Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 20:21, курсовая работа
В рамках данной курсовой работы ставится цель: на основе современной научной литературы проанализировать экономическое содержание денежно-кредитной системы и инструменты ее регулирования. Достижение поставленной цели предполагается достичь, решив следующие задачи:
Изучить понятия и инструменты денежно-кредитной политики
Проанализировать денежно-кредитную систему РФ.
Рассмотреть проблемы и тенденции развития денежно-кредитной системы РФ.
Введение 3
Глава1. Денежно-кредитная система как экономический объект анализа
1.1. Денежно-кредитная система: понятие, структура, субъекты, объекты 5
1.2. Инструменты денежно-кредитной политики 8
Глава 2. Перспективы развития денежно-кредитной системы РФ
2.1. Анализ денежно-кредитной системы РФ 14
2.2 Проблемы денежно-кредитной системы страны 18
2.3 Тенденции развития денежно-кредитной системы РФ 22
Заключение 27
Список используемой литературы 29
4. Установление
норм обязательных резервов. Посредством
изменения норматива резервных средств
банк регулирует объемы выдаваемых коммерческими
банками кредитов и возможности осуществления
ими депозитной эмиссии.
Повышение нормы обязательных
резервов не означает, что большая часть
банковских средств «заморожена» на счетах
Центрального банка и не может использоваться
коммерческими банками для выдачи кредитов.
В результате сокращаются банковские
ссуды и денежная масса в обращении, повышаются
проценты по банковским ссудам. Снижение
нормы банковских резервов ведет к расширению
банковских кредитов и денежной массы
к снижению рыночного процента
Центральным звеном денежной
политики государства является центральный
банк. Именно он своими действиями и проводит
денежную политику. В мировой практике
основными инструментами регулирования
денежно-кредитной политики центральным
банком являются: операции на открытом
рынке ценных бумаг, уровень процентной
ставки по займам коммерческим банкам
и величина обязательных резервов; также
центральный банк разрабатывает требования
к коммерческим банкам, выполнение которых
обеспечивает ликвидность банков.
Официальной денежной
единицей(валютой) в нашей стране является
рубль. Введение на территории России
других денежных единиц запрещено. Один
рубль делится на 100 копеек. Банком России
эмитируются: а) монеты 1,5,10, 50 коп. и 1,2,5,10
руб.; б) купюры достоинством 10, 50, 100, 500,
1000 и 5000 руб.
Наряду с монетами Банка России
продолжают обращаться на территории
Российской Федерации в качестве законного
средства платежа инвестиционные монеты:
а) золотой червонец (10 руб.), содержащие
7,742 г чистого золота, выпускавшийся в
обращение Госбанком СССР в 1975-1982 гг; б)
серебряная монета номиналом 3 руб. с изображение
соболя, содержащая 31,1 чистого серебра,
выпускавшаяся в обращение Банком России
в 1995 г.
Соотношение между рублём и
золотом или другими драгоценными металлами
законом не установлено. Официальный курс
рубля к иностранным денежным единицам
определяется Центральным банком и публикуется
в печати.
Исключительным правом эмиссии
начальных денег , организации их обращения
и изъятия на территории России обладает
Банк России. Он отвечает за состояние
денежного обращения с целью поддержания
нормальной экономической деятельности
в стране.
Видами денег, имеющими
законную платёжную силу, являются банкноты
и металлические монеты, которые обеспечиваются
всеми активами Банка России, в том числе
золотым запасом, резервами кредитных
учереждений, государственными ценными
бумагами, находящимся на счетах Центрального
Банка.
Современная кредитная система
России функционирует в соответствии
с с двумя специализированными федеральными
законами: Законом «О банках и банковской
деятельности в РСФСР» 1990 г. № 396-1 в редакции
Закона 1996 г. № 17-ФЗ с последующими дополнениями
и изменениями и Законом 1990г. «О Центральном
банке РСФСР» в реакции Закона 1995 г. №
65-ФЗ с учётом дополнений и изменений,
а также Гражданским кодексом РФ и другими
нормативными актами.
Согласно этим нормативным
актам кредитная организация — это юридическое
лицо, которое для извлечения прибыли
как основной цели своей деятельности
на основании специального разрешения
( лицензии) ЦБ имеет право осуществлять
банковские операции.
Обособленным звеном кредитной
системы можно считать Федеральную службу
почтовой связи и государственную корпорацию
«Агентство по реструктуризации
кредитных организаций» (АРКО), банковские
операции которых регулируются специальным
федеральным законом.
