Денежно-кредитная политика российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:14, курсовая работа

Описание

На сегодняшний день в рыночной экономике существует множество социально-экономических проблем, решение которых невозможно без вмешательства государства. Иначе говоря, понятия «рыночная система» или «рыночная экономика» абстрактны, это упрощенная картина действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни когда-либо, ни сегодня нет и не было ни одной страны, экономика управляемая только при помощи рыночного механизма. Вместе с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас ещё больше механизм государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение
1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства
1.1 Особенности Банковской системы России. Монетарная политика Центрального Банка
1.2 Цели, объекты, эффективность монетарной политики государства
2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику
2.2 Особенности после кризисной денежно-кредитной политики
3. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI веке
3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики
3.2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2001 и 2012 годов
Заключение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

 

 


3. Совершенствование денежно-кредитной политики в современных условиях

 

3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики

 

Главной целью денежно-кредитной политики в рамках программы финансовой стабилизации является поддержание низких текущих темпов инфляции и создание условий для роста инвестиций, обеспечение благоприятной динамики курса национальной валюты, способствующей улучшению состояния платежного баланса.

Для достижения этой цели усилия органов денежно-кредитного регулирования должны быть сосредоточены на решении следующих задач:

• ограничение денежной массы объемом, необходимым для осуществления экономической деятельности;

• оптимизация структуры денежной массы и ее распределения между секторами и субъектами экономики;

• предотвращение оттока капитала за рубеж;

• поддержание на заданном уровне валютных резервов.

Решение этих задач требует осуществления комплекса перечисленных ниже мер. Чтобы добиться контроля за инфляцией и поддерживать динамическую стабильность курса национальной валюты необходимо ограничить темпы роста денежной массы и колебания уровня процентных ставок по кредитам и депозитам экономике. Оперативное регулирование банковской ликвидности и ставок межбанковского рынка позволит обеспечить стабильность расчетов, уменьшит спекуляции на денежном рынке. Предельное ограничение роста курса национальной валюты в периоды инфляции, нельзя допускать прямого кредитования дефицита госбюджета, поэтапный перевод требований к правительству по внутреннему долгу в среднесрочные государственные ценные бумаги и с положительной реальной процентной ставкой, обеспечивающей их доходность на уровне государственных ценных бумаг.

Краткосрочное кредитование кассового разрыва в доходах и расходах государственного бюджета посредством покупки государственных краткосрочных ценных бумаг позволит создать условия для оперативной поддержки госбюджета в рыночных формах, а также необходимо установление потолка роста денежной массы и чистых внутренних активов ЦБ с целью ограничения роста денежной массы – это гарантированное ограничение темпов инфляции и предсказуемость ее изменения.

Необходимо установить учетную ставку ЦБ РФ на уровне, не ниже норматива, действующего в сопредельных государствах это, в конце концов, должно привести к снижению уровня инфляции, рост инвестиционной активности, стабилизация производства.

Так же важнейшим инструментом совершенствования денежно-кредитной политики должно стать совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков для стабилизации предложения денег экономике страны. Этого можно добиться при помощи следующих мер:

• Обеспечение создания коридора базовых ставок рефинансирования банков на основе аукционных и ломбардных кредитов, что позволит перейти от количественных к ценовым методам регулирования банковской ликвидности и снижение ставок по кредитам экономике.

• Совершенствование процедуры быстрого реагирования на изменение объемов банковской ликвидности и колебание ставок межбанковского рынка путем операций на открытом рынке обеспечит точную настройку уровня ставок межбанковского рынка в заданном коридоре базисных ставок рефинансирования.

• Упорядочивание процедур предоставления резервного кредита отдельным банкам, испытывающим кратковременный недостаток ликвидности, обеспечит стабильность банковской системы при кризисах ликвидности у крупных банков, которые оказывают влияние на экономику.

