Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:53, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы «Доходы населения: принципы и проблемы их распределения в рыночной экономике» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения мною были поставлены для решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу доходов населения;
2. Раскрыть актуальность проблемы доходов населения в современных условиях;
3. Изложить возможности решения указанной тематики.
Введение ………………………………………………………………….. с. 3
1. Виды доходов населения ……………………………………………… с. 5
2.Распределение и перераспределение доходов
2.1. Плюсы и минусы неравенства доходов населения ……………… с. 10
2.2. Понятие бедности ………………………………………………….. с. 12
2.3.Политика государства по регулированию доходов населению….. с. 14
3. Динамика доходов населения Республики Беларусь
3.1. Доходы населения Республики Беларусь …………………………с. 16
3.2. Прогнозы и возможности ………………………………………….. с. 21
3.3. Главная цель социально – экономического развития страны в предстоящем пятилетии ………………………………………………… с. 23
Заключение ………………………………………………………………. с. 26
Список используемых источников ………………………………
Реальные денежные доходы населения – относительный показатель, рассчитанный путем деления номинальных темпов роста денежных доходов населения на индекс потребительских цен на товары и услуги за соответствующий временной период.
Располагаемые денежные доходы населения – это денежные доходы населения за вычетом налогов и взносов.
Среднедушевые денежные доходы населения рассчитываются путем деления общего объема денежных доходов населения на среднегодовую численность населения.
Денежные расходы и сбережения населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, на оплату налогов, взносов и других платежей, сбережения и величину изменения задолженности населения по кредитам.
Расходы на покупку товаров и оплату услуг включают расходы населения на приобретение товаров в организациях торговли и общественного питания, на рынках, в торговых центрах и у физических лиц, на оплату услуг, оказанных населению юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическим лицами, а также расходы граждан в личных поездках за границу.
Налоги, взносы и другие платежи включают налоги и сборы, взимаемые с физических лиц в соответствии с законодательством Республики Беларусь, страховые взносы и другие платежи (взносы в Фонд социальной защиты населения, вступительные и членские взносы в общественные объединения, расходы на оплату процентов за пользование кредитами, расходы на приобретение лотерейных билетов, расходы на строительства жилья за счет личных средств граждан и за счет кредитов банков и так далее).
Сбережения включают прирост (уменьшение) вкладов населения в банках, расходы населения на приобретение ценных бумаг и драгоценных металлов в виде мерных слитков.
Покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения отражает потенциальную возможность приобретения товаров и услуг населением и выражается через товарный эквивалент среднемесячных среднедушевых располагаемых денежных доходов.
Бюджет прожиточного минимума – стоимость минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы.
Бюджет прожиточного минимума ежеквартально рассчитывается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала [16, c. 158].
Постановлением Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2009 г. (согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 96) размер бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в расчёте на 1 месяц увеличился на 3,9% и составил 243 570 руб. Данное обстоятельство обусловлено сезонным снижением цен на плодоовощную продукцию и сокращением расходов на продукты питания, являющиеся основной составляющей бюджета прожиточного минимума. По основным социально-демографическим группам бюджеты прожиточного минимума также увеличились (см. приложение 2. таблица 1).
Для формирования целостного представления о уровне денежных доходов населения в процентах (см. рис. 2, приложение 4).
Как видно из рисунка, наибольшей динамике (в процентах) подвержены доходы населения Республики Беларусь. Остальные страны, за исключением России, проявляют стабильный рост до 2007 года. Существенным недостатком данного рисунка является его обезличенность, то есть он выражает уровень изменения, не отражаю фактические показатели.
Для обеспечения своевременной выплаты заработной платы, устранения просроченной задолженности по ней и усиления мер ответственности за несвоевременную выплату заработной платы в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г. №483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы» с нанимателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы, в бесспорном порядке удерживаются суммы, соответствующие 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника.
Таким образом, с учётом изменения размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения размер бронирования средств составит 261 320 * 1,5=391 980 руб.
