Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:14, курсовая работа
На сегодняшний день в рыночной экономике существует множество социально-экономических проблем, решение которых невозможно без вмешательства государства. Иначе говоря, понятия «рыночная система» или «рыночная экономика» абстрактны, это упрощенная картина действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни когда-либо, ни сегодня нет и не было ни одной страны, экономика управляемая только при помощи рыночного механизма. Вместе с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас ещё больше механизм государственного регулирования экономики.
Введение
1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства
1.1 Особенности Банковской системы России. Монетарная политика Центрального Банка
1.2 Цели, объекты, эффективность монетарной политики государства
2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику
2.2 Особенности после кризисной денежно-кредитной политики
3. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI веке
3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики
3.2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2001 и 2012 годов
Заключение
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономика»
на тему: «Денежно-кредитная политика российского государства»
1.2 Цели, объекты, эффективность монетарной политики государства
2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику
2.2 Особенности после кризисной денежно-кредитной политики
3. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI веке
3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики
3.2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2001 и 2012 годов
Введение
На сегодняшний день в рыночной экономике существует множество социально-экономических проблем, решение которых невозможно без вмешательства государства. Иначе говоря, понятия «рыночная система» или «рыночная экономика» абстрактны, это упрощенная картина действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни когда-либо, ни сегодня нет и не было ни одной страны, экономика управляемая только при помощи рыночного механизма. Вместе с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас ещё больше механизм государственного регулирования экономики.
В промышленно развитых странах со смешанной экономикой вмешательство государства в экономику далеко не одинаково. Оно различается по масштабам регулирования, методам и формам воздействия государства на экономику, по готовности общества принимать и поддерживать такое вмешательство государства в экономическую жизнь.
По большому счету экономическая роль государства может быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:
· разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;
· обеспечение сохранности рыночного механизма и поддержка конкуренции
· перераспределение материальных благ и доходов, направленное в первую очередь на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных социальных групп;
· регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;
· стабилизация экономики в условиях непостоянности экономической конъюнктуры и стимулирование экономического роста;
· предпринимательская деятельность.
Кредитные и финансовые методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении как еденное целое образуют денежно-кредитную или иначе монетарную политику государства; под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия». Рассмотрению основополагающих аспектов данных методов регулирования экономики и посвящена предлагаемая работа.
Из вышеизложенного определения следует, что денежно-кредитная политика не является чем-то самодостаточным, она очень тесно связана с другими регулирующими функциями государства (регулированием бюджетно-налоговой политикой, инвестиционной деятельности, системой поддержки малого предпринимательства и т.д.).
Тема, безусловно, актуальна, так как двойственный, в значительной мере неудачный опыт реформирования российской экономики все чаще в последнее время (особенно после финансового кризиса 1998 г.) ставит на повестку дня вопрос о методах и формах проведения денежно-кредитной политики.
Целью данной работы является комплексное изучение кредитных и финансовых методов государственного регулирования экономики.
Осуществление назначенной цели требует решения следующих задач:
− исследования механизма проведения Центральным банком монетарной политики;
− ознакомление с состоянием дел на сегодняшний день в российской практике;
− рассмотрение главных путей реализации этой политики на ближайшее будущее.
Постановка и последовательное решение данных задач определяет структуру работы. Рассмотрению каждой из них посвящена отдельная глава.
1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства
1.1 Особенности Банковской системы России. Монетарная политика Центрального Банка
Современная банковская система РФ.
Чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет создание и развитие современной банковской системы. Банковский сектор – это канал, через который посылаются импульсы денежно-кредитного регулирования.
Становление российской банковской системы как одного из основных институтов рыночной экономики имело ряд особенности, что повлияло на механизм, задачи и результаты проводимой денежно-кредитной политики.
Банковская система России сегодня представлена двумя уровнями. В юридическом плане она опирается на принятые 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР специальные законы: Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности РСФСР» и Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России»), а также новой редакции Закона РФ «О банках и банковской деятельности», принятого в июле 1995 г.
Данные российские законы внесли значительные изменения в существовавшую на тот момент кредитно-банковскую систему страны, этим положив начало качественно новому этапу в формировании этой системы и ее правового обеспечения.
