Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:42, контрольная работа
Роль сельского хозяйства в экономике страны или региона показывает её структуру и уровень развития. В качестве показателей роли сельского хозяйства применяют долю занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения, а также удельный вес сельского хозяйства в структуре ВВП.
1. Мировое Сельское хозяйство.
1.1. Роль сельского хозяйства в экономике
1.2.Отраслевые и региональные особенности
1.3.Структура сельского хозяйства
1.4.Экологические проблемы сельского хозяйства
2. ЕС и его роль в мировой экономике.
2.1 Характеристика Европейского Союза
2.2. Экономика ЕС
2.3. Внутренний рынок ЕС
2.4. Единая сельскохозяйственная политика ЕС
Литература
2.2. Экономика ЕС
С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону. Союз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 году валовой внутренний продукт в объёме 14,79 триллионов международных долларов в расчете по паритету покупательной способности (16,45 трлн $ по номинальному значению), что составляет более 21 % мирового объёма производства. Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и второе — по объёму ВВП по ППС. Кроме того, Союз — крупнейший экспортёр и самый большой импортёр товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия. Головной офис 161-й из пятисот крупнейших по выручке мировых компаний (по рейтингу Fortune Global 500 в 2010-м) находится в ЕС.
Уровень безработицы в апреле 2010-го составлял 9,7 %, в то время как уровень инвестиций составлял 18,4 % от ВВП, инфляция — 1,5 %, дефицит государственного бюджета — −0,2 %. Уровень дохода на душу населения варьируется от государства к государству и находится в диапазоне от 7 до 78 тыс. $.
В ВТО экономика ЕС представлена в качестве единой организации.
Евросоюз и семь следующих крупнейших экономик мира
по номинальному ВВП (МВФ, 2009).
2.3. Внутренний рынок ЕС
Развитие между странами-участниками общего рынка (впоследствии переименованнного в единый рынок), а также создание таможенного союза были двумя из основных целей создания Европейского экономического сообщества. При этом, если таможенный союз подразумевает запрещение любых пошлин в торговых отношениях между государствами-членами и формирование общего таможенного тарифа по отношению к третьим странам, то общий рынок распространяет эти принципы и на другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик стран союза, гарантируя так называемые четыре свободы: свободу движения товаров, свободу движения лиц, свободу движения услуг и свободу движения капитала. Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария входят в общий рынок, но не в таможенный союз.
Свобода движения капитала подразумевает не только возможность беспрепятственных платежей и переводов через границы, но и покупку недвижимости, акций компаний и инвестирование между странами. До принятия решения о формировании экономического и валютного союза развитие положений о свободе капитала шло медленно. По принятию Маастрихтского договора Европейский суд начал ускоренно формировать решения в отношении ранее пренебрегаемой свободы. Свобода перемещения капитала действует также и на отношения между странами — участиками ЕС и третьими странами.
Свобода движения лиц означает, что гражданин Евросоюза может беспрепятственно перемещаться между странами союза в целях проживания (в том числе и по выходу на пенсию), работы и учёбы. Обеспечение этих возможностей включает упрощение формальностей при переезде и взаимное признание профессиональных квалификаций.
Свобода движения услуг и свобода учреждения позволяет лицам, занимающимся самостоятельной экономической деятельностью, свободно перемещаться между странами союза и заниматься этой деятельностью на постоянной или на временной основе. Несмотря на то, что услуги представляют 70 % ВВП и рабочих мест в большинстве государств-членов, законодательство в отношении этой свободы не столь развито, как в области других устанавливаемых свобод. Этот пробел был недавно восполнен принятием директивы об услугах на внутреннем рынке с целью снятия ограничений между странами по оказанию услуг.
2.4. Единая сельскохозяйственная политика ЕС
Единая сельскохозяйственная политика Европейского союза (англ. Common Agricultural Policy) — система сельскохозяйственного субсидирования и сельхозпрограмм в Европейском союзе. На неё расходуется 46,7 % бюджета ЕС, 49,8 млрд евро в 2006 году (больше, чем 48,5 млрд евро в 2005).
ЕСХП включает как прямые выплаты, в виде субсидий за поля и землю, которая может быть культивирована, с помощью механизма поддержания цен, включая гарантии минимальных цен, импортных тарифов так и квоты на определённые товары извне Европейского союза. В настоящее время проводятся реформы уменьшающие контроль над импортом и распределение субсидий на землю, нежели на производство определённых культур (фаза от 2004 до 2012). Детали выполнения этой схемы отличаются в разных странах-членах ЕС.
До 1992 года затраты на сельское хозяйство представляли собой 49 % бюджета ЕС. К 2013 года доля ЕСХП должна составить (32 %). Напротив, доля затрат на Региональную политику в 1988 году составила 17 % бюджета ЕС, и планируется её увеличение до 36 % в 2013 году.
