Денежно-кредитная политика в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 04:36, реферат

Описание

Сегодня в России рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны. Задача это достаточно сложная. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться успешно лишь в том случае, если государство через Центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.
Целью работы является рассмотрение теоретических аспектов денежно-кредитной политики, основных методов и инструментов регулирования монетарной политики, а также роли Центрального Банка Российской Федерации в её проведении.

Содержание

Введение
Глава 1 Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной политики
1.1 Сущность, структура и функции Центрального Банка РФ
1.2. Направления, методы и инструменты денежно-кредитной политики Банка России
Глава 2 Цели, объекты, состояние и перспективы денежно-кредитного регулирования
2.1 Цели денежно-кредитного регулирования
2.2. Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Денежно-кредитная политика.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

    2.2. Состояние и перспективы  развития денежно-кредитной  системы в России

    Правовые  основы функционирования денежной системы  в России, как мы уже говорили, определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. №86-Ф3:

    - официальной денежной единицей  в нашей стране является рубль;

    - соотношение между рублем и  золотом Законом не установлено,  а курс рубля к иностранным  денежным единицам определяется  ЦБ РФ;

    - исключительным правом эмиссии  наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России, он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране;

    - видами денег, имеющими законную  платежную силу, являются банкноты и металлическая монета, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагам, резервами кредитных учреждений, находящихся на счетах ЦБ РФ;

    - образцы банкнот и монет утверждаются  Банком России;

    - на территории России функционируют  наличные деньги и безналичные  деньги.

    В целях организации наличного  денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие  обязательства:

    - прогнозирование и организация  производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

    - установление правил хранения, перевозки  и инкассации наличных денег  для кредитных организаций;

    - установление признаков платежеспособности  денежных знаков и порядка  замены поврежденных банкнот  и монет, а также их уничтожения;

    - определение порядка ведения  кассовых  операций.

    С июня 1997 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения  кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г.

    Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется путем использования общепринятых  в рыночной экономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке.

    Для осуществления эмиссионно-кассового  регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций и предприятий  в главных территориальных управлениях  Центрального банка, расчетно-кассовых центрах  имеются оборотные кассы  по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет.

          Резервные  фонды  денежных билетов и монет это запасы не выпущенных в обращение денежных билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.

    В коммерческих банках создание таких  фондов не предусмотрено,  т.к. у них  имеются операционные кассы. С июня 1997 г.  коммерческим банкам установлен лимит минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов юридических лиц, а также со счетов по вкладам граждан.

    В 2008 году, в связи с кризисом ипотечного кредитования в США и острым дефицитом ликвидности на международных финансовых рынках, изменились условия проведения денежно-кредитной политики. Банк России увеличил объемы рефинансирования коммерческих банков. Был разработан аукционный механизм размещения свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах. При этом с целью существенного снижения инфляции Банк России активно использовал доступные ему инструменты денежно-кредитной политики — процентные ставки, нормативы обязательных резервов, валютный курс рубля. В сентябре 2008 г. в результате обострения мирового финансового кризиса ситуация в экономике России кардинально изменилась. Резкое падение мировых цен на нефть и другие экспортируемые Россией товары привело к ухудшению состояния платежного баланса страны. К концу 2008 г. сформировавшийся осенью 2008 года валютный курс рубля перестал соответствовать экономическим реалиям. Поэтому была проведена постепенная девальвация рубля. 23 января 2009 года верхняя граница валютного коридора стоимости бивалютной корзины была установлена на уровне 41 рубль.

    Начавшийся  осенью 2008 года мощный отток частного капитала, сопровождался резким падением цен на акции на российских фондовых биржах. Российские компании и банки  оказались отрезанными от иностранных  источников финансирования.

        В условиях мощного оттока вкладов населения, отсутствия возможности у российских банков получить кредиты за рубежом, свертывания рынка межбанковского кредитования ухудшилась ситуация с ликвидностью кредитных организаций. Некоторые банки начали задерживать платежи и выдачу средств со вкладов населения. В октябре 2008 г. отток вкладов населения из банков достиг своего максимума. Начался рост просроченной задолженности по кредитам и стагнация банковского кредитования реального сектора и населения. В результате усиливавшегося недоверия банков друг к другу резко снизились объемы операций межбанковского кредитования. В это время Банк России основные усилия направил на предотвращение массового банкротства российских банков.