• Ограничение эмиссии краткосрочных обязательств Центрального Банка по мере расширения эмиссии государственных ценных бумаг правительства, позволит сэкономить государственные средства на цели регулирования денежного рынка (300–400 млрд. руб. в год). И последним шагом совершенствования должно явится совершенствование систем резервных требований к коммерческим банкам, это выражается в следующих этапах:

• Дифференсация систем обязательного резервирования депозитов банков, нацеленная на увеличение доли долгосрочных депозитов в качестве ресурса для повышения инвестиционной активности в стране обеспечит повышение банковской ликвидности, стимулирование роста долгосрочных депозитов и сокращения массы «горячих денег», рост инвестиций в экономику.

• Осуществление поэтапного пересмотра норм обязательного резервирования в сторону их снижения по мере сокращения темпов инфляции и роста спроса на кредитные ресурсы для долгосрочных инвестиций, следствием этого должно явиться сбалансированность деловой активности и денежного предложения в экономике, повышение мобильности предложения денег.

• Создание системы мониторинга конъюнктуры денежного рынка и рынка капиталов и на этой основе осуществление моделирования и прогнозирования финансовых потоков в увязке с процессами макроэкономического развития страны это способствует повышению эффективности государственного регулирования денежного рынка.

3.2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2001 и 2012 годов
Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рассмотрел Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов и отмечает следующее.
Прогнозы развития денежно-кредитной сферы в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов построены Банком России на основе четырех вариантов прогнозируемых цен на российскую нефть сорта «Юралс». При этом Комитет отмечает, что прогноз Банка России наряду с тремя оптимистичными вариантами, содержит и пессимистичный сценарий, предусматривающий снижение цены на нефть сорта «Юралс» до 45 долларов США.
Главной целью денежно-кредитной политики на 2010 год и на период 2011 и 2012 годов остается последовательное снижение инфляции. Так, в документе определен целевой количественный ориентир ограничения прироста потребительских цен в пределах: в 2010 году – 9,0 – 10,0% (на 2009 год – 7,0 – 8,5%), в 2011 году – 7,0 – 8,0%, в 2012 году – 5,0 – 7,0%. Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует уровень базовой инфляции в 2010 году 8,5–9,5% (в 2009 году – 6,2–8,0%), в 2011 году – 6,5 – 7,5%, а в 2012 году – 4,5–6,5%. При этом действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования в краткосрочном периоде в значительной степени будут связаны с минимизацией влияния мирового финансового кризиса на российскую экономику и банковский сектор.
Кроме этого, по прогнозу Банка России, долгосрочные тенденции изменения курса рубля будут определяться балансом внешнеторговых операций, а также динамикой трансграничных потоков капитала. При этом высокая волатильность потоков капитала и их зависимость от состояния внешних финансовых рынков будут обуславливать неопределенность курсовой динамики.
Темпы прироста денежной базы в узком определении, в зависимости от сценарных вариантов развития экономики, оцениваются Банком России в 2010 году на уровне 8,0 – 17,0% (в 2009 году – на уровне 14,0 – 22,0%), в 2011 году – 11,0 – 19,0%, в 2012 году – 13,0 – 19,0%. Иными словами, прогноз Банка России предполагает последовательное увеличение темпов прироста денежной базы.
Банк России прогнозирует дальнейший рост валютных резервов и одновременно – последовательное снижение темпов его прироста. Так, прирост валютных резервов в 2010 году составит от 15,5 до 69,7 млрд. долларов США (в 2009 году – от 58,9 до 120,6 млрд. долларов США), соответственно по 2,3 и 4 варианту прогноза, в 2011 году – от 3,7 до 88,9 млрд. долларов США, в 2012 году – от 10,2 до 106,7 млрд. долларов США, соответственно по всем вариантам прогноза (в зависимости от уровня цен на энергоносители). Вместе с тем, Банк России предусматривает возможное снижение в 2010 году валютных резервов на 8,0 млрд. долларов США по первому варианту прогноза.
По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.
В предыдущие годы Банку России практически не удавалось выдерживать прогнозные ориентиры по уровню инфляции исключительно существующими инструментами денежно-кредитной политики. Комитет отмечает, что инфляция в России определяется не только монетарными факторами, но и зависит как от ценовой и тарифной политики, так и от комплекса внешнеэкономических условий, в том числе от монополизма отдельных стран, доминирования одной мировой резервной валюты, неустойчивости мировой финансовой системы, ценовой динамики на мировых товарных рынках. Кроме того, неразвитость конкурентной среды, стратегических кредитных инструментов и сегментированность экономики оказывают значительное повышающее давление на инфляционные процессы.