Город Минск, будучи политическим и экономическим центром Республики Беларусь, содержит в себе треть всех денежных доходов населения Республики Беларусь (21 659 млрд. рублей), за ним по совокупному показателю следует Минская область (10 359,1 млрд. рублей), третье место занимает Гомельская область (9 464, 5 млрд. рублей) [8, стр. 20].
Рассматривая уровень денежных доходов стран СНГ, можно сделать вывод, что уровень денежных доходов в Республике Беларусь уверенно занимает второе место, уступая России (см. таблица 3, приложение 5).
Проводя сравнительный анализ данных из таблиц 3(страны СНГ) и 4(страны Европы), становится очевидным, что уровень изменения денежных доходов в странах СНГ намного выше, чес в странах Европы. Нередко уровень в странах СНГ превышает 110 %, достигая 118 %, а в странах Европы наиболее часто встречающийся уровень роста денежных доходов составляет 103 – 105 %, что объясняется первоначальным уровнем развитости экономик [10, стр. 26].
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе-октябре 2010 г. составила 1183,1 тыс. рублей, в том числе в октябре – 1328,2 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с сентябрем 2010 г. на 1,8%, или на 23 тыс. рублей.
Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-октябре 2010 г. по сравнению с январем-октябрем 2009 г. увеличилась на 11,6%, в октябре 2010 г. по сравнению с сентябрем 2010 г. – на 0,7%.
На промышленных предприятиях средняя заработная плата в октябре 2010 г. составила 1490,2 тыс. рублей, в строительных организациях – 1821 тыс., в организациях транспорта – 1610,3 тыс., сельского хозяйства – 872,1 тыс., торговли и общественного питания – 1138,2 тыс., здравоохранения – 1015,3 тыс., в том числе врачей – 1736,6 тыс., среднего медицинского персонала – 962,4 тыс.; в учреждениях образования – 944,3 тыс. рублей, в том числе учителей – 1122,9 тыс., профессорско-
3.2. Прогнозы и возможности
В условиях стабилизации и роста объёмов производства большая часть потребления в ВВП приходится на домашние хозяйства (52-56%), а расходы на оплату труда по методологии Системы национальных счетов (СНС; с учётом расходов на социальное страхование) колебались в 2011-2008 годах от 46,7% (2002г.) до 44,6% (2008 г.). Доля оплаты труда, исчисленная в валовой добавленной стоимости, в 2008 году составила 52,1%.
Поэтому логично при оценке темпов роста реальной заработной платы исходить из намеченных темпов роста ВВП (в сопоставимых ценах). Аналитический подход выявил несколько методов решения этой проблемы.
Первый метод, который положен в основу приведённых ниже расчётов, учитывает высокий и устойчивый уровень корреляции между ВВП и денежными доходами, с одной стороны, и между денежными доходами и оплатой труда – с другой. Так, за последние пять лет (2004-2008 гг.) доля денежных доходов в ВВП колебалась от 59,1 до 61,4% (в среднем она составила 50,1%). Поэтому целесообразно оценку прогнозных показателей реальной заработной платы осуществлять на основе следующей зависимости. Поскольку прогнозные оценки ВВП на среднемесячную перспективу приводятся в сопоставимых ценах, необходимо перевести их в текущие цены или пересчитать данные о доходах и заработной плате в сопоставимые цены, оставив прогнозные оценки ВВП в сопоставимых ценах. Из-за трудностей, которые возникли с получением информации о прогнозных значениях дефляторов ВВП, было принято решение о пересчёте данных о доходах и оплате труда (см. приложение 3. табл. 2).
Таким образом, в среднем за 2004-2008 годы доля денежного дохода ВВП в сопоставимых ценах составила 67,2% (40,6 / 60,4 * 100), а доля оплаты труда в денежных доходах – 58,6% (23,8 / 40,6 *100).
