Динамика доходов населения Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы «Доходы населения: принципы и проблемы их распределения в рыночной экономике» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения мною были поставлены для решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу доходов населения;
2. Раскрыть актуальность проблемы доходов населения в современных условиях;
3. Изложить возможности решения указанной тематики.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. с. 3
1. Виды доходов населения ……………………………………………… с. 5
2.Распределение и перераспределение доходов
2.1. Плюсы и минусы неравенства доходов населения ……………… с. 10
2.2. Понятие бедности ………………………………………………….. с. 12
2.3.Политика государства по регулированию доходов населению….. с. 14
3. Динамика доходов населения Республики Беларусь
3.1. Доходы населения Республики Беларусь …………………………с. 16
3.2. Прогнозы и возможности ………………………………………….. с. 21
3.3. Главная цель социально – экономического развития страны в предстоящем пятилетии ………………………………………………… с. 23
Заключение ………………………………………………………………. с. 26
Список используемых источников ………………………………

Работа состоит из  1 файл

Доходы населения.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

1) величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан;

2) величиной текущих доходов граждан.

Люди получают доходы в результате того, что создают собственный бизнес (становятся предпринимателями) или предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам, а те используют эту собственность для производства необходимых благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:

1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);

2) разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);

3) разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

Все люди рождаются разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Так, в любой стране всегда крайне мало людей, способных достичь вершин математики, стать выдающимися футболистами или создать процветающее предприятие. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на такие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов [12, с. 105].

Ни одной экономической системе не удалось ликвидировать неравенства доходов и богатства семей. Даже в условиях командной системы СССР государство вынуждено было отказаться от принципов полной уравнительности (их пытались реализовать только в период «военного коммунизма») и перейти к формированию доходов по принципу: «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Но поскольку способности у людей различны, то труд их имеет разную ценность и это влечет за собой неодинаковое вознаграждение за труд, то есть различие в доходах.

Конечно, в СССР для подавляющей массы населения различия в уровнях доходов были куда меньше, чем сейчас в Республике Беларусь, но, тем не менее, они существовали. Кто-то покупал «Жигули» в экспортном исполнении или «Волги», в то же время во всех школах родительские комитеты вынуждены были заниматься сбором денег для покупки школьной формы детям из нищих семей. Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства.

            Противники равенства в распределении доходов утверждают, что способ распределения дохода является важным фактором, определяющим объём производимого и распределяемого дохода. Они исходят из того, что в сфере производственной деятельности уравнять доходы невозможно, здесь обязательно учитываются причины, порождающие неравенство, ибо эти причины логичны и объективны.

Дело в том, что уравнительная организация экономической жизни убивает у людей стимулы к производительному труду. Ведь все мы рождаемся разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на более редкие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов. Впрочем, люди с одинаковым типом способностей выполняют одни и те же обязанности тоже по-разному, с разной производительностью труда и качеством продукции. Как оплачивать эти различные результаты труда? Что важнее – факт труда или его результат?

Если оплачивать одинаково – «по факту труда», то обидятся люди, работающие с большей производительностью и наделенные полезными обществу талантами. Многие из них перестанут работать в полную силу (зачем напрягаться, если всем платят одинаково?). А значит, результативность их труда опустится до уровня наименее одаренных и трудолюбивых членов общества. Итогом этого станет уменьшение возможностей экономического прогресса страны и замедление темпов роста благосостояния всех ее граждан. Поэтому оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов. В силу этого определенное неравенство доходов следует признать нормальным. Более того – это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей [12, с. 105].

2.2. Понятие бедности

Следствием неравенства в распределении является бедность. Бедность не поддаётся точному определению, хотя имеет и социальное, и экономическое звучание. Часто о бедности судят по чисто внешним признакам: много нищих на улице, бедно одеты люди, неуютно в местах общественного пользования, не чистятся мостовые и т.д. С этим может мириться только бедное государство.

Бедность имеет и чисто экономическое звучание. В широком смысле этого слова о бедности можно сказать, заметив, что основные потребности семьи превышают имеющиеся у неё средства для их удовлетворения. Средства семьи формируются за счёт текущих доходов, имеющихся сбережений, трансфертных платежей, собственности и т.д. Что касается потребностей семьи, то они обусловливаются множеством факторов, среди которых следует выделить её размер, здоровье людей, возраст членов семьи, число трудоспособных, принадлежность к той или иной социальной группе населения [4, c.55].

Понятие бедности относительно. То, что для условий США означает жить в бедности, для развивающихся стран может казаться благом или даже раем. В одной и той же стране состояние бедности также неоднозначно. В период экономического спада восприятие бедности одно, а в период подъёма производства – другое. Для определения статуса бедности используются различные показатели, которые имеют прямое и косвенное значение. Нищий человек – бедный человек. Но когда говорят о дееспособном составе населения, используют такие показатели, как уровень жизни, прожиточный минимум и др.

Понятие уровня жизни однозначно определить трудно и даже невозможно. Нет таких универсальных показателей, которые бы одним значением характеризовали это состояние. Обычно используется система показателей, важнейшими среди которых выступают: заработная плата, уровень пенсионного обеспечения, жильё, развитие здравоохранения, уровень культуры и т.д. Комплексное рассмотрение этих показателей может дать представление об уровне жизни людей.

Прожиточный минимум определяется размером дохода, позволяющим удовлетворить минимум потребительских запросов средней семьи. Размер прожиточного минимума подвижен и зависит главным образом от состояния экономики и политики государства в области распределения доходов.

