Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:10, курсовая работа
Современная денежная система России имеет длительную историю. Серебряные деньги находились в обращении еще в Древней Руси. В XI-XII вв. монеты были частично заменены платежными слитками из серебра, именуемыми гривнами. Первоначально рубль был синонимом гривны, позднее название денежной единицы закрепилось за рублем, весовой единицы -- за гривной. Платежные слитки в форме гривен и полугривен, рублей и полтин, будучи неразменными, обслуживали лишь крупные оптовые сделки, поэтому объективной необходимостью было появление монет, используемых в розничной торговле.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ 4
§1.1 Типы денежных систем 4
§1.2 Понятие денежной реформы 8
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ В ИСТОРИИ РОССИИ 10
§2.1 Денежная реформа Петра I 10
§2.2 Денежная финансовая система России XVII – XIX вв. 15
§2.3 Реформирование финансовой системы Бунге и Вышнеградским 18
§2.4 Денежная реформа 1895—1897 годов 24
§2.5 Денежные реформы XX века 30
§2.6 Реформа 1961 года 34
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ ДЕНЕЖНОЙ СФЕРЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2010 ГОДА 37
§3.1 Состояние денежной сферы 38
§3.2 Инструменты денежно-кредитной политики 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кредитные организации также активно использовали механизм получения кредитов по фиксированной процентной ставке, обеспеченных активами или поручительствами кредитных организаций. Объем предоставления Банком России указанных кредитов в первом полугодии 2010 г. составил 313,0 млрд. руб. (в том числе за II квартал -- 154,6 млрд. руб.).
В первом полугодии 2010 г. Банк России продолжил работу по проведению эксперимента по предоставлению кредитов, обеспеченных залогом прав требования по межбанковским кредитным договорам, имеющим целевой характер, связанный с кредитованием субъектов малого и среднего предпринимательства. Сумма задолженности по кредитам, предоставленным в рамках эксперимента, по состоянию на 1.07.2010 составила 100 млн. рублей.
В условиях высокого уровня ликвидности банковского сектора Банк России в первом полугодии 2010 г. активизировал проведение операций по абсорбированию свободной ликвидности кредитных организаций, а именно депозитных операций и операций с облигациями Банка России.
Общий объем депозитных операций Банка России с кредитными организациями в первом полугодии 2010 г. составил 15,7 трлн. руб. и увеличился по сравнению с первым полугодием 2009 г. в 1,8 раза. Одновременно со снижением с 29.03.2010 процентных ставок по своим операциям Банк России принял решение о возобновлении проведения депозитных операций с кредитными организациями на фиксированных условиях овернайт, ставка по которым стала определять нижнюю границу процентных ставок по операциям Банка России (с 29.03.2010 она была установлена на уровне 2,75% годовых, а с 30.04.2010 была снижена до 2,5% годовых).
В первом полугодии 2010 г. активность на рынке облигаций Банка России (ОБР) существенно увеличилась по сравнению с предыдущим периодом. За первое полугодие 2010 г. Банк России разместил на первичном рынке ОБР в объеме 1,24 трлн. руб. по номинальной стоимости. Совокупный объем ОБР в обращении к 1.07.2010 достиг рекордного уровня, составив 1,01 трлн. руб. по номинальной стоимости. При этом объем средств, привлеченных на аукционах по размещению ОБР на первичном рынке, составил в апреле 104,9 млрд. руб., в мае -- 3,8 млрд. руб., в июне -- 572,8 млрд. рублей. Объем продажи ОБР Банком России на вторичном рынке (без учета аукционов) по рыночной стоимости за первое полугодие 2010 г. составил 12,8 млрд. руб., объем операций Банка России по покупке собственных облигаций на вторичном рынке по рыночной стоимости за тот же период -- 10,1 млрд. рублей. При этом в марте и июне операции по покупке ОБР на вторичном рынке не проводились.
Дополнительным инструментом абсорбирования свободной ликвидности были операции Банка России по продаже государственных ценных бумаг без обязательства обратного выкупа. Однако в январе--июне 2010 г. они активно не использовались -- объем продажи Банком России ОФЗ из собственного портфеля за период составил 3,0 млрд. рублей.
В январе--июне 2010 г. нормативы обязательных резервов, установленные Банком России, составляли 2,5% по каждой категории резервируемых обязательств (по обязательствам перед юридическими лицами -- нерезидентами -- в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, по обязательствам перед физическими лицами -- в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, по иным обязательствам кредитных организаций -- в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте).
