Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 12:54, курсовая работа
Целью данной работы является определение сущности денег и анализ денежного обращения в России.
Поставленные задачи, которые будут решены для достижения цели:
1) Определить историю возникновения денег;
2) Определить виды и функции денег;
Введение 2
Глава I. Понятие денег, денежного обращения, финансовых посредников 4
1.1. История возникновения и сущность денег 4
1.2. Виды и функции денег 6
1.3. Денежная система и денежное обращение 8
1.4. Финансовые посредники 13
Глава II. Анализ денежного обращения 19
2.1. Анализ денежного обращения в мире 19
2.2. Денежная система России 21
2.3. Особенности денежного обращения в РФ 24
2.4. Финансовые посредники в РФ и их взаимодействие с ЦБ 33
Заключение 38
Список литературы 40
Рис.2. Темпы прироста (снижения) количества денег в обращении.
Налично-денежному обращению
США принадлежит особенное
В сложно организованной денежной системе США наличные деньги являются важным компонентом, от которого во многом зависит ее надежность, устойчивость и нормальное функционирование. Современная роль наличных денег связана с теми историческими временами, когда они были основой денежной системы, и через их обращение осуществлялось выполнение преобладающего объема расчетов и других денежных операций. [10];
2.2. Денежная система России.
Денежная система Российской
Федерации функционирует в
Денежная система Российской Федерации относится сегодня к денежной
системе рыночного типа.
В Российской Федерации официальной денежной единицей (национальной валютой) является рубль. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими ценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организации и изъятия их из обращения на территории нашей страны принадлежит Центральному банку Российской Федерации (Банку России). [7, стр. 57];
Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории России обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.
Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Центрального банка.
Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот должен быть не менее одного и не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.
На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возложены следующие обязанности:
а) Прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
б) Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных учреждений;
в) Определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
г) Разработка и утверждение правил ведения кассовых операций в народном хозяйстве. [8];
Таблица 1. Удельный вес отдельных банкнот Банка России.[20];
Таблица 2. Удельный вес отдельных монет Банка России. [20];
Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.
Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и не более пяти операционных дней в пределах РФ. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.
В связи с тем что российская денежная единица - рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.
Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. [7];
2.3. Особенности денежного обращения в РФ.
Анализ наличного денежного оборота и эмиссии наличных денег в периоды спада и восстановления экономики способствует более рациональной организации наличного денежного обращения.
В 2010 г. наличное денежное обращение функционировало в условиях восстановления экономики после ее спада в связи с финансово-экономическим кризисом. Рост по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. наблюдается по всем ключевым индикаторам экономики: ВВП, индексу промышленного производства, обороту розничной торговли, объему платных услуг населению, доходам населения и другим.
Изменение экономической конъюнктуры сказалось и на показателях, характеризующих наличное денежное обращение. Это еще раз подтверждает неразрывную связь наличного денежного обращения с экономикой.
Темпы прироста количества наличных денег в обращении за 2008—2009 гг. существенно замедлились (до 6%), тогда как в периоды стабильного развития экономики средний прирост составлял примерно 35%.
Рис. З. Динамика количества наличных денег в обращении 2007-2010 гг. (по данным баланса, трлн. руб.)
С оживлением экономики в 2010 г. произошли изменения и в наличном денежном обращении. Количество наличных денег в обращении с начала года выросло на 475 млрд руб., или на 10,3%, и на 1 ноября 2010 г. составило 5,1 трлн. руб., тогда как за аналогичный период 2009 г. из обращения было изъято 408 млрд рублей.
Наблюдается также рост оборота наличных денег, проходящих через кассы кредитных организаций и структурных подразделений Банка России. Так, указанный показатель за январь-октябрь 2010 г. увеличился против соответствующего периода 2009 г. на 18,4% и составил 43,6 трлн. рублей.
В целях оценки зависимости между количеством наличных денег в обращении и отдельными экономическими и денежно-кредитными индикаторами использован коэффициент корреляции Пирсона.
Для расчета взят период с 2006 г. по настоящее время, который состоит из трех частей: период с 2006 по 2007 г. включительно, т. е. цикл стабильного экономического развития, 2008 г. — период экономического спада, и с 2009 г. по настоящее время, т. е. период начала восстановления экономики.
В начале рассмотрена динамика количества наличных денег в обращении и оборота розничной торговли. Динамика изменения по обоим показателям за весь рассматриваемый период близка, и коэффициент корреляции составил 0,99, что свидетельствует об их очень высокой прямой зависимости. В период с 2006 по 2007 г. коэффициент оставался таким же высоким, за 2008 г. и с 2009 г. по настоящее время наблюдается снижение коэффициента корреляции, что обусловлено усилением других факторов, влияющих на количество наличных денег в обращении.
Примерно аналогичная картина складывается и с коэффициентом корреляции между количеством наличных денег в обращении и объемом платных услуг населению.
Рис. 4. Коэффициент корреляции за 2006-2010 год.
