Доходы и политика доходов в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:22, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение структуры и динамики основных показателей уровня жизни и доходов населения России. Задачи курсовой работы: раскрыть понятие уровня жизни, отобразить основные показатели уровня жизни в России, в том числе доходов, как главного показателя, а также определить уровень дифференциации доходов и бедности в России. Предметом исследования выступают такие базисные показатели уровня жизни, как показатели стоимости жизни, потребления, доходов, дифференциации доходов и уровня бедности.

Содержание

Введение
Глава 1 Теория доходов в трудах экономистов
1.1. Теории основоположников экономической теории (Кейнс, Мо-дильяни, Фишер)
1.2. Роль доходов в экономическом развитии страны
1.3. Сравнительный анализ доходов в разных странах
Глава 2 Проблема формирования доходов в Российской экономике
2.1. Дифференциация доходов
2.2. Роль социальной политики правительства России
2.3. Доходы в Еврейской Автономной области
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Доходы и политика доходов в современной жкономике России.docx

— 192.04 Кб (Скачать документ)

     Если  же говорить о России, то видна тенденция  к росту доли непромышленного сектора в ВВП страны. Особое внимание нужно уделять социальной сфере, развитию производства, основываясь на современных технологиях. В виду мирового кризиса, в условиях спада цен на нефть, необходимо искать другие источники роста ВВП.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2 Проблема формирования доходов в Российской экономике 

     2.1. Дифференциация доходов 

      Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.

      Если  говорить об обществе в целом, то его  доход следует рассматривать как валовой внутренний продукт или как сумму доходов всех экономических субъектов, который также представляет собой стоимость и измеряемую ею часть продукта, произведенного за определенный период времени. Доход индивидуума, домашнего хозяйства, социальной группы – это часть и соответствующая ей стоимость произведенного продукта, которая получается в результате их экономической деятельности. Распределению потребительских благ и предметов потребления, как правило, предшествует распределение доходов. Свою долю валового продукта, идущую на удовлетворение личных потребностей, население получает первоначально в виде доходов. Полученные доходы используются далее для приобретения необходимых товаров и услуг. Таким образом, уровень доходов имеет большое значение, так как именно он определяет уровень потребления.

      Размер  и состав доходов – одна из важнейших, хотя и неполных характеристик уровня жизни населения. Доходы населения не только определяют его материальное положение, но и в значительной мере отображают состояние и эффективность экономики и экономических отношений в обществе. Доходы характеризуются уровнем, составом и структурой, динамикой, соотношением с расходами, дифференциацией по различным слоям и группам населения.

      Корректное  исчисление доходов как на микро-, так и макроуровне сопряжено с большими трудностями, поэтому существуют различные относительно простые и более сложные варианты определения доходов. Так, на практике при определении доходов домашних хозяйств часто приходится идти «от обратного», то есть исходить из их расходов и потребления. В системах национальных счетов соответственно используется толкование «категория дохода», предложенное английским экономистом Дж. Хиксом, в соответствии с которым доход рассматривается как максимальная сумма денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, то есть, не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств. В советский период доходы населения полностью определялись заработной платой, пенсиями и пособиями, выплачиваемыми государственными организациями и ведомствами. С переходом к рынку число различных видов доходов населения значительно увеличилось, а их размеры доходов в большей степени стали определяться трудовой и экономической активностью, инициативой людей, то есть, в конечном счете, их адаптацией к новым экономическим условиям.

      По  видам доходы можно разделить  на денежные, натуральные, и совокупные.  Натуральные доходы включают, прежде всего, продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.

      Денежные  доходы населения включают:

  1. доход, получаемый в виде оплаты за труд, принимающий форму заработной платы;
  2. доход, получаемый за счет использования иных факторов производства: доход от  владения капиталом - процент,  доход от владения землёй - рента, предпринимательский доход;
  3. трансфертные платежи: пенсия по возрасту, стипендия,  дополнительные пособия (сверх заработной платы), пособие по безработице, пособия на детей и т.д.;
  4. доходы, получаемые от занятости в неформальном секторе экономики.