Банк - кредитная организация,
которая имеет исключительное право осуществлять
в совокупности следующие банковские
операции: привлекать во вклады денежные
средства физических и юридических лиц,
размещать указанные средства от своего
имени и за свой счёт на условиях возвратности,
платности, срочности, открывать и вести
банковские счета физических и юридических
лиц.
Небанковская кредитная
организация — кредитная организация,
имеющая право осуществлять отдельные
банковские операции. Допустимые сочетания
банковских операций для небанковских
кредитных организаций устанавливаются
Центральным банком.
Банковскую систему РФ
образуют:
Рассмотрим задачи и функции Центрального банка подробнее. ЦБ России, как главный банк страны, занимает особое место, наделён широкими властными полномочиями и выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежно-кредитной системы России. Источником формирования имущества являются доходы, полученные от банковской деятельности, доход от ценных бумаг, дотации из соответствующих бюджетов и иных источников, не запрещённые действующими на территории России различными законодательно-правовыми актами. Центральный Банк имеет уставной капитал в размере 3 млрд руб., который служит обеспечением его обязательств.
В пункте 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации указана лишь основная функция Банка России — защита и обеспечение устойчивости рубля. И это не случайно. В такой огромной стране, как Россия, длительная устойчивость рубля ( как экономической категории) немыслима без прочной экономики с хорошо организованной денежно-кредитной системой.
Основными задачами Центрального банка России являются:
Несмотря на усилия,
предпринимаемые Центральным банком России
и Агентством по реструктуризации кредитных
организаций для стабилизации положения
в банковской системе страны, ситуация
продолжает оставаться сложной. А без
здоровой кредитной системы не может быть
и речи о переходе к политике экономического
роста. Понимание этого вынуждает органы
государственной власти и практиков банковского
дела к совместным поискам выхода из кризиса.
Денежно-кредитная политика,
проводимая Центральным банком на протяжении
многих лет, отражает поверхностно и не
конкретно основные тезисы о росте инфляции
и валютной политике. При этом целевые
показатели не всегда точные и вопрос
реализации задуманных целей весьма сомнителен
по многим аспектам. Это государственная
политика в части выполнения своих обязательств
и проведения структурных реформ, государственная
фискальная политика, уровень оптовых
цен и тарифов, инфляционное ожидания,
цены на сырье естественных монополий,
конъюнктура мирового рынка на основные
показатели рынка российского сырья, состояние
платежного баланса. Таким образом, Центральный
банк снимает с себя ответственность за
неисполнение целевого уровня инфляции,
перекладывая ее на Правительство РФ.
Основные предположения при
разработке денежно-кредитной политики
- неизменность конъюнктуры рынка, отсутствие
макроэкономического анализа. Вместе
с тем уже не вызывает сомнений, что эти
изменения каждый год весьма значительны.
Как результат, денежно-кредитная политика
не представляет сценарных стратегий
осуществления денежно-кредитного регулирования,
т.е. фактически Центральный банк не готов
к «встрече» с неблагоприятными условиями
рынка.
Это дает основание расценивать
денежно-кредитную политику, осуществляемую
Банком России, как политику следования
за основными экономическими направлениями.
Кроме того, что целевые показатели денежно-кредитной
политики не конкретные, не проводится
разработка статистических параметров
и, соответственно, вариантных сценариев
для обеспечения оптимального уровня
развития экономики.
На первый взгляд, данный закон
противоречит условиям независимости
Центрального банка, определяемым Конституцией
и соответствующим мировой практике. Однако
после подробного анализа денежно-кредитной
политики, проводимой Банком России, институциональных
преобразований в части ее совершенствования
и формирования условий качественного
денежно-кредитного регулирования, становится
ясно, что в настоящее время Банк России
не может взять на себя полную ответственность
в вопросах макроэкономического регулирования
денежно-кредитных процессов. 7
Центральный банк неоднократно
ссылался на государственную политику,
осуществляемую правительством, как на
фактор, препятствующий выработке стратегических
ориентиров и конкретных решений при разработке,
а затем при проведении денежно-кредитной
политики (об этом свидетельствует отсутствие
в денежно-кредитной политике конкретных
показателей или их сомнительность ввиду
непредсказуемости государственной политики).