Что касается факторов, косвенно влияющих на количество наличных денег в обращении, таких, как международные резервы Российской Федерации, цена на нефть марки Юралс и ставка рефинансирования Банка России, то здесь ситуация иная. Если в период стабильного экономического роста наблюдается высокий уровень коэффициента корреляции между указанными факторами и количеством наличных денег в обращении, что свидетельствует об их очень высокой прямой (международные резервы Российской Федерации, цена на нефть марки Юралс) либо обратной (став ка рефинансирования Банка России) зависимости, то в период экономического спада наблюдается полное нарушение зависимости.
В периоды спада и подъема экономики меняется также структура наличного денежного оборота.
За январь—октябрь 2010 г. в поступлениях наличных денег по источникам на «продажу валюты населению» приходилось 4,3%, за аналогичный период 2009 г. — 7,5%, тогда как на «поступления на вклады физических лиц», соответственно, 17,6 и 14,5%.
Что касается структуры выдач наличных денег по направлениям, то и здесь наблюдается снижение удельного веса покупки валюты — на 1,1 процентного пункта и рост выдач наличных денег со вкладов физических лиц (на 1,8 п.п.). Наблюдается также снижение удельного веса «выплат заработной платы», что в основном связано с ростом использования банковских карт.
Что касается динамики индикаторов, характеризующих наличное денежное обращение в России и ведущих экономиках мира в 2008 — 2009 гг., то необходимо отметить следующее.
Уровень достаточности наличных денег в экономике, рассчитанный как отношение наличных денег в обращении (вне касс банков) к ВВП, в Российской Федерации существенно не меняется и составляет 9-10%.
Для сравнения: в Германии, Франции, Италии он составляет около 8-9%, в Японии - 17-18%, в Китае -12%, в Канаде и Бразилии — примерно 4%. [19, стр. 37-42];
Спрос и предложение в РФ в период инфляции.
Внутренний спрос.
В 2009 г. заметно сократился внутренний спрос. Отмечалось уменьшение инвестиций в основной капитал, сокращение запасов и потребительских расходов.
В январе-сентябре 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г доля импортных товаров в товарных ресурсах розничной торговли сократилась на 4 процентных пункта и составила 42%. Доля поступлений по импорту продовольственных товаров уменьшилась на 1 процентный пункт - до 34%. непродовольственных товаров - на 5 процентных пунктов, до 49%.
По итогам 2009 г. импорт товаров сократился на треть, в основном за счет уменьшения физических объемов ввоза товаров в страну. Ввоз товаров инвестиционного назначения сократился значительнее, чем потребительский импорт. Однако во второй половине года импорт товаров начал постепенно восстанавливаться, сокращение физических объемов импорта в IV квартале 2009 г. относительно того же квартала предыдущего года замедлилось и составило 18.1%. в то время как по итогам девяти месяцев они уменьшились на 42.4%.
В 2009 г. реальные располагаемые денежные доходы населения выросли по сравнению с предыдущим годом на 2.3%. В условиях экономической неопределенности склонность населения к потреблению снижалась. В структуре использования денежных доходов населения в 2009 г доля расходов населения на покупку товаров и оплату услуг сократилась на 4.9 процентного пункта (до 69.2%). а на покупку валюты - на 2,4 процентного пункта (до 5.5%). Склонность населения к организованным сбережениям составила 14.2% (за 2008 г - 5.3%). в том числе во вкладах и ценных бумагах - 4.1 %.
В 2009 г расходы на конечное потребление домашних хозяйств снизились на 8,1% (в 2008 г увеличились на 10,7%). В IV квартале по сравнению с предыдущим кварталом темпы снижения потребительских расходов замедлились. В 2009 г. по сравнению с 2008 г оборот розничной торговли снизился на 5,5%, а объем платных услуг населению- на 4.3%.
Расходы на конечное потребление государственного управления в 2009 г. увеличились на 1.9% (в 2008г.-на2.9%). Поданным Казначейства России, расходы федерального бюджета по итогам исполнения федерального бюджета в 2009 г. возросли до 24.7% ВВП (в 2008 г. - 18.4%). Непроцентные расходы составили 24.2% ВВП (в 2008 г. - 18.0%). что является наибольшим показателем за последнее десятилетие и обусловлено главным образом осуществлением антикризисных мер по поддержке реального сектора экономики и финансовой системы страны в условиях финансово-экономического кризиса. Исполнение непроцентных расходов федерального бюджета по итогам 2009 г. по отношению к уточненной бюджетной росписи на 2009 г. составило 97.2%. что несколько ниже аналогичного показателя 2008 г (97.8%).
Федеральный бюджет по итогам 2009 г. был исполнен с дефицитом 5.9% ВВП. в то время как за 2008 г. был получен профицит 4,1% ВВП. Снижение баланса федерального бюджета в конце 2008 г. образование бюджетного дефицита и его рост в 2009 г. вследствие реализации Правительством Российской Федерации стимулирующих мер свидетельствуют о смягчении фискальной политики. В то же время это согласуется с необходимостью проведения бюджетной политики, имеющей контрциклический характер.
Рис.5. Непроцентные расходы федерального бюджета. (ВВП, %)
Информация о работе Деньги, денежное обращение и финансовые посредники