Целью ЕСХП является обеспечение фермеров приемлемым уровнем жизни, потребителей качественной продукцией по справедливым ценам и сохранение сельхоз наследия. Тем не менее, существенная критика ЕСХП имеет место.
Единая сельскохозяйственная политика зародилась в конце 1950х начале 1960х когда страны основатели ЕЭС только оправились от десятилетия жесткой нехватки продовольствия после Второй мировой войны. Частью строительства общего рынка было устранение тарифов на сельскохозяйственные продукты. Однако, благодаря политическому влиянию фермеров и остроты вопроса, потребовалось много лет для полного воплощения ЕСХП.
Создание ЕСХП было предложено Еврокомиссией. Предложение последовало вслед за подписанием Римского договора в 1957 году, который создал Общий рынок. Шесть стран-членов по отдельности строго защищали свои сельскохозяйственные сектора, в особенности в области того что они производили, поддерживая цены на товары в зависимости от того как было организовано фермерство. Такие интервенции представляли собой препятствия для свободной торговли товарами, так как правила отличались от страны к стране, позднее свобода торговли стала несовместимой с интервенционными политиками. Некоторые страны-члены, особенно Франция, и все профессиональные фермерские организации хотели сохранения сильных государственных интервенций в сельском хозяйстве. Однако они могли быть сохранены только в случае гармонизации политики передачи её на наднациональный уровень Европейских Сообществ. К 1962 году, были установлены три главных принципа проведения ЕСХП: целостность рынка, предпочтение продуктов сообщества и финансовая солидарность. С тех пор, ЕСХП является центральным элементом европейской институциональной системы.
План Мансхольта.
В 1960 появляется план Мансхольта цель которого заключалась в уничтожении маленьких фермерских хозяйтсв и консолидация фермеров в большую, более эффективную промышленность. Особый статус фермеров и огромное влияние фермерского лобби на континенте заставило план исчезнуть из повестки дня Сообществ. 21 декабря 1968 года, Сикко Мансхольт (Европейский комиссар по сельскому хозяйству) послал меморандум Совету Министров касающийся реформы сельского хозяйства в Европейских сообществах. Этот долгосрочный план, также известен как «Сельхоз программы 1980» или «Доклад группы Гайшеля», названный по имени деревни в Люксембурге, где он был подготовлен, положил основы новой социальной и структурной политики в сельском хозяйстве объединённой Европы.
План Мансхольта обозначил пределы политики поддержки цен и рынка. Он предсказывал нестабильность которая должна произойти на определённых рынках если Сообщество не уменьшит количество обрабатываемой земли по меньшей мере на 5 миллионов гектар. Бывший голландский министр сельского хозяйства также отмечал, что уровень жизни фермеров не улучшился с момента введения ЕСХП, в отличие от роста производства и постоянного увеличения затрат Сообщества. В связи с этим он ратовал за реформы и модернизацию производственных методов. Согласно плану, мелкие фермы, которые были на гране исчезновения рано или поздно, согласно экспертам Сообщества, должны быть увеличены в размере. Целью плана было стимулирование более чем 5 млн фермеров бросить фермерство. Это должно было дать возможность перераспределить их земли и увеличить размеры оставшихся ферм. Фермы считались жизнеспособными если они могли обеспечивать их владельцев среднегодовым доходом сопоставимым с уровнем других рабочих региона. Помимо программ переквалификации, Мансхольт также предлагал программы благосостояния для покрытия переквалификации и раннего ухода на пенсию. В итоге, он призвал стран-членов к сокращению прямой помощи не приносящим доход фермам. Столкнувшись с нарастающим недовольством со стороны сельхоз сообщества, Сикко Мансхольт был вынужден сократить масштаб своих некоторых предложений. В конечном итоге, план Мансхольта был урезан до трех директив которые в 1971 году касались модернизации сельхоз холдингов, консервирования ферм и подготовки фермеров.
Пораженные провалом плана Мансхольта так называемые реформаторы главным образом отсутствовали на протяжении 1970х, и предложения реформ были немногочисленные и редкие. Система под названием «Агроденьги» была введена как часть развития проекта (Европейского валютного союза) ЕВС, но считалась провалом и не стимулировала дальнейшие реформы. 1980е — десятилетие, которое привело к первым реальным реформам ЕСХП, предвосхитила дальнейшее развитие с 1992 года. Влияние фермерского блока снизилось что развязало руки реформаторам. Защитники окружающей среды поддерживали реформу ЕСХП по финансовым причинам которые нарушали баланс: ввиду перепроизводства ЕСХП становилась дорогой и расточительной. Вместе эти факторы привели к введению квот на производство молока в 1984 и в итоге, в 1988, к установлению потолка на траты на поддержку фермеров. Тем не менее, основа ЕСХП осталась, и до 1992 года не менялась.