В соответствии со вступившим в силу с 1.01.2010 нормативным актом Банка России был уточнен состав резервируемых обязательств кредитных организаций, в частности, исключены из их состава долгосрочные обязательства (свыше трех лет) по выпущенным кредитными организациями облигациям. Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, на 1.07.2010 составила 175,5 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 1.01.2010 на 24,1 млрд. рублей. Из общей суммы обязательные резервы по обязательствам в валюте Российской Федерации составили 116,6 млрд. руб., по обязательствам в иностранной валюте -- 58,9 млрд. рублей.
Кредитные организации в первом полугодии 2010 г. продолжали активно использовать усреднение обязательных резервов, т.е. выполняли часть обязательных резервов путем поддержания соответствующего среднемесячного остатка денежных средств на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) в Банке России. В течение периода усреднения с 10 июня по 10 июля 2010 г. правом на усреднение обязательных резервов воспользовались 705 кредитных организаций (или 67,4% от общего числа действующих кредитных организаций).
Усредненная величина обязательных резервов в течение периода усреднения с 10 июня по 10 июля 2010 г. составила 206,8 млрд. руб. (в течение периода с 10 декабря 2009 г. по 10 января 2010 г. -- 195,0 млрд. руб.).
В течение последних двухсот лет Россия десять раз переживала денежные реформы, как полные, в результате которых создавалась новая денежная система, так и частичные, задачей которых было упорядочение существовавшей денежной системы с целью стабилизации денежного обращения. Эти денежные реформы были очень разными: конфискационными и неконфискационными, мягкими и жесткими. Но все они имели общие черты, причем наибольшее сходство просматривается между денежной реформой 1839-1843 годов и реформами, проводившимися в Советской России в 20-х годах ХХ века.
На подготовку и проведение денежных реформ в России повлияла, прежде всего, специфика денежной и банковской систем страны, генезис которых был обусловлен особенностями развития ее экономики.
Одной из определяющих особенностей экономического развития России было медленное внутреннее накопление капитала. Причина этого небольшой по сравнению с западноевропейскими странами объем совокупного прибавочного продукта, обусловленный низкой биопродуктивностью почв, суровым климатом и коротким вегетационным периодом.
Еще одной особенностью развития экономики России был так называемый континентальный характер торговли (в отличие от стран Западной Европы, где существовал крупномасштабный морской торговый оборот). Из-за ограниченности торговых отношений, слабого развития городов и, соответственно, низкого уровня отделения ремесла от земледелия процессы развития товарно-денежных отношений и накопления денежных капиталов в России шли очень медленно. Это обусловило ряд специфических черт в развитии ее денежной и банковской систем.
В России позднее, чем в странах Западной Европы и Северной Америки, появились кредитные деньги (банкноты). Все виды предпринимательства, в том числе торговля, развивались медленно, и экономические условия для массового обращения банковских кредитных билетов к моменту их введения еще не созрели.
Отсюда такая особенность денежной системы России, как государственный характер денег.
Для значительной части истории денежной системы характерны неупорядоченная, лишенная ясно выраженной всеобщей закономерности, смена одних форм денег и денежных систем другими. В течение нескольких столетий преобладали смешанные, промежуточные, переходные несовершенные отношения.
До начала XIХ века своего золота, серебра и меди в России было очень мало. Государство закупало эти металлы за границей. Активная внешняя политика Петра I обусловила рост государственных расходов начиная с конца XVII века. За счет обычных доходов покрыть их было невозможно. Поэтому в 1698-1724 годах Петр I осуществил ряд преобразований в денежной сфере (в том числе денежную реформу 1698-1704 годов), в результате которых был уменьшен вес серебряных монет и увеличен выпуск медных.
В результате принудительного внедрения в обращение в начале XVIII века медных монет Россия перешла от серебряного монометаллизма к обращению преимущественно медных денег. В процессе становления денежной системы страны это было шагом назад.
В 1786 году была проведена первая денежная реформа эпохи бумажных денег. В ее ходе в обращение были выпущены новые денежные знаки и принудительно изъяты старые. Кроме того, изменились эмиссионный орган и принципы эмиссии. Если ассигнации, выпускавшиеся на основании манифеста от 29 октября 1769 года, обращались наравне с ходячей монетой, то есть разменивались на серебро и медь, то новые ассигнации если и разменивались, то только на медь.
Инициатором проведения денежной реформы выступил М.М. Сперанский. В то время как Е.Ф. Канкрин очень долго считал, что денежное обращение в России можно стабилизировать при помощи административных мер.
Суть проекта денежной реформы М.М. Сперанского заключалась в переходе от обращения неразменных и имевших лишь податное обеспечение ассигнаций к обращению разменных на звонкую монету кредитных билетов.
