Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:29, курсовая работа
Проблема справедливого распределения доходов стояла перед человечеством во все времена. На почве разделения прибылей вспыхивали конфликты и войны. Однако мы живём в цивилизованном обществе и вопросы дифференциации доходов для всех нас более чем важны.
Наша страна идёт очень сложным путём перестраивания собственной структуры экономики и рыночных отношений. Это неизбежно сопряжено с многочисленными трудностями и проблемами. Одной из них является увеличивающееся расслоение общества.
К этому следует добавить, что по доле валовых внутренних инвестиций в ВВП, которые включают и социальные объекты, Россия оказалась ныне на последнем месте среди всех сопоставляемых стран – 14% ВВП, тогда как в 1990г. доля инвестиций в ВВП достигла 30%.
Неудовлетворительно следует оценить и распределение доходов России по социальным группам населения (таблица 3). Российская Федерация имеет среди всех сопоставляемых стран максимальную дифференциацию по стратам населения. Индекс Джини достиг в 2006 году 48,7 против 30 в Германии, 32,7 - во Франции и 36,1 - в Великобритании, 25 - в Швеции и Бельгии.
Десять процентов населения России, имевшего наибольшие доходы, получили 38,7% всех денежных доходов, а 20% наиболее обеспеченных – 53,7%, то есть больше, чем остальные 80% населения, тогда как наименее обеспеченным 10% досталось лишь 1,7% всех доходов, а 1/5 населения – всего 4,4%.
Тогда как в Германии 1/10 наименее обеспеченного населения имела 3,3% общей суммы доходов населения, а 1/5 - 8,2%.
Еще большие доли доходов имеют эти группы населения в Швеции (3,7 и 9,6%) и в Чешской Республики (4,3 и 10,3%), а наиболее обеспеченная 1/5 часть населения существенно меньше, чем в России: в Великобритании, Франции, Испании 40,3%, в Германии – 38,5%, а в Италии – 36,3%.
Страна |
Год |
Индекс Джини |
Процент в доходах групп | ||||||
Ниже 10% |
Ниже 20% |
Вторые 20% |
Третьи 20% |
Чет-вертые 20% |
Наи-высшие 20% |
Наивысшие 10% | |||
РФ |
2006 |
48,7 |
1,7 |
4,4 |
8,6 |
13,3 |
21 |
53,7 |
38,7 |
| |||||||||
Швеция |
2006 |
25 |
3,7 |
9,6 |
14,5 |
18,1 |
23,2 |
34,5 |
20,1 |
Бельгия |
2006 |
25 |
3,7 |
9,5 |
14,6 |
18,4 |
23 |
34,5 |
20,2 |
Нидер-ланды |
2005 |
32,6 |
2,8 |
7,3 |
12,7 |
17,2 |
22,8 |
40,1 |
25,1 |
Финляндия |
2005 |
25,6 |
4,2 |
10,0 |
14,2 |
17,6 |
22,3 |
35,8 |
21,6 |
Франция |
2005 |
32,7 |
2,8 |
7,2 |
12,6 |
17,2 |
22,8 |
40,2 |
25,1 |
Велико-британия |
2006 |
36,1 |
2,6 |
6,6 |
11,5 |
16,3 |
22,7 |
40,3 |
27,3 |
Дания |
2005 |
24,7 |
3,6 |
9,6 |
14,9 |
18,3 |
22,7 |
34,5 |
20,5 |
Австрия |
2005 |
23,1 |
4,4 |
10,4 |
14,8 |
18,5 |
22,9 |
33,3 |
19,3 |
Германия |
2006 |
30,0 |
3,3 |
8,2 |
13,2 |
17,5 |
22,7 |
38,5 |
23,7 |
Ирландия |
2005 |
35,9 |
2,5 |
6,7 |
11,6 |
16,4 |
22,4 |
42,9 |
27,4 |
Италия |
2006 |
27,3 |
3,5 |
8,7 |
14,0 |
18,1 |
22,9 |
36,3 |
21,8 |
Испания |
2005 |
32,5 |
2,8 |
7,5 |
12,6 |
17,0 |
22,6 |
40,3 |
25,2 |
Греция |
2006 |
32,7 |
3,0 |
7,5 |
12,4 |
16,9 |
22,8 |
40,3 |
25,3 |
Португалия |
2006 |
35,6 |
3,1 |
7,3 |
11,6 |
15,9 |