Ещё один показатель обычно характеризует черту бедности – это понятие индексации доходов. В условиях стабильно функционирующей экономики редко приходится сталкиваться с индексацией доходов. К этой мере прибегать практически не приходится, но как только производство начинает давать сбои, появляется инфляция, безработица и тогда государство включает систему социальной подпитки различных слоёв населения и на повестку дня ставится проблема индексации доходов. Индексация может выступать в виде единовременных денежных выплат, могут быть компенсированы потери денег на вкладах, произошедшие вследствие инфляции и т.д. Чаще всего индексация производится, чтобы сгладить негативные последствия повышения цен, в особенности на производственные товары и услуги, ибо эта мера наиболее затрагивает насущные жизненные интересы людей [8, c. 103].

2.3. Политика государства по регулированию доходов населения

Государства экономически развитых стран разрабатывают комплекс мер по регулированию доходов населения. Борьба с бедностью стоит в центре этой деятельности, она связана со значительными денежными издержками. Здесь обычно выделяются два аспекта работы: с одной стороны, проводятся мероприятия по социальному страхованию населения в связи с уходом на пенсию. К этому разделу помощи относятся и пособия по безработице, ибо они также вычитаются из заработка работника и затем возвращаются ему как заработные ранее деньги [11, c. 78].

С другой стороны, выступают программы государственной помощи или благотворительные программы, в соответствии с которыми пособия предоставляются тем, кто не может заработать эти средства по тем или иным причинам. Программы эти финансируются за счёт средств, аккумулируемых государством в виде налогов с населения, хотя они называются государственными благотворительными программами.

Кроме названных средств регулирования доходов и борьбы с бедностью, разрабатываются ещё специальные программы государственной помощи. Они касаются лиц, которые не могут работать: престарелые, инвалиды с детства, нетрудоспособные. Подобные программы имеют целью установить низкий минимальный уровень дохода для указанных лиц с тем, чтобы они относительно независимы были от семей родственников и близких в плане жизнеобеспечения.

В ряде стран практикуется реализация программ предоставления талонов. Цель этих программ состоит в том, чтобы обеспечить лиц, имеющих низшие доходы, минимумом продовольственных товаров. По этой программе семьи, имеющие низкие доходы, получают талоны, которые подлежат обмену на пищевые продукты. Нечто подобное происходит с финансированием расходов на медицинское обслуживание. Каждый член общества вправе рассчитывать не только на получение экономических, но и социальных благ. Общество обязано подумать об обеспечении социального равенства людей, в противном случае оно не сможет считаться справедливым. Речь в данном случае идёт о равном отношении людей к средствам производства, о равном положении людей перед законом, о равном праве на образование, на охрану здоровья и т.д. Речь идёт о том, что любой член общества должен иметь равное право на получение наряду с материальными духовных ценностей.

Социальное равенство предполагает наличие справедливости. Люди могут быть допущены к получению социальных благ, но уровень реально получаемых благ может быть неадекватным. Здесь может иметь значение стаж работы, занимаемая должность и т.д. С одной стороны, это справедливо, а с другой – нет. Конечно, социальные блага должны различаться с учётом прошлого трудового вклада, но их совокупность не должна быть дифференцированной. А вот пенсионное обеспечение может и должно зависеть от прежней заработной платы. Такая реализация социального равенства позволит решать проблему роста эффективности общественного производства [4, c. 95].

 

 

 

3. ДИНАМИКА ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1. Доходы населения Республики Беларусь

Для формирования представления целостного понимания динамики доходов населения, определимся с основными методологическими понятиями:

Денежные доходы населения включают оплату труда, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению), доходы от собственности (проценты по депозитам, дивиденды и прочие доходы от собственности), прочие доходы (поступления от продажи продукции сельского хозяйства, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход и прочие поступления).

Оплата труда включает в себя фонд заработной платы (начисленные суммы заработной платы в денежной и натуральной форме за выполненную работу и отработанное время, выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, оплату за неотработанное время и другие выплаты, включаемые в фонд заработной платы), доходы работников от организаций, не учитываемые в составе фонда заработной платы (выходное пособие, материальная помощь, оказываемая за счет средств организации, расходы на платное обучение работников в учреждении образования и так далее), а также сальдо заработной платы, полученной резидентами из-за границы и выплаченной нерезидентам в Республике Беларусь [10, стр. 15].

Трансферты населению включают все виды получаемых населением пенсий, пособий, стипендий и других трансфертов населению (страховые выплаты, выигрыши по лотереям, выплаты льгот и компенсаций населению, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, суммы возмещения расходов по обеспечению инвалидов техническими средствами социальной реабилитации, суммы возмещения ущерба гражданам, осуществляемого по решениям судебных органов, и так далее) [16, c. 68].

Доходы от собственности включают проценты по депозитам населения в национальной и иностранной валюте, доходы по акциям и другие доходы от участия работников в управлении собственностью организации, прочие доходы от собственности (доходы населения от использования (сдачи внаем) имущества, находящегося в собственности, доходы от инвестиций, полученные физическими лицами из-за границы) [16, c. 68].

На рисунке 1. приведен уровень денежного дохода населения Республики Беларусь в период с 1995 по 2009 года в расчёте на душу населения (см. приложение 1. рис. 1).

Доходы от собственности включают проценты по депозитам населения в национальной и иностранной валюте, доходы по акциям и другие доходы от участия работников в управлении собственностью организации, прочие доходы от собственности (доходы населения от использования (сдачи внаем) имущества, находящегося в собственности, доходы от инвестиций, полученные физическими лицами из-за границы).

Прочие доходы включают поступления от продажи продукции сельского хозяйства, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, и прочие поступления (сальдо полученных и отправленных населением денежных переводов, поступления от продажи товаров через магазины комиссионной торговли, поступления от продажи лома черных и цветных металлов, макулатуры и прочего вторичного сырья).

Информация о работе Динамика доходов населения Республики Беларусь