёмом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействие на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.

       Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка. При переходной экономике используются как прямые, так и косвенные методы с постепенным вытеснением первых вторыми.

     Также различают общие и селективные  методы денежно-кредитной политики.

     Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.

     Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких как ограничение выдачи ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т. д. Используя селективные методы, Центральный Банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов.

       По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. С помощью количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей коммерческих банков, следовательно на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.

Информация о работе Денежно-кредитная политика РФ