21,8 |
43,4 |
28,4 |
| |||||||||
Словения |
2005 |
26,8 |
3,2 |
8,4 |
14,3 |
18,5 |
23,4 |
35,4 |
20,7 |
Чехия |
2006 |
25,4 |
4,3 |
10,3 |
14,5 |
17,7 |
21,7 |
35,9 |
22,4 |
Венгрия |
2006 |
30,8 |
3,9 |
8,8 |
12,5 |
16,6 |
22,3 |
39,9 |
24,8 |
Словакия |
2005 |
19,5 |
5,1 |
11,9 |
15,8 |
18,8 |
22,2 |
31,4 |
18,2 |
Польша |
2006 |
32,9 |
3,0 |
7,7 |
12,6 |
16,7 |
22,1 |
40,9 |
26,3 |
Эстония |
2005 |
35,4 |
2,2 |
6,2 |
12,0 |
17,0 |
23,1 |
41,8 |
26,2 |
Литва |
2005 |
32,4 |
3,1 |
7,8 |
12,6 |
16,8 |
22,4 |
40,3 |
25,6 |
Латвия |
2006 |
32,4 |
2,9 |
7,6 |
12,9 |
17,1 |
22,1 |
40,3 |
25,9 |
Болгария |
2006 |
28,3 |
3,4 |
8,5 |
13,8 |
17,9 |
22,7 |
37,0 |
22,5 |
Румыния |
2005 |
28,2 |
3,7 |
8,9 |
13,6 |
17,6 |
22,6 |
37,3 |
22,7 |
Турция |
2006 |
41,5 |
2,3 |
5,8 |
10,2 |
14,8 |
21,6 |
47,7 |
32,2 |
В мировой практике применяется целый ряд разных методов измерения уровня бедности. Наиболее употребительны два параметра: 1) процент населения, живущего на доходы менее 50% средних и 2) процент населения, не доживающего до 60 лет. Эти показатели взаимодополняющие, но безусловно находящиеся в корреляционной связи. Если расположить сопоставляемые страны по рейтингу первого из этих показателей, то получим их оценку в данных таблицы 4 (по странам, имеющим оценки).
Таблица 4 - Уровень бедности по странам мира (% населения)
№ п/п |
Страны |
Бедность по доходам |
Бедность по продолжительности жизни (%) |
№ п/п |
Страны |
Бедность по доходам |
Бедность по продолжительности жизни (%) |
1 |
Российская |
20,1* |
30,1 |
Страны-кандидаты в ЕС* | |||
Страны ЕС |
1 |
Польша |
11,6 |
17,5 | |||
1 |
Италия |
14,2 |
9,1 |
2 |
Венгрия |
10,1 |
21,9 |
2 |
Великобритания |
13,4 |
9,9 |
3 |
Чешская Республика |
4,9 |
13,7 |
3 |
Ирландия |
11,1 |
10,4 |
4 |
Словакия |
2,1 |
16,6 |
4 |
Австрия |
10,6 |
10,6 |
5 |
Литва |
17* |
21,6 |
5 |
Испания |
10,1 |
10,3 |
6 |
Эстония |
18* |
23,8 |
6 |
Дания |
9,2 |
12,0 |
7 |
Болгария |
22* |
18,8 |
7 |
Бельгия |
8,2 |
10,5 |
8 |
Румыния |
23* |
21,6 |
8 |
Нидерланды |
8,1 |
9,2 |
9 |
Латвия |
28* |
23,7 |
9 |
Франция |
8,0 |
11,4 |
*По порогу бедности – 4 доллара (по покупательной способности) в день (2003-2005г.г.). | |||
10 |
Германия |
7,5 |
10,6 |
||||
11 |
Швеция |
6,6 |
8,0 |
||||
12 |
Финляндия |
5,1 |
11,3 |
||||
13 |
Люксембург |
3,9 |
11,4 |
Согласно данным таблицы 4 Российская Федерация по обоим приведенным параметрам находится в наихудшем положении. Оценивая эти данные, следует учесть, что средний уровень доходов россиян ниже, чем в зарубежных странах и следовало бы оценить уровень бедности по соотношению доходов с прожиточным минимумом. По расчетам Госкомстата России и ВЦУЖ уровень бедности в России выше, чем приведенный в таблице. Но и по параметрам, принятым в мировой практике, бедность в России превышает ее уровень в сопоставляемых странах в 1,4-5,1 раз.18 По продолжительности жизни менее 60 лет положение России не намного лучше - в пределах соотношения от 1,3 в сравнении с Латвией и Эстонией, до 3 раз по сравнению с Великобританией и Францией и до 4,7 раз со Швецией.