Денежная реформа 1922-1924 годов (реформа Сокольникова) началась с выпуска банковских билетов (червонцев) в соответствии с Декретом СНК от 11 октября 1922 года О предоставлении Государственному банку права выпуска банковских билетов. Реформа была проведена в три этапа.
На первом этапе (октябрь 1922 года) был осуществлен выпуск в обращение новых денежных знаков банковских билетов (червонцев). На втором этапе реформы произошло внедрение банковских билетов в экономический оборот страны и вытеснение ими совзнаков. Решающими актами реформы были декреты ВЦИК и СНК от 5 февраля и 22 февраля 1924 года о выпуске казначейских билетов, чеканке разменной серебряной и медной монеты. После выпуска казначейских билетов эмиссия совзнаков была прекращена. Обмен денег производился в соотношении 1 рубль казначейских билетов за 50 тыс. руб. совзнаков образца 1923 года.
Одной из особенностей проведения денежной реформы 1922-1924 годов, так же как денежной реформы 1839-1843 годов, был период параллельного обращения различных видов денег. Однако в отличие от реформы Канкрина, когда выпуск в обращение параллельных денег был связан с поддержанием платежеспособности банков, во время реформы Сокольникова параллельное обращение было связано с необходимостью иметь устойчивую единицу измерения. С ликвидацией бюджетного дефицита в 1924 году совзнак стабилизировался бы, но в этом случае в течение полутора лет в стране не было бы устойчивой единицы измерения, что могло создать большие трудности при восстановлении хозяйства страны. У правительства был выбор: идти традиционным, но медленным путем оздоровления денежного обращения или осуществить в духе революционного времени финансово-технический эксперимент без особой надежды на скорую удачу, но позволявший несколько улучшить положение в экономике. Правительство выбрало второй путь.
В результате денежной реформы 1922-1924 годов удалось справиться с гиперинфляцией, стабилизировать цены, увеличить товарооборот, расширить товарно-денежные отношения между городом и деревней. Но главное, были созданы предпосылки для формирования устойчивой денежной системы. С выпуском в обращение казначейских билетов, ставших фактически разменной монетой, денежная реформа не была закончена: по замыслу ее авторов она должна была завершиться установлением твердого соответствия между червонцем и иностранной валютой. Для этого предполагалось ввести свободный размен червонцев (банкнот) на золото по твердому курсу. Однако решение возобновить размен было экономически несостоятельным.
Новая денежная система недолго оставалась устойчивой уже в середине 1925 года появились первые признаки инфляции, которая, после того как XVI съезд ВКП(б) принял курс на индустриализацию, приобрела характер ползучей инфляции.
Связанные с индустриализацией глубокие структурные сдвиги в экономике, а затем постепенное свертывание нэпа привели к созданию в 1930-1932 годах кредитно-денежной системы, отвечавшей новым требованиям, но отличной от той, которая была задумана в начале 1920-х годов.
Денежная система, сформировавшаяся в СССР после кредитной реформы, была полностью оторвана от мирового рынка. Советские денежные знаки не только не обменивались на золото, но и не служили по отношению к нему ни средством обращения, ни платежным средством.
В июле 1944 года на конференции Объединенных Наций в Бреттон-Вудсе (США) были подписаны соглашения о создании Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. В работе конференции участвовал и Советский Союз, но он не ратифицировал эти соглашения и оказался вне системы международных валютных и кредитных отношений. Таким образом, СССР была упущена возможность использования международного кредита и обратимости рубля в доллар США и другие мировые валюты.
Приглашение принять участие в работе Бреттон-Вудской валютной и финансовой конференции Объединенных Наций Правительство СССР получило в июне 1943 года. Это побудило И.В. Сталина задуматься о послевоенной денежной реформе. Спустя несколько месяцев он дал указание министру финансов А.Г. Звереву подготовить концепцию денежной реформы. Проведенная в 1947 году реформа имела те же характерные черты, что и денежные реформы 1839-1843 и 1922-1924 годов.
Таким образом, говоря об особенностях проведения денежных реформ в России в 1839-1843 годах и в СССР в 1920-х годах, а также в 1947 году, необходимо отметить следующее. Эти реформы проводились в условиях, когда основная масса населения жила в деревне и вела натуральное хозяйство. Потребность рынка в наличных деньгах была ограниченной, поэтому затраты на проведение реформ в России были меньше, чем в индустриально развитых странах. Облегчал проведение денежных реформ также свойственный нашей стране государственный характер денег.