Согласно законодательству в России появилась возможность создание банка на основе практически любой формы собственности, это и положило начало устранению государственной монополии на банковскую деятельность.
В редакции Закона РФ «О банках и банковской деятельности», которая была принята в июле 1995 г., отмечено, что банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.
В Законе «О банках и банковской деятельности» предусмотрена возможность существования на российском кредитном рынке банков, которые способны предоставлять иностранный капитал, определены условия лицензирования их деятельности и полномочия Банка России касательно формирования их уставного капитала. Чрезвычайно важное значение имело утверждение на законодательном уровне принципа самостоятельности банков относительно органов государственной власти и управления при принятии определенных решений, связанных с проведением банковских операций. Согласно Закону кредитная организация − это юридическое лицо, которое имеет целью получение прибыли, и на основе лицензии Банка России имеет право реализовывать банковские операции. Состав банковских операций также предусмотрен в Законе «О банках и банковской деятельности». Кредитные организации подразделяют на банки и небанковские кредитные организации.
Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности? следующие банковские операции:
− привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
− размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности;
− открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
− покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты (наличной и на счетах);
− привлечение и размещение драгоценных металлов во вклады;
− финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей депозитов.
Небанковская кредитная организация − кредитная организация, обладающая правом осуществлять некоторые банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным Законом. Возможное сочетание банковских операций для небанковских кредитных организаций определяется Банком России. Следствием принятия и введения в действие вышеуказанных законов явилось то, что кредитно-банковская система России приобрела следующий вид:
−Центральный банк РФ (Банк России);
−Сберегательный банк;
− коммерческие банки различных видов, в том числе специальные банки развития;
−банки со смешанным российско-иностранным капиталом;
−иностранные банки, филиалы банков-резидентов и нерезидентов;
−союзы и ассоциации банков;
−иные кредитные учреждения.
Новое банковское законодательство внесло практически радикальные изменения не только в структуру кредитно-банковской системы, но и в принципы построения и управления данной системой. Банковская система России обрела двухуровневое построение. В данном случае критерием отнесения элементов к тому или другому уровню является их положение в системе, определенное отношениями субординации. Так, например, Центральный банк находится на верхнем уровне, поскольку уполномочен государством регулировать и контролировать систему в целом, т.е. осуществлять функцию управления всей системой. А коммерческие банки и кредитные учреждения составляют нижний уровень системы.
Инструменты регулирования денежного обращения.
В экономической практике многих стран применяются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:
– операции на открытом рынке, т.е. на рынке казначейских ценных бумаг;
– политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка
– изменение норматива обязательных резервов.
В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом являются операции на открытом рынке. С помощью продажи или покупки на открытом рынке казначейских ценных бумаг Центральный банк способен осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. Такие операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно вместе с группой крупных банков и иных финансово-кредитных организаций.
Схема проведения таких операций такова:
Представим себе, что на денежном рынке наблюдается излишнее количество денежной массы в обращении и основной задачей Центральный банк ставится ограничение или ликвидация этого излишка. В этой ситуации Центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке населению или банкам, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Так как предложение государственных ценных бумаг растет, рыночная цена на них падает, а процентные ставки по ним повышаются, и, благодаря этому, возрастает «привлекательность» для покупателей. Банки и население (через своих дилеров) начинают оживленно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит, в конце концов, к уменьшению банковских резервов. Сокращение банковских резервов, со своей стороны, снижает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. График предложения денег сдвигается влево, а процентная ставка растет.
На денежном рынке бывают и другие ситуации, как например недостаток денежных средств в обращении. В этом случае Центральный банк
проводит политику, ориентированную на увеличение денежного предложения, а именно: ЦБ начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения. Таким образом, Центральный банк повышает спрос на государственные ценные бумаги. В итоге их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, это делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинается продажа государственные ценные бумаги, а это приводит, в конечном счете, к увеличению банковских резервов и – к увеличению денежного предложения. График предложения денег сдвинется вправо, процентная ставка упадет.
Учетная ставка – это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. При этом Центральный банк дает этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а только тем, кто имеет устойчивое финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку устанавливает Центральный банк. Её уменьшение делает для коммерческих банков займы резервных фондов более дешевыми. Коммерческие банки желают получить кредит. В данном случае повышаются избыточные резервы коммерческих банков, активизируя мультипликационное увеличение количества денег в кругообороте. Напротив, увеличение учетной ставки делает займы резервных фондов невыгодными. Что интересно некоторые коммерческие банки, располагающие заемными резервами, даже пытаются возвратить их, потому что они становятся дорогими.
Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Политика учетных ставок занимает второе по значению место среди инструментов денежно-кредитной политики после политики Центрального банка на открытом рынке и проводится обычно в сочетании с деятельностью Центрального банка на открытом рынке. Например, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке стремясь уменьшить денежное предложение, Центральный банк повышает учетную ставку (делает её выше доходности ценных бумаг), ускоряя процесс купли населением правительственных ценных бумаг у коммерческих банков, так как банкам становится невыгодно восполнять резервы займами у Центрального банка, и повышать эффективность операций на открытом рынке.
Напротив, при покупке ЦБ государственных ценных бумаг на открытом рынке Центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этом случае коммерческим банкам выгодно занимать резервы у Центрального банка и направлять средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг у населения, которое заинтересовано в их продаже. Расширительная политика Центрального банка становится более эффективной.
В основе действия этого инструмента денежно-кредитной политики лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский (денежный) мультипликатор, а именно:
а) если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения;
б) при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег. Этот инструмент монетарной политики наиболее мощный, так считают специалисты, занимающиеся данным вопросом, однако он достаточно груб, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже малейшее изменение нормы обязательных резервов может вызвать значительные изменения в объеме банковских депозитов и кредита.
Монетарная политика государства традиционно рассматривается как главное направление государственного регулирования экономики. Высшая цель денежно-кредитной политики государства состоит в обеспечении эффективной занятости, стабильности цен и росте реального объема ВНП. Она достигается при помощи мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются долгое время, рассчитаны не на один день и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и реальные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, которые находятся в обращении, определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.
Так или иначе, проводником монетарной политики государства выступает ЦБ в соответствии с присущими ему функциями, а объектами политики являются спрос и предложение на денежном рынке.
Спрос на деньги (MD) формируется из:
1) спроса на деньги как средство обращения и
2) спроса на деньги как средство сохранения стоимости.
Общий спрос на деньги зависит от процентной ставки и уровня номинального объема ВНП. В этом аспекте познакомимся с главными теоретическими моделями спроса на деньги, которые легли в основу приведенного утверждения. Первой рассмотрим количественную теорию. В общем виде она и есть теория спроса на деньги. Функция спроса на деньги здесь выводится из уравнения обмена
М • V = Р • Y определяется как
(М / Р) = L(Y), где L(Y) – спрос на ликвидный товар – деньги.
Согласно этому уравнению, величина спроса на реальные денежные запасы является функцией дохода.
Кроме того, известно, что (М/Р) = k • Y, т.е. спрос на реальные денежные запасы прямо пропорционален доходу.
Так же спрос на денежном рынке отличается от привычного тем, что по сути это спрос на капитал в денежной форме. Сумма необходимых денег – это денежный капитал, который люди стремятся иметь в определенный период времени при специфических условиях. Такой подход к деньгам как к одному из видов богатства характерен для работ Дж. Кейнса.
В труде «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. Кейнс утверждал, что люди держат деньги на руках (имеется в виду деньги как денежный агрегат Ml), т.е. хранят часть богатства в виде денег, так как последние имеют свойство абсолютной ликвидности. Отсюда следует, что спрос на деньги зависит от того, насколько ценно в определенный момент свойство ликвидности. Сам Дж. Кейнс назвал эту теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности.
Согласно этой теории величина спроса на деньги и норма процента обратнозависимы. Хозяйственные агенты хранят часть богатства в ликвидной форме, если они полагают, что иная форма богатства может быть сопряжена со значительным риском или может принести потери. Но при этом наличные деньги не приносят того дохода, который хозяйственные агенты могли бы получать от хранения богатства в виде облигаций или банковских депозитов, которые приносят проценты. В данном случае ставка процента становится альтернативными издержками хранения богатства в виде наличных денег, если ставка процента высокая, то она понижает спрос на деньги, если низкая, то повышает. Функция спроса на деньги предстает в виде:
(M ∕ P) d = L (r, Y), где r − ставка процента, Y − доход.