Таким образом, после рассмотрения комплекса проблем связанных с распределением дохода в обществе необходимо сделать непростой вывод – да, ситуация за последние 15 лет изменилась только в сторону ещё большего расслоения. Однако для нормального функционирования всех сфер жизнедеятельности дифференциация необходима – более того, она является фактором прогресса. Наша задача состоит в том чтобы минимизировать её резкие скачки, а также уменьшить количественный разброс между очень богатыми слоями и очень бедными. Можно согласиться, что приходит на мысль идея о возвращении социалистического общества. Однако мы доказали, что в коммунистическом обществе дифференциация тоже существовала, только предпосылкой доходному расслоению являлось расслоение общественное.
В результате необходимо
предпринять несколько
Несомненно, что еще не завершен
перевод экономики России на рельсы
законодательно, юридически подкрепленного
режима, определяющего закрепленные
правила и нормы хозяйствования. Нужны
еще многие и многие законы, регулирующие
права, формы и отношения собственности,
в том числе интеллектуальной, имущественные
рынки, рыночное ценообразование, экономическую
ответственность, иностранные инвестиции,
аренду и концессию, финансово-кредитные,
банковские операции, налогообложение
и многое другое. Не менее важно научиться
жить по законам, не допускать их толкования
и использования в интересах чиновников,
государственно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подведем итоги и сделаем выводы по проделанной нами работе. Под доходами, в обобщенном смысле, понимается денежные суммы, разово или регулярно поступающие в распоряжение индивида в единицу времени (неделю, месяц, год). Личные доходы поступают населению и используются на цели потребления и накопления. Доходы могут иметь денежную и натуральную формы. Различают номинальные и реальные доходы. Выделяют следующие основные виды доходов: предпринимательская прибыль, заработная плата наемных работников, процент за кредит, выплачиваемый вкладчику коммерческим банком, дивиденд по акциям (или процент по облигациям и иным ценным бумагам), рента, а также различные социальные выплаты (так называемые «трансфертные платежи»).
Так как
мы рассматриваем формирование и
распределение доходов в
благ. В условиях рыночной экономики государство не может на прямую влиять на распределение доходов, поэтому оно использует косвенные механизмы. К ним относятся: всевозможные льготы, ссуды, социальные фонды, огромную роль играют подоходное и другое налогообложение и тому подобное. Но для наиболее правильного перераспределения доходов, необходимо учитывать какой части населения и в каком размере оказывать материальную помощь, какой должна быть ставка налогообложения и так далее. Без этого социальная политика государства будет неэффективной.
Принципиально важна ориентация рыночных реформ не на эфемерные, недостижимые цели и неразрешимые в условиях крайней ограниченности человеческих, материальных, природных, финансовых ресурсов задачи, а на решение истинных, объективно присущих России экономических и финансовых проблем. К таковым, в первую очередь, относятся достижение и удержание устойчивого в экономическом, социальном, экологическом смысле состояния, обеспечение экономической и финансовой безопасности, последовательное наращивание экономического потенциала страны, выравнивание и подъем уровня жизни населения.19
По мнению Полтеровича В.М., сегодня России нужны не столько экономические, рыночные, сколько морально-психологические реформы общественного сознания, направленные на формирование общества, руководствующегося высокими принципами гражданственности, патриотизма, чести, уважения законов, любви к ближнему, заботы о всеобщем благе. Обо всем этом с равной энергией должны заботиться и рядовые граждане, и власть имущие. Иначе экономической удачи России не видать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