В 1992 году реформы Макшерри (названная по имени Европейского комиссара по сельскому хозяйства, Рай Макшерри) были проведены для ограничения растущего производства, параллельно, в то же время, были приняты меры способствующие движению к более свободному сельхозрынку. Реформы сократили уровень поддержки до 29 % по зерновым и до 15 % по говядине. Они также создали систему выплат за неиспользование земель для вывода земли из производства, выплаты ограничивающие рыночный уровень, и ввели меры поощряющие уход на пенсию и лесонасаждению. После реформ Макшерри, цены на зерно были близки к равновесному уровню, существует большая прозрачность в расходах на сельскую поддержку. Тем не менее административная сложность породила мошенничество, и проблемы ЕСХП далеки от решения. Реформы 1992 года это не что иное, как один из факторов необходимых для выполнения обязательств в соответствии с соглашениями Уругвайского раунда ГАТТ/ВТО, который касался вопросов государственного субсидирования сельского хозяйства.
Современные области реформирования это: снижение цен, обеспечение безопасным и качественным продовольствием, гарантия стабильности доходов фермеров. Другие проблемы это загрязнение окружающей среды, благополучие животных, и поиск альтернативных источников дохода для фермеров. Некоторые из этих вопросов находятся в зоне ответственности стран-членов. 1999 Реформы под названием «Повестка дня 2000» разбивает ЕСХП на две опоры; поддержка производства и сельскохозяйственное развитие. Несколько мер по поддержке сельского развития были введены включая диверсификацию, установление производственных групп и поддержка молодых фермеров. Программы по сельской окружающей среде стали обязательными для всех стран-членов. (Dinan 2005: 367). Поддержка рыночных цен на зерновые, молоко и молочные продукты и говядину и телятину ступенчато снижались в то время как прямые парные выплаты (видимо если производишь два товара сразу) увеличились. Выплаты за пахотные культуры такие как зерновые и подсолнечник были гармонизированы.
В 2003 году доклад был подготовлен группой экспертов во главе с бельгийским экономистом Андре Сапиром включал идею, что структура бюджета — исторический пережиток. Доклад предлагал переосмыслить идею политики ЕС, перенаправив затраты на меры необходимые для увеличения богатства и сплочения ЕС. Значительная часть бюджета в настоящее время тратится на сельское хозяйство, и мало перспектив того, что бюджет увеличится, это приведет к уменьшению затрат на ЕСХП. Доклад касался идей, которые более важны для ЕС нежели проблем ЕСХП, но он также предлагал распределение помощи фермерам более организованным образом на уровне стран-членов.
Положения доклада были в значительной мере проигнорированы. Однако, затраты на ЕСХП уменьшаются в рамках ЕС — и Франция согласилась зафиксировать затраты на ЕСХП и не менять их до 2012 года. Это стало возможным благодаря заключённому с Германией соглашению по подобному вопросу. Великобритания желает пересмотра этого соглашения, для защиты своей позиции и принимая во внимание что она ратует за снижения барьеров для экспортёров из третьих стран.
26 июня 2003 года, министры ЕС приняли план фундаментальной реформы ЕСХП, основынный на разделении субсидий за определённые культуры. (Хотя страны-члены могут сохранить ограниченное количество определённых субсидий). Новая система «единых фермерских выплат» является субъектом взаимного соответствия условий касающихся окружающей среды, продовольственной безопасности и благополучия животных. Многие, из которых, были либо практическими рекомендациями по товарам либо отдельными правовыми требованиями регулирующими деятельность фермеров. Цель — сконцентрировать деньги на программах окружающей среды и благополучия животных.
Детали схемы Великобритании продолжали обсуждаться вплоть до введения в мае 2005 года. Каждая страна имеет определённые свободы выборы. В Англии система единых выплат обеспечивает плоские выплаты около 230 фунтов с гектара за сохранение земли в пригодном для обработки состоянии. В Шотландии выплаты сложились исторически и могут отличается очень сильно. Новая схема позволяет за непроизводственное использование земель получать экологический элемент поддержки. Дополнительные выплаты предоставляются, если земля обрабатывается в соответствии с экологическими предписаниями.
Общий бюджет ЕС и национальные бюджеты для субсидий были ограничены. Это позволяет избежать ситуации когда ЕС должен тратить больше на ЕСХП чем имеет его ограниченный бюджет.
Реформы провели в 2004—2005 годах. (страны-члены могут применять переходный период откладывающий реформы в их странах до 2007 года и растягивать преобразования до 2012)
Информация о работе ЕС и его роль в мировом сельском хозяйсиве