Величина спроса на деньги обратно пропорциональна ставке процента и прямо пропорциональна доходу.
Таким образом, спрос на деньги как средство обращения обусловливается уровнем денежного или номинального ВНП (прямо пропорционально). Чем выше доход в обществе, чем больше количество сделок, чем выше уровень цен, тем больше необходимо денег для совершения экономических сделок в рамках национальной экономики.
Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально), поскольку, как подчеркивалось ранее, при владении деньгами в форме наличности и чековых вкладов, не приносящих владельцу процентов, возникают определенные вмененные (альтернативные) издержки по сравнению с использованием сведений в виде ценных бумаг.
Распределение финансовых активов, например, на наличные деньги и облигации, зависит от величины ставки процента: чем она выше, тем ниже курс ценных бумаг и выше спрос на них, тем ниже спрос на наличные деньги, наоборот
Центральными банками проводятся мероприятия в денежно-кредитной сфере, не связанные с продолжительными процедурами согласовании и принятием специальных распоряжений органами государственной власти. Свобода центральных банков в проведении денежно-кредитной политики позволяет успешно противостоять давлению со стороны политиков, когда краткосрочные политические цели правительства противоречат основной стратегической линией макроэкономического регулирования. Чаще всего это происходит в условиях приближающихся выборов, растущего дефицита государственного бюджета и т.д. Все это делает монетарную политику весьма привлекательным инструментом государственного регулирования экономики.
С другой стороны, в проведении денежно-кредитной политики возникают серьезные ограничения, которые скрывают опасность ухудшения экономической ситуации.
Во-первых, это определено общими особенностями использования косвенных методов регулирования, когда одни и те же мероприятия, проводимые государственными органами, обеспечивают позитивный эффект на одних рынках, но на других взывают отрицательные последствия
Во-вторых, значительно на эффективность денежно-кредитной политики влияет правильность выбора промежуточных и тактических целей. Здесь речь идет о так называемой технической стороне дела. Известно, что денежную массу можно представить в виде денежных агрегатов, построенных по принципу убывания ликвидности. Выбрав в качестве цели промежуточной, скажем, темп роста денежной базы. ЦБ должен выбрать и денежный агрегат, который он будет контролировать, более узкий или более широкий и соответственно определить тактические цели. Сделав не правильный выбор, т.е. выбор не учитывающий все происходящие процессы в денежно-кредитной сфере, принятые усилия не принесут желаемого конечного результата, мало того они могут подорвать авторитет экономических теорий, на основе которых формировалась денежно-кредитная политика.
И, в-третьих, проведя денежно-кредитную политику и выбирая ее цели следует учитывать побочные эффекты. ЦБ не способен контролировать предложение денег полностью, так как в этом процессе участвуют также коммерческие банки и не банковский сектор.
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику
Формирование монетарной политики в переходной экономике России определено взаимодействием двух групп факторов: во-первых, спецификой особого периода развития, собственно реализацией перехода от планово-централизованной экономической системы к современной смешанной экономике рыночного типа, и, во-вторых, конкретными политическими и социально-экономическими условиями, в которых происходит этот переход.
Специфика экономической политики государства в переходный период связана с тем, что еще не выработана устойчивая экономическая система, имеющая свойство само регуляции и саморазвития. На сегодняшний день государственное регулирование в смешанной экономике наряду с рыночным образует единый механизм и, дополняя друг друга, обеспечивает работу целостной системы. Переходная экономика – это не воспроизводящаяся на своей основе экономическая система. Старые отношения понемногу видоизменяются, а созданные новые институты, нормы и правила не способны быстро заменить прежние. Существование полярных механизмов регулирования приводит к столкновению экономических интересов, обострению политических и социально-экономических отношений. Борьба нового и старого обусловливает непостоянство и неустойчивость экономики в переходный период. Равновесие в данный период невозможно обеспечить без активной поддержки государства.
При всем при этом переходная экономика требует для своей стабилизации особой схемы отношений между государством и экономическими агентами. В переходный период поведение экономических агентов строится в условиях неизвестной трудно предсказуемой экономической ситуации. Нет сформированных долгосрочных ориентиров экономической деятельности, не сложены устойчивые экономические связи. В переходной экономике государство не способно напрямую использовать инструменты и механизмы макроэкономического регулирования, давшие позитивный эффект в сложившейся системе смешанной экономики. Это целиком и полностью относится и к денежно-кредитной политике, которая будет безуспешна, если нет адекватной реакции экономических агентов на импульсы, которые создают денежные инструменты. Эта реакция связана с формированием рыночных институтов и рыночных механизмов.