Прогнозные расчёты показали, что реальная заработная плата в 2011-2015 годах увеличится на 46-49% против 57,8-59,2% в 2006-2010 годах, а номинальная (с учётом инфляции) – на 79-99%. Ожидается, что с ростом производительности труда на 1% реальная заработная плата будет увеличиваться на 0,99-1,02%, что ниже более чем в два раза по сравнению с 2001-2008 годами (см. приложение 8, таблица 6).
При разработке прогнозных показателей оплаты труда было выявлено и противоречие, сложившееся между методикой формирования фонда оплаты труда и учётом занятости работников в экономике. Дело в том, что при расчёте среднемесячной заработной платы фонд оплаты труда принимается по балансу денежных доходов и расходов независимо от ведомственной подчинённости, а при расчёте среднемесячной оплаты труда одного работника этот фонд делится на численность занятых на предприятиях, подведомственных Совету Министров Республики Беларусь, что приводит к её завышению примерно в 1,1 раза (по данным 2008 г.). Такой подход к оценке оплаты труда не согласуется и с требованиями международной статистики при расчётах производительности труда в экономике разных стран.
Второй метод базируется на статистике фонда оплаты труда по методологии СНС. В данном случае из фонда оплаты труда исключаются расходы на социальное страхование. Аналитические расходы показали, что расходы на социальное страхование за последние три года (2006-2008гг.) составляли в среднем 10б6% от ВВП. Поскольку исходные данные о динамике ВВП и стоимостных объёмах на среднесрочную перспективу приводятся в сопоставимых ценах, то, как и в первом случае, потребуется представить данные об оплате труда в сопоставимых ценах. Все последующие расчёты повторяют последовательность расчётов первого метода.
Сложившиеся в исследуемый период опережающие темпы роста производительности труда в обеих странах нацелены на резкое повышение покупательной способности населения, что должно привести к активизации внутреннего рынка товаров и услуг и макроэкономической стабилизации экономики. Повышение заработной платы диктуется также требованиями инновационного развития, модернизации экономики и ускорения темпов роста производительности труда. Очевидно, что в условиях последствий мирового финансового кризиса выход из сложившейся ситуации лежит в плоскости повышения производительности труда, снижения затрат и создания инноваций. Чтобы преодолеть последствия кризиса, нужны финансовые средства для модернизации экономики и производственных мощностей, изменения структуры для перехода к высокотехнологичным производствам. (см. приложение 9, таблица 7).
Очевидно, что устойчивый рост экономики Беларуси требует ускоренной перестройки технологической структуры производства и совершенствования методов организации труда, что сопряжено с существенными капитальными затратами.
Основными внешнеторговыми партнёрами республики в I квартале 2010 г. являлись: Россия – 48% всего объёма товарооборота, Нидерланды – 6,5%, Украина – 6,4%, Германия – 4,3%, Китай – 3,9%, Польша – 3,8, Бразилия – 1,9%, Соединённое Королевство – 1,8%, Италия – 1,7%, Литва – 1,2%. [19, c. 37].
3.3.Главная цель социально-экономического развития страны в предстоящем пятилетии - дальнейший рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Предусматривается повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню
2010 года в 1,7–1,8 раза на основе обеспечения роста:
• ВВП – 162–168%;
• производительности труда – 163–168%;
• объемов промышленного производства – 154–160%;
• сельского хозяйства – 139–145%;
• услуг – 196–203%;
• удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 21% в 2015 году;
• инвестиций в основной капитал за пятилетие – 190–197%, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.
Реализация поставленной цели потребует концентрации ресурсов на следующих приоритетных направлениях:
• развитие человеческого потенциала;
• предпринимательство и инициатива;
• инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств;
• рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;
• устойчивое развитие регионов;
• качественное и доступное жилье;
• эффективный агропромышленный комплекс.
В развитии человеческого потенциала важнейшую роль играет проводимая государством социальная политика. Основная ее цель в новом пятилетии – повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг [ 15, c. 158].
Информация о работе Динамика доходов населения Республики Беларусь