      Доход, учитывающий все виды денежных и  натуральных поступлений, называют также совокупным доходом.

      С юридической точки зрения, доходы делятся на законные и незаконные, получаемые в рамках теневой экономики.  К последним относят доходы, получаемые от незарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения и контроля со стороны государства.

      Для измерения уровня и структуры  доходов населения используется ряд показателей, характеризующих  их в различных аспектах. Одним  из основных показателей является объем личных доходов населения – все виды доходов населения, полученных в денежной форме или в натуре. Этот показатель может быть рассчитан прямым путем для отдельных домохозяйств на основе статистики семейных бюджетов, однако он не отражает ни общих, ни реальных доходов населения. Совокупные (общие) доходы населения (СДН) определяются суммированием личных доходов и стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению услуг за счет общественных фондов потребления. Стоимость услуг определяется расчетным путем.

      По  предварительным данным, опубликованным Федеральной службой государственной  статистики (Росстат), объем денежных доходов россиян в 2007 году сложился в размере 21138,9 миллиарда рублей, что на 23% больше, чем в 2006 году. Среднедушевые  денежные доходы составили 12940 рублей в месяц, что примерно на 22,7% выше, чем в предшествующем году (Приложение 4). Оплата труда остается основным видом денежных доходов населения, хотя роль ее заметно снизилась в 90-е годы: если ранее она обеспечивала более 3/4 совокупных денежных доходов, то в 1993-2006 годах - около 2/3. Доля социальных трансфертов в совокупных доходах повышалась до 15,2% в 2001-2002 годах, а затем вновь несколько снизилась - до 12% в 2006 году. Практически такую же роль играют предпринимательские доходы, обеспечивающие в последние годы по 12% от совокупных денежных доходов населения, хотя в 1993-1995 и 2000 годах их удельный вес составлял 15-19%%. В 2005-2006 годах до 10% возросла доля доходов от собственности, в предшествующие годы игравших менее заметную роль - от 5% до 8%. Предварительные данные за 2007 год показывают более высокий удельный вес оплаты труда в денежных доходах населения за счет снижения удельного веса остальных источников их формирования, прежде всего - доходов от собственности, но впоследствии эти данные еще будут уточняться. 

     2.2. Роль социальной политики правительства России 

     Государственное регулирование уровня и качества жизни населения России реализуется:

  • во-первых, через систему социальной политики государства;
  • во-вторых, посредством проведения государственной экономической политики.

     Социальная  государственная политика обеспечивает «прямое» воздействие на уровень и качество отдельных (слабозащищенных) слоев населения и государственная экономическая политика оказывает «косвенное» воздействие на благосостояние населения. Рассмотрим подробнее влияние социальной и экономической политики России на уровень и качество жизни населения, а также основные термины и определения, связанные с этими понятиями.

     Словосочетание  социальная политика прочно вошло в  терминологию не только профессиональных ученых и практиков, но и массовый оборот и является одним из самых  распространенных терминов в обыденной  жизни всех социальных слоев и  групп общества.

     Наиболее  общим определением социальной политики является следующее: Социальная политика - это взаимоотношение социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.).

     Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики -- государственная, региональная, корпоративная и т.д. В широком смысле и с научных позиций – это не только система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества.

     Т.е., социальная политика – многогранный процесс и структурное явление, и главным вопросом социальной политики является социальное положение населения в целом, его отдельных групп и частей.

     Объект  и предмет социальной политики совпадают  с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс – социально-трудовую сферу (СТС) – систему взаимосвязанных компонентов и частей, среди которых:

  • отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт;
  • туризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.);
  • рынок труда, занятость, безработица;
  • социальное партнерство;
  • социальная защита;
  • оплата и охрана труда;
  • социальное страхование;
  • пенсионная система и др.

     Главной и конечной целью социальной защиты населения является человек, его  благосостояние, социальная защита и  социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения  в целом.

     В то же время эффективность реализации социальной политики России зависит от экономической политики и темпов экономического роста.

     По  мнению большинства экономистов главный путь борьбы с бедностью - это экономический рост.