Правительство не может допустить,
чтобы в государственной денежно-кредитной
политике отсутствовали целевые показатели
инфляции, процентные ставки, объемы денежной
эмиссии. Поэтому очевидна необходимость
создания единого документа, формирующего
согласованные позиции Центрального банка
и Правительства РФ в части денежно-кредитного
регулирования экономики.
В связи с этим Государственная
Дума и российская научная общественность
неоднократно выдвигали предложения о
сокращении степени независимости Центрального
банка как органа денежно-кредитного регулирования
и о более активном вовлечении в данный
процесс Государственной Думы и Правительства
РФ в целях улучшения качества денежно-кредитной
политики, усиления процессов рефинансирования
коммерческих банков Центральным банком,
сокращения информационного разрыва между
ЦБ и остальной общественностью, а также
с целью формирования благоприятных ожиданий
участников рынка. Это является необходимым
условием для успешного проведения государственной
денежно-кредитной политики. Между тем
вероятность лишить Банк России всех признаков
независимости, весьма велика и при пролонгации
сегодняшней ситуации все более увеличивается.8
Растёт число коммерческих
банков, расширяется круг выполняемых
ими операций. В интересах концентрации
банковского капитала для осуществления
инвестиций создаются банковские объединения,
которые сыграют большую роль в стабилизации
кредитной системы, а так же и экономики
страны в целом. Некоторые банки стали
отвечать мировым стандартам или значительно
приближаться к ним, однако этого недостаточно.
Процесс совершенствования банковских
учреждений необходимо активизировать.
К настоящему времени сложилась
ситуация, когда банковские учреждения
в РФ действуют в большинстве как универсальные
банки, без относительной специализации.
Представляется необходимым поощрение
специализации кредитных учреждений
по направлениям привлечения и размещения
средств.
В период перестройки банковской
системы и совершенствования её технологий
допущены крупные просчёты. Многие банки
создавались на первом этапе при министерствах,
предприятиях, и использовались ими в
качестве канала получения средств. Серьёзные
проблемы, способные дестабилизировать
работу коммерческих банков, возникают
в процессе банкротства государственных
предприятий, имеющих вклады в уставных
фондах коммерческих банков. Деятельность
коммерческих банков вследствие многих
причин оторвана от производства
Многие банки из-за незначительности
акционерного капитала не могу в полной
мере обеспечивать интересы фирм, объединений.
Сейчас кредитная поддержка в основном
направлена на посредническую деятельность,
получение банком высокой прибыли, тогда
как основной деятельностью банков должна
быть стабилизация экономики, её развитие.
Кредо банка — быть надёжным партнёром.
Поэтому необходимы меры по совершенствованию
системы коммерческих банков, укреплению
дисциплины, усугубляющее инфляционные
процессы, а также за отклонение от принципов
кредитования материального производства
надо отзывать лицензии на совершение
банковских операций и переводить
банки в разряд дочерних банков или филиалов.
На основании вышеизложенного можно выделить
два основных направления, по которым
должно происходить качественное совершенствование
банковской системы, как ведущего звена
кредитной системы9:
В ближайшие годы
российской экономике необходимо преодолеть
последствия мирового финансово-экономического
кризиса и выйти на траекторию устойчивого
роста. В этой связи главной целью денежно-кредитной
политики в предстоящий трехлетний период
является удержание инфляции в границах
5-7% в годовом выражении. Обеспечение контроля
над инфляцией и поддержание ее на стабильном
уровне будет способствовать формированию
низких инфляционных ожиданий, оживлению
деловой активности.
В целях повышения эффективности
денежно-кредитной политики Банк России
продолжит движение в сторону свободного
курсообразования, не препятствуя динамике
обменного курса рубля, формирующейся
на основе фундаментальных макроэкономических
факторов. При этом Банк России сохранит
свое присутствие на внутреннем валютном
рынке с целью сглаживания чрезмерных
колебаний рублевой стоимости бивалютной
корзины.
Сокращение интервенций на
внутреннем валютном рынке, повышение
гибкости обменного курса рубля и постепенное
сворачивание антикризисных мер будут
способствовать усилению роли процентной
политики Банка России в снижении инфляции
и инфляционных ожиданий экономических
агентов.