В результате этого по итогам 2009 года уровень инфляции может превысить принятые в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год целевые ориентиры ограничения роста потребительских цен, установленные на уровне 7,0–8,5%. Так, только в январе-октябре 2009 года уровень инфляции составил 8,1%, причем опережающими темпами росли цены на непродовольственные товары и услуги. Банк России прогнозирует, что целевой ориентир по инфляции, установленный в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год будет превышен и может составить менее 11%.
Банк России в среднесрочной перспективе предполагает осуществлять постепенное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования в контексте перехода к режиму свободно плавающего валютного курса. Комитет считает необходимым подчеркнуть, что в условиях нестабильности на мировых финансовых рынках переход к подобному режиму валютного курса может привести к резкому увеличению степени его волатильности, в том числе и вследствие воздействия непрогнозируемых факторов внешней среды и спекулятивных ожиданий участников валютного рынка. В этой связи, по мнению Комитета, является целесообразным более аккуратное и точное использование механизма валютных интервенций для поддержания равновесия спроса и предложения на компоненты бивалютной корзины в целях недопущения как чрезмерного укрепления, так и чрезмерного ослабления рубля.
Комитет считает, что одной из причин высокого уровня инфляции и роста цен в российской экономике как общей тенденции (при наличии отдельных, как правило, конъюнктурных периодов замедления темпов их прироста) является недостаточно активная политика Банка России по развитию российской банковской системы, укреплению ее ресурсной базы и созданию условий для долгосрочного кредитования реального сектора экономики.
Закономерным является и то обстоятельство, что при наблюдаемой в текущем году нестабильности на мировых финансовых рынках повысилась заинтересованность российских кредитных организаций в использовании инструментов рефинансирования Банка России. Однако процентная политика Банка России еще не оказывает решающего воздействия на реальный процесс формирования кредитного режима в российской экономике.
В связи с этим Комитет считает, что, несмотря на достигнутые в последние годы позитивные результаты в сфере кредитования, Банк России недостаточно активно применяет ставку рефинансирования в качестве главного инструмента регулирования денежного предложения (как это имеет место в развитых экономиках). Сложившуюся ситуацию, при которой имеет место значительный разрыв между ставкой рефинансирования и рыночными процентными ставками, нельзя считать приемлемой.
Комитет неоднократно выражал свою озабоченность проблемой интенсивного роста корпоративного внешнего долга. По мнению Комитета, чрезмерно активное увеличение доли внешней задолженности частного сектора привело к возникновению резких диспропорций в структурной динамике внешнего долга России и создало реальную угрозу стабильности российской банковской системы и российской экономики в целом.
Комитет также относит к числу нерешенных проблем сохраняющийся низкий уровень доверия к российским банкам, неразвитость национальной рейтинговой системы, высокие риски кредитования, связанные с неэффективной структурой экономики, дефектами управления и низкой транспарентностью многих российских предприятий. Все вышеперечисленное сдерживает расширение долгосрочного кредитования реального сектора экономики и осуществление структурных преобразований в экономике по ее модернизации. Таким образом, не обеспечивается снижение зависимости российской экономики от внешних факторов и колебаний мировой конъюнктуры (зачастую спекулятивного характера).
Комитет считает, что повышение уровня жизни российского народа и конкурентоспособности отечественных предприятий зависит главным образом от возможностей проведения в стране структурной модернизации экономики, а также от снижения зависимости развития страны от внешних, в том числе конъюнктурных или спекулятивных факторов. Поэтому денежно-кредитная политика Банка России должна быть направлена на максимально возможное обеспечение структурной модернизации экономики, создание благоприятных условий для приоритетного и долгосрочного кредитования, поддержку российским банковским сектором реального сектора экономики, в особенности – отечественных наукоемких и высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять к сведению Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов, представленные Центральным Банком Российской Федерации.