По этой причине в период их формирования монетарная политика усложняется, регулирование денежной массы, находящейся в обороте, процентных ставок, которые влияют на количество инвестиций, денежных потоков в экономике не может ограничиваться только методами, применяемыми в уже сформировавшихся экономических системах.
Исходные социально-экономические и политические условия, в которых происходит переход к новой экономической системе, относятся ко второй группе факторов оказывающих влияние на денежно-кредитную политику. Переходные процессы в экономике России сопровождаются общим спадом производства, потерей хозяйственных связей, безработицей. Экономическая дестабилизация выражается в дисбалансе совокупного спроса и предложения, внушительном дефиците государственного бюджета, инфляции.
Поэтому, мероприятия по созданию нового, более действенного механизма хозяйствования вынужденно увязывались за мерами по стабилизации. В итоге после проведения экономической политики должно было установиться макроэкономическое равновесие в краткосрочном периоде, создание условий для экономического роста, улучшение инвестиционного климата.
Правительство, которое возглавлял Е. Примаков, пришедшее к власти в сентябре 1998 года, вызвало ожидания координальных изменений макроэкономической политики. Многочисленные выступления видных членов правительства с призывами к усилению государственного вмешательства в экономику, компенсировать потери населения от кризиса осени 1998, оказать государственную поддержку банковской системе, предвещали инфляционный вариант развития событий. Складывалось такое впечатление, что правительство намерено пойти на открытое противостояние с международными финансовыми организациями и иностранными кредиторами.
На самом деле правительство Е. Примакова проявило должную осторожность и в результате обеспечило не только принятие, но и реализацию жесткого бюджета на 1999 год при проведении сдержанной денежной политики. Еще больше прагматизма было в политике Правительства РФ, возглавляемого С. Степашиным и В. Путиным.
Одними из основных целей политики валютного курса на 2000 год ЦБ РФ определил сглаживание сильных колебаний обменного курса рубля и поддержание золотовалютных резервов на уровне, который способен обеспечить доверие к проводимой монетарной политике и стабильность российской валютно-финансовой системы. Не остался без внимания вопрос о совершенствовании действующего механизма обязательного резервирования и его нормативной базы, увеличение объема операций ЦБ РФ на открытом рынке и депозитных операций с коммерческими банками. Планирование процентной политики Банка России в 2000 год происходило опосредованным способом: с помощью контроля за операциями на открытом рынке и за объемом эмиссии, но из-за неспешного развития внутреннего рынка государственных ценных бумаг, принятые меры денежно-кредитного регулирования имели ограниченное значение.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год содержали два базовых сценария развития экономики в 2000 году. Согласно первому (умеренному) сценарию, прирост денежной массы должен был составить 20–28%, инфляция – около 18–22%, а прирост реального ВВП – от 1 до 2%. Второй сценарий (оптимистичный) предполагал существенно более высокие показатели роста реального ВВП (6–10%) при незначительном по сравнению с первым вариантом увеличением прироста денежной массы М2 (32–38% за год) и инфляцией на уровне 25–28%. 12 октября 1999 года Правительство РФ утвердило положение об особенностях эмиссии и регистрации облигаций Банка России. Предполагалось, что выпуск данного финансового инструмента даст ЦБ РФ новые возможности управления денежной массой, а именно, возможность стерилизации рублевых интервенций на валютном рынке. Однако аукционы по их размещению были проведены только один раз 14 декабря 1999 года, но не были признаны состоявшимися из-за отсутствия спроса по приемлемым для эмитента ценам.
В течение 1999–2000 Банк России не единожды снижал ставку рефинансирования, опустив ее с 60% до 25% годовых (см. прил. 1). Всё равно ее динамика просто следовала за тенденциями в темпах роста индекса потребительских цен и в уровне ставок по межбанковским кредитам и на рынке государственных ценных бумаг. Осенью 2000 года ставка рефинансирования приняла отрицательные значения в реальном исчислении.
Информация о работе Денежно-кредитная политика российского государства