    С целью пополнения банковской ликвидности неоднократно принималось решение о снижении нормативов обязательных резервов. Был значительно расширен перечень активов, принимаемых Банком России в залог при рефинансировании банков. В течение 2009 г. 10 раз снижались ставка рефинансирования Банка России и другие ставки по операциям Банка России с кредитными организациями. С 24 апреля 2009 г. до конца года ставка рефинансирования снизилась с 13% до 8,75%.

    Был создан временный механизм поддержания  межбанковского рынка в условиях кризиса, который предусматривал компенсацию Банком России до 90% убытков, понесенных банками-кредиторами при межбанковском кредитовании банков, у которых была отозвана лицензия.

       Для быстрого и масштабного пополнения рублевой ликвидности банковской системы был разработан механизм предоставления Банком России кредитным организациям кредитов без обеспечения ("беззалоговых" кредитов). 

       Одним из способов увеличения капитала банков стало предоставление им за счет государственных средств субординированных кредитов. Кроме того был разработан механизм приобретения государством привилегированных акций банков, нуждающихся в пополнении капиталов, с оплатой их специальными облигациями федерального займа.

       Совместно с Агентством по страхованию вкладов Банк России провел большую работу по санации проблемных банков. В большинстве случаев к санации и отзыву лицензии у крупных и средних банков привело кредитование этими банками бизнеса своих собственников.

       Банк России предоставлял кредиты на льготных условиях крупным финансово устойчивым банкам в случае их готовности приобрести за символическую сумму контрольный пакет акций проблемного банка и за счет полученных средств осуществить его санацию. В результате предпринятых мер кризис ликвидности банковского сектора был погашен, массовое банкротство банков предотвращено. Ситуация относительно стабилизировалась.

       В течение 2010 г. по мере улучшения ситуации в банковском секторе Банк России постепенно сворачивал специальные антикризисные механизмы. К концу 2010 г. было полностью прекращено предоставление Банком России кредитов без обеспечения.

       В первой половине 2010 года в условиях быстро снижающейся инфляции, низкого совокупного спроса на товары и услуги, вялого роста банковского кредитования Банк России четыре раза принимал решения о снижении своих процентных ставок. За первые 5 месяцев 2010 г. ставка рефинансирования была снижена с 8,75 до 7,75%.

       С середины 2010 г. макроэкономическая ситуация начала изменяться. Начиная с августа инфляция стала расти. В конце декабря на фоне растущей инфляции было принято решение о повышении процентных ставок на 0,25% по привлекаемым Банком России депозитам. 

       В начале 2011 года Банк России продолжил ужесточение денежно-кредитной политики. В целях снижения инфляции в январе было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов. В феврале Банк России объявил о еще одном повышении нормативов обязательных резервов и о повышении большинства процентных ставок Банка России, включая ставку рефинансирования, на 0,25%. В марте 2011 г. вновь было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Таким образом, денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.             

    Главными  задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.

      Обладая такими средствами, как  пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство - на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.

    Денежно-кредитная  политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность  внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

    Без верной денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. В периоды экономического спада и роста безработицы, падения производства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы стимулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство, а также потребительских расходов - необходимо увеличивать совокупный спрос. В период экономического роста, сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки.

    В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Государству необходимо  регулировать денежную политику, но в рамках разумного, необходимо произвести либерализацию государственного регулирования в банковской системе, необходимо инвестировать те отрасли народного хозяйства (перерабатывающую, химическую, транспортную, приборостроение), которые позволят развивать отечественное производство, повысить макроэкономические показатели ВВП, процент занятости населения, уровень реальных доходов населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы

1. Нормативно-правовые  акты Российской  Федерации.

1.. Федеральный закон №86 от 10.07.2002 года «О Центральном банке РФ (Банке России)».

2. Федеральный закон №17 от 29.09.2011 года «О банках и банковской деятельности». 

2. Литература

  1. Александров В.П. Теория денег и денежная политика.
  2. Балахничева Л.Н. Финансово-кредитный механизм в современных условиях.
  3. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. Денежное обращение и кредит. – Москва, 2002.
  4. Дробозина А.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. Издательское объединение «Юнити», 2000.
  5. Новикова И.А. Денежные, кредитные термины. Словарь.
  6. Пономарева С.П. Организация деятельности Центрального Банка.
  7. Тарасова Г.М. Банковское дело в России: Учебное пособие. – Новосибирск: СибАГС, 2001.
 

3. Информация в сети  Internet.

1. http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка РФ.

2. http://www.gov.ru – сервер органов государственной власти РФ. 
 
 
 
 

Информация о работе Денежно-кредитная политика в современной России