Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:00, курсовая работа
На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое разграничение между центральными и коммерческими банками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотного выпуска в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Первоначально такой банк назывался национальным, а в дальнейшем - центральным банком, что соответствовало его главенствующему положению, центральный банк служит осью, центром кредитной системы.
Введение
Глава 1: Организационная структура и правовой статус ЦБ РФ
1.1 Правовой статус
1.2 Организационная структура ЦБ РФ
1.2.1 Органы управления ЦБ РФ
1.2.2 Структурные подразделения ЦБ РФ
Глава 2: Цели и задачи деятельности ЦБ РФ
2.1 Основные цели деятельности ЦБ РФ
2.2 Основные задачи ЦБ РФ
Глава 3: Функции ЦБ РФ
3.1 Эмиссия банкнот
3.1.1 Эмиссия банкнот в 2006-2007 гг.
3.2 Проведение денежно-кредитной политики
3.2.1 Проведение денежно-кредитной политики в 2008-2009 гг.
3.3 Проведение валютной политики
3.4 Рефинансирование коммерческих банков
3.5 Регулирование деятельности кредитных институтов
3.6 Функция финансового агента правительства
3.7 Отчетность и аудит Банка России
Заключение
Список используемой литературы.
— организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации:
— принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации:
— проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Для реализации возложенных на него функций ЦБ РФ участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Глава 3: Функции ЦБ РФ
Функции, которые традиционно выполняет любой ЦБ: осуществление монопольной эмиссии банкнот; проведение денежно-кредитного регулирования, валютной политики; рефинансирование кредитно-банковских институтов; регулирование деятельности кредитных институтов, т.е. осуществление банковского надзора; функция финансового агента правительства.
3.1 Эмиссия банкнот
За Банком России как представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.[4]
Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.
В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции:
— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
— установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
— определение порядка ведения кассовых операций.
3.1.1 Эмиссия банкнот в 2006-2007 гг.
ЦБ РФ в 2007 году увеличил объем наличных денег в обращении на 1 трлн. 57,9 млрд. руб. (на 34,5 проц.) - с 3 трлн. 66,3 млрд. руб. до 4 трлн. 124,2 млрд. руб. В 2006 году, согласно данным "Вестника Банка России", количество наличной денежной массы было увеличено на 867,2 млрд. руб., (на 39,4 проц.)
В структуре наличных денег в течение 2007 года последовательно наращивалась только доля самых крупных по номиналу 5-тысячных банкнот, эмиссия которых начата в августе 2006 года. На начало 2007 года она составляла 5 проц. от общей суммы банкнот (около 152,5 млрд. руб.), к концу года она увеличилась до 21 проц., что в денежном выражении составляет 861,8 млрд. руб.
Таким образом, объем эмитированных за год 5-тысячных банкнот оценивается в 709,3 млрд. руб., или 67 проц. от общего годового прироста денежной массы. Общая стоимость эмитированных 5-тысячных банкнот выросла за год в 5,7 раза.
3.2 Проведение денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита. Денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.
Ее цель - регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.[5]
Изменение норм обязательных резервов. За счет взносов коммерческих банков ЦБР образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.[6]
Фонд обязательных резервов - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.
ЦБ РФ, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов ЦБ сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство.
Регулирование официальной учетной ставки ЦБ. Учетная ставка используется ЦБ в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям ЦБ, и является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов (в зависимости от его состояния может меняться в течение года). Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; её изменение по предоставленным ЦБ кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.
Исходя из учетной ставки, определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчим по депозитам и другим счетам. Широкое применение изменения учетной ставки обусловлено простотой применения. Повышение (в антиинфляционных целях) учетного процента, т.е. политика «дорогих денег» ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в ЦБ и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика «дешевых денег», наоборот, выступает фактором развёртывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития.
Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам ЦБ, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику.
Операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков. Операции ЦБ на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая её). Это воздействие осуществляется посредством изменения ЦБ цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.
При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с денежного рынка, ЦБ уменьшает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса.
Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:
— условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - обратные операции;
— объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;
— срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;
— сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка;
— способа установления ставок: определяемых или центральным банком или рынком.
При проведении денежно-кредитной политики Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями:
1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
4) покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;
5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
8) выдавать гарантии и поручительства;
9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;
11) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.
Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:
— золото и другие драгоценные металлы в различной форме;
— иностранная валюта;
— векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев;
— государственные ценные бумаги.
3.2.1 Проведение денежно-кредитной политики в 2008-2009 гг.[7]
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год» в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации предусматривался рост потребительских цен на 6‑7%.
В 2008 году Банк России при реализации денежно-кредитной политики учитывал влияние совокупности макроэкономических факторов на динамику спроса на деньги и денежного предложения.
Ожидается, что в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов внешние условия развития российской экономики ухудшатся по сравнению с предшествующим трехлетним периодом. Снижение темпов роста производства товаров и услуг в мире, начавшееся в 2008 году, по прогнозам, продолжится в 2009 году.
В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и период 2010 и 2011 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2009 году до 7,0‑8,5%, в 2010 году – 5,5‑7,0%, а к 2011 году выйти на уровень инфляции 5,0‑6,8% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 6,2‑8,0% в 2009 году, 4,5‑6,2% в 2010 году и 4,5‑6,1% в 2011 году.
Расчеты по денежной программе на 2009‑2011 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, динамике валютных курсов, учитываемых в прогнозе платежного баланса, а также предполагаемой динамике цен на активы.
3.3 Проведение валютной политики
Валютная политика Банка России осуществляется в общем контексте денежно-кредитной политики, проводимой Правительством Российской Федерации и Банком России. Важнейшими целями валютной политики Банка России являются обеспечение стабильности курса национальной валюты и создание условий для динамичного развития российского валютного рынка.
Для создания отвечающих целям курсовой политики условий на валютном рынке и регулирования (сглаживания) динамики обменного курса рубля Банком России используются следующие основные инструменты:
— валютные интервенции;
— депозитные операции для регулирования уровня рублевой ликвидности на межбанковском рынке;
— изменение процентных ставок по операциям Банка России на денежном рынке.
Результативность использования рыночных инструментов курсовой политики зависит от состояния денежно-кредитной сферы и общеэкономической ситуации в целом.