     Ведущим показателем при анализе уровня экономического развития являются показатели ВВП/ВНП на душу населения. Эти показатели положены в основу международных классификаций, подразделяющих страны на развитые и развивающиеся. Так, к числу развитых стран относят страны с душевым производством ВВП от 8 тыс. долл. в год и выше.

     Для превращения России в процветающую державу, в которой качество и уровень жизни людей отвечают мировым стандартам, необходимо проводить экономическую политику, позволяющую уже на первом этапе реализации программы увеличить ВВП в 4-5 раз, т.е. до 10-12 тыс. долл. на душу. Это означает, что необходимо довести темпы роста ВВП до 10-12% в год. На втором же этапе программы, чтобы достичь уровня жизни ведущих стран мира, темпы роста не должны быть менее 8% в год. И чем они выше, тем раньше будет ликвидировано отставание в социально-экономической сфере от ведущих стран мира (имеется в виду, что рост их ВВП не превысит 1,5-2%).

     В существующей стратегии развития отмечается, что экономический рост в России в среднесрочной перспективе  возможен на уровне 5-7% в год по общим  объемам производства и 10-15% - по объемам  производства в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности. Такая возможность в ближайшие годы определяется рядом позитивных факторов, в том числе возникших в результате многолетнего спада производства.

     Это, во-первых, наличие незагруженных  производственных мощностей. Речь идет о "натуральном" капитале, т. е. о зданиях, сооружениях, станках, механизмах, тепловых и электрических коммуникациях, которые в условиях глубокого экономического кризиса использованы в производстве продукции не в полной мере или выведены в резерв.

     Во-вторых, - ослабление ресурсных ограничений  в развитии экономики. В настоящее время она не имеет жестких ограничений по энергии, металлу и другим сырьевым ресурсам, по пропускным способностям транспортной системы. Единственным серьезным ограничением является нехватка квалифицированной рабочей силы, потеря многими предприятиями (особенно отраслей обрабатывающей промышленности) за годы стагнации наиболее квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров.

     В-третьих, - относительное снижение издержек во многих отраслях обрабатывающей промышленности на фоне сравнительно более медленного роста цен на продукцию производственно-технического назначения в 1998-1999 гг. Одновременно улучшение  конъюнктуры на мировых рынках в  отношении традиционных товаров российского экспорта позволило существенно укрепить финансовое положение экспортных отраслей. Это привело к образованию в ряде секторов экономики значительных доходов, которые могут стать финансовой основой экономического роста.

     Таким образом, возможно реализовать малокапиталоёмкий вариант развития большинства отраслей народного хозяйства и промышленности. Расчеты показывают, что в ближайшие два-три года только путем использования уже существующих производственных мощностей производство может быть увеличено минимум на 25-30%.

     С позиций современных практики и  теории экономического роста выход из кризиса и новый хозяйственный подъем исключены без нацеливания государственной бюджетной политики на максимальное стимулирование инвестиционно-инновационной активности. Для этого используются как прямые госинвестиции, так и косвенное стимулирование инвесторов, в том числе путем предоставления госгарантий. Важную роль в наращивании капиталовложений в условиях неравновесной экономики играют институты развития. Тем самым при помощи бюджета государство оказывается в состоянии расширять конечный спрос, содействуя преодолению депрессии. Именно таким образом в свое время обеспечивались выход из "великой депрессии", послевоенное восстановление хозяйства, а также бурный рост новых индустриальных стран.

     В настоящее время формируется  рыночная модель инновационного развития экономики, в которой приоритетное внимание должно быть уделено модернизации, реконструкции, развитию производства на новых технических и технологических основах. Эта модель предполагает формирование системы институтов, создающих мощные стимулы для генерирования научно-технической сферы устойчивого потока эффективных нововведений, способных создавать новые рынки наукоемкой продукции и услуг, завоевывать и расширять традиционные. В результате должна сложиться национальная инновационная система, создающая новые продукты и услуги, соответствующие по своему качеству, цене, объемам и срокам выхода на рынки имеющемуся платежеспособному спросу.

Информация о работе Доходы и политика доходов в современной экономике