Заключение
Современный этап социально-экономического развития России требует ориентировать экономическую политику на сокращение существующего разрыва между Россией и наиболее развитыми странами мира. По сути, это означает необходимость выработки и осуществления стратегии, нацеленной на формирование современного постиндустриального общества. Необходимо достичь такого роста, который обеспечивал бы прогрессивные структурные сдвиги в российской экономике, избавил бы ее от все еще высокой зависимости от внешних факторов и на базе этого позволил бы решить поставленную Президентом Российской Федерации задачу удвоения внутреннего валового продукта.
Очевидно, что устойчивое функционирование экономики сегодня невозможно без эффективного государственного аппарата, правоохранительной системы, справедливого суда. Абсолютным приоритетом для Правительства сегодня является реформа секторов, связанных с развитием человеческого потенциала, прежде всего, образования и здравоохранения. Однако осуществление любых мероприятий социально-экономической политики не должно подрывать достигнутый уровень макроэкономической стабильности
Кредитно-денежная политика по аналогии с фискальной ставит цели стабилизации, повышения устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы, преодоления кризисов, обеспечения занятости и экономического роста. Если фискальная политика имеет более выраженный анти циклический характер, связана с налогами и бюджетом, то денежно-кредитная политика ограничивается стабилизацией денежного обращения и больше ориентирована на денежную массу.
Отсюда следует, что целевые задачи денежно-кредитной политики своеобразны. Это – подавление инфляции, стабилизация уровня цен, стабилизация покупательной способности и курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение постоянного денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, контроль денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы.
В монетарной форме макроэкономическая денежная политика связывается, в первую очередь с воздействием на денежную массу. Жесткой считается такая денежная политика, когда государство сокращает денежную массу, ограничивает эмиссию, содействует поддержанию высоких процентных ставок на получение денег в кредит. Мягкой же называют такую политику, когда государство способствует увеличению денежной массы или хотя бы не мешает ему, практически не сдерживает выпуск в обращение новых денег и помогает получению дешевых кредитов. Государство проводит свою эмиссионную политику в основном через ЦБ страны.
Основными же частями и одновременно инструментами государственной денежно-кредитной политики является политика рефинансирования, политика операций на открытом рынке, политика резервирования, политика обеспечения ликвидности. Вместе эти инструменты позволяют регулировать денежную массу в обращении и отдельные денежные агрегаты, таким образом оказывать косвенное влияние на изменение рыночных цен, уровни инфляции, товарно-денежные отношения между производителями и потребителями, доходы и расходы субъектов рынка, рыночный обмен.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.: Айрис – пресс, 2003.-61 с.
2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». – М.: Омега-Л, 2005. – 48 с.
3. Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. проф. Кушлина В.И. и проф. Волгина Н.А. – М.: ОАО «НПО» Экономика», 2005. – 735 с.
4. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. – М.: Дело, 2005. – 300 с.
5. Государственное регулирование экономики в современных условиях. – М.: ИЭ РАН, 2004. – 132 с.
6. Дробозина В.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 389 с.
7. Мировая экономика. / Под ред. А.С. Булатова. М.: Юрист, 2005. – 537 с.
8. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 522 с.
9. Алексашенко С. Причины падения рубля – чисто психологические. // Эксперт. – 2005. – 14 сент. – С. 24.
10. Никишин А. Проблемы регулирования деятельности небанковских кредитных организаций. // Финансовый бизнес. – 2004. – №10. – С. 31–33.
11. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год. // Деньги и кредит. – 2006. – №12. – С. 3–39.
12. Синельников С. и др. Денежно-кредитная политика в пост кризисный период // http://www.iet.ru/usaid/denegpostcrisis/denegpostcrisis.html
13. «Консультант Плюс: Аналитический обзор от 9 июня 2009 года Указание ЦБ РФ от 04.06.2009 №2247-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»



Информация о работе Денежно-кредитная политика российского государства