Процентная политика предполагает
постепенное сужение коридора процентных
ставок по операциям Банка России для
снижения волатильности ставок денежного
рынка. На уровень ликвидности и процентные
ставки этого рынка также будут оказывать
существенное влияние дефицит государственного
бюджета, действия Правительства Российской
Федерации по сокращению этого дефицита,
ориентация на внутренние заимствования
для его финансирования. Поэтому эффективность
действий Банка России в области денежно-кредитной
политики в значительной степени будет
зависеть от состояния государственных
финансов, успешности проведения умеренно-жесткой
бюджетной политики, предусмотренной
параметрами проекта федерального закона
«О федеральном бюджете на 2011 год и на
плановый период 2012 и 2013 годов».
Преодоление острой фазы кризиса
и восстановление роста экономики определяют
постепенное сокращение применения специальных
антикризисных мер. Основную роль в денежно-кредитном
регулировании будут играть стандартные
инструменты.
Финансово-экономический кризис
ярко продемонстрировал, насколько сильное
влияние проблемы в финансовом секторе
оказывают на состояние практически всех
секторов экономики. С учетом уроков кризиса
и опыта его преодоления Банк России намерен
содействовать укреплению финансовой
стабильности, в частности повышая требования
к финансовой устойчивости и к управлению
рисками кредитных организаций, способствуя
дальнейшей консолидации и капитализации
в банковском секторе.
В соответствии со сценарными
условиями функционирования экономики
Российской Федерации и основными параметрами
прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации на 2011 год и плановый
период 2012 и 2013 годов Правительство Российской
Федерации и Банк России определили задачу
снизить инфляцию в 2011 году до 6-7%, в 2012
году – до 5-6%, в 2013 году – до 4,5-5,5% (из расчета
декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной
цели по инфляции на потребительском рынке
соответствует базовая инфляция на уровне
5,5-6,5% в 2011 году, 4,5-5,5% в 2012 году и 4-5% в 2013
году.
Расчеты по денежной программе
на 2011-2013 годы осуществлены исходя из показателей
спроса на деньги, соответствующих целевым
ориентирам по инфляции, прогнозной динамике
ВВП и валютных курсов, а также прогнозных
показателей платежного баланса и параметров
проекта федерального закона «О федеральном
бюджете на 2011 год и на плановый период
2012 и 2013 годов».
В соответствии с прогнозом
социально-экономического развития Российской
Федерации ожидается, что в 2011 году экономический
рост будет обеспечиваться за счет как
внешних факторов, связанных с благоприятной
конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала,
так и внутренних, включая рост внутреннего
спроса и постепенное восстановление
кредитования банками реального сектора
российской экономики. Тем не менее в соответствии
с прогнозными оценками в 2011-2013 годах не
ожидается существенного увеличения темпов
экономического роста по сравнению с 2010
годом. При снижающейся инфляции это обусловит
замедление роста трансакционной составляющей
спроса на деньги. В то же время стабильный
курс рубля будет способствовать росту
спроса на национальную валюту как средство
сбережения. В зависимости от вариантов
прогноза прирост денежного агрегата
М2 в 2011 году может составить 11-23%, в 2012 году
– 14-20% и в 2013 году – 13-17%.10
Банк России разработал три
варианта денежной программы в зависимости
от основных параметров прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на период
2011-2013 годов. При этом второй вариант базируется
на макроэкономических показателях, использованных
при формировании проекта федерального
бюджета на 2011 год и плановый период 2012-2013
годов. Темпы прироста денежной базы в
узком определении, рассчитанные исходя
из необходимости достижения целевых
показателей по инфляции и соответствующие
оценкам динамики экономического роста
и валютного курса, в зависимости от варианта
программы могут составить в 2011 году 8-19%,
в 2012 году – 11-16%, в 2013 году – 9-13%.
При предполагаемом в прогнозный
период ослаблении платежного баланса
и повышении гибкости курсовой политики
ожидается, что денежное предложение все
в большей степени будет формироваться
за счет увеличения чистых внутренних
активов (ЧВА) органов денежно-кредитного
регулирования при уменьшении роли чистых
международных резервов (ЧМР). При этом
важное значение для реализации денежно-кредитной
политики будет иметь предполагаемое
изменение чистого кредита банкам, которое,
согласно прогнозу, в 2011 году будет происходить
за счет увеличения объема свободной ликвидности
банковского сектора, а в 2012-2013 годах –
за счет ее сокращения. При этом по первому
варианту программы предполагается также
значительный рост валового кредита банкам
к концу прогнозного периода.
Планируемое в 2011-2013 годах сокращение
дефицита федерального бюджета, в том
числе монетарных источников его финансирования,
будет способствовать ограничению воздействия
бюджетного канала на рост денежного предложения,
формируемого органами денежно-кредитного
регулирования. Однако, как показывают
расчеты по денежной программе в соответствии
с первым сценарием социально-экономического
развития, в прогнозный период вероятно
сохранение существенной роли бюджета
в формировании денежного предложения.В
рамках первого варианта
денежной программы, рассчитанного исходя
из значительного снижения цен на нефть
– до 60 долларов США за баррель, снижение
ЧМР может составить 0,2 трлн. рублей в 2011
году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн.
рублей в 2013 году.11
Для обеспечения роста денежной
базы на уровне, соответствующем параметрам
данного варианта программы, увеличение
ЧВА должно составить в 2011 году 0,7 трлн.
рублей, в 2012 и 2013 годах – 1,4 и 2,1 трлн. рублей
соответственно.
Как предусмотрено «Основными
направлениями бюджетной и налоговой
политики на 2011 год и плановый период 2012-2013
годов», в случае снижения цен на нефть
ниже 75 долларов США за баррель для финансирования
бюджетного дефицита возможно использование
средств Фонда
Усиление конкуренции потребует
изменения модели развития кредитных
организаций в направлении большей диверсификации
банковской деятельности, снижения концентрации
рисков. Одновременно это будет способствовать
развитию российской экономики и повышению
ее конкурентоспособности на международной
арене.
С целью повышения эффективности
своих действий Банк России при проведении
денежно-кредитной политики будет учитывать
ситуацию на финансовых рынках, риски,
обусловленные ростом денежных агрегатов,
кредитов и цен на активы. Банк России
будет уделять особое внимание более широкому
анализу тенденций в динамике денежных
и кредитных показателей, чтобы своевременные
действия в области денежно-кредитной
политики и банковского регулирования
и надзора могли способствовать предотвращению
возникновения дисбалансов в финансовом
секторе экономики, и, таким образом, содействовать
не только выполнению задачи по снижению
инфляции, но и поддержанию финансовой
стабильности и общего макроэкономического
равновесия.
В целях обеспечения доверия
к проводимой денежно-кредитной политике
Банк России будет расширять практику
разъяснения широкой общественности причин
и ожидаемых последствий принимаемых
решений. В рамках подготовки к введению
режима таргетирования инфляции будет
также продолжена работа по совершенствованию
методов экономического моделирования
и прогнозирования и механизмов принятия
решений относительно изменений параметров
проводимой Банком России.
Таким образом,
в данной работе согласно главной цели,
поставленной во введении, был проведен
анализ денежно-кредитной системы, а также
согласно задачам курсовой работы можно
сделать следующие выводы:
1) Денежно-кредитная политика
является совокупностью мероприятий денежной
политики, определяющей изменение денежной
массы, и кредитной политики, направленной
на регулирование объема кредитов, уровня
процентных ставок и других показателей
рынка ссудных капиталов. Ее цель заключается
в регулировании экономики посредством
воздействия на состояние денежного обращения
и кредита, ограничения роста денежной
массы в обращении и ослаблении инфляционных
процессов.
2) Основными методами денежно-кредитной
политики являются: учетная и процентная
ставка, операции на открытом рынке, установление
норм обязательных резервов. Использование
данных методов помогает Центральному
банку регулировать денежно-кредитную
сферу и воздействовать на нее необходимым
образом на данном экономическом этапе.
С помощью вышеназванных инструментов
центральный банк реализует цели денежно-кредитной
политики: поддержание на определенном
уровне денежной массы (жесткая монетарная
политика) или ставки процента (гибкая
монетарная политика), потому что, как
удалось выяснить, реализация двух этих
целей не может быть осуществлена одновременно.
Соответственно, высшие органы власти
государства совместно с Центральным
банком должны выбрать необходимую на
данном этапе денежно-кредитную политику.
3)Банком России в основном используются
такие инструменты как операции на открытом
рынке, установление нормы обязательного
резерва, учетная ставка, регулирование
валютного курса, регулярный выпуск облигаций
Банка России, депозитные операции с кредитными
организациями. Но их использование Банком
России имеет свои особенности. К основным
проблемам денежно-кредитного регулирования
относятся:
Неэффективное использование конъюнктуры на мировых энерго сырьевых рынках и беспрецедентный приток в страну иностранного капитала;
Информация о работе Денежно-кредитная система и ее структура в РФ