Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 03:50, курсовая работа
Цель работы: оптимизация производства при повышении качества предлагаемых населению услуг, так как рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей. В соответствие с поставленной целью были решены следующие задачи:
- раскрытие общей характеристики
- систематизация видов монополий
- формулирование понятий монополии и естественной монополии
- изучение причин существования монополий
- рассмотрение истории возникновения и развития монополий в России
- представление условий возникновения естественных монополий
- рассмотрение проблемы регулирования естественной монополии
- доказательство влияния регулирующих факторов на естественные монополии
- изучение регулирования нормы доходности и регулирование монополий посредствам импортных квот
- объяснение роли естественных монополий в экономике России
Введение……………………………………………………………………………...........3
1.Общая характеристика монополий……………………………………………….4
1.Определение монополии……………………………………………………….4
2.Виды монополий, их признаки. Существование монополий………………..6
2.Естественные монополии………………………………………………………….12
2.1. Понятие естественной монополии………………………………………..........12
2.2.Возникновение и развитие монополий в России………………………………13
2.3. Естественные монополии в Экономике России……………………………….15
3. Влияние регулирующих факторов на естественные монополии……………….19
3.1 Естественная монополия и ее регулирование. Появление естественной монополии…………………………………………………………………………….19
3.2. Проблема регулирования естественной монополии…………………………..22
3.3. Регулирование нормы доходности……………………………………………..22
3.4. Регулирование монополии посредством импортных квот…………………...25
3.5. система государственного регулирования естественных монополий в России. Проблема становления ……………………………………………………………..26
Заключение ………………………………………………………………………………32
Список использованной литературы ……………………………………...…………33
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Факультет «Аудитор»
по теме:
Естественные монополии в рыночной
экономике. Форма регулирования
естественной монополии.
Руководитель
к. н. э., доцент
ученая степень, подпись, дата
уч. звание
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.Естественные
монополии………………………………………………………
2.1. Понятие
естественной монополии……………………
2.2.Возникновение
и развитие монополий в России…
2.3. Естественные монополии в Экономике России……………………………….15
3. Влияние
регулирующих факторов на
3.1 Естественная
монополия и ее регулирование.
Появление естественной
3.2. Проблема регулирования естественной монополии…………………………..22
3.3. Регулирование
нормы доходности……………………………………
3.4. Регулирование монополии посредством импортных квот…………………...25
3.5. система
государственного
Заключение ………………………………………………………………………………
Список использованной
литературы ……………………………………...…………33
Россия готовится к вступлению в ВТО (Всемирная торговая организация). Главное условие вступления – наличие в стране развитой экономики и демократии – а это и определяет наличие рыночной экономики (где есть место здоровой конкуренции, как стимула экономического развития), поэтому актуальное значение приобретает рассмотрение основ естественной монополий в рыночной экономике.
Цель работы: оптимизация производства при повышении качества предлагаемых населению услуг, так как рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей. В соответствие с поставленной целью были решены следующие задачи:
- раскрытие общей характеристики
- систематизация видов монополий
- формулирование
понятий монополии и
- изучение причин существования монополий
- рассмотрение истории возникновения и развития монополий в России
- представление условий возникновения естественных монополий
- рассмотрение проблемы регулирования естественной монополии
- доказательство влияния регулирующих факторов на естественные монополии
- изучение регулирования нормы доходности и регулирование монополий посредствам импортных квот
- объяснение роли естественных монополий в экономике России
- анализ системы государственного регулирования естественных монополий в России.
Объектом
исследования являются естественные монополии.
Предметом исследования является деятельность
естественных монополий в рыночной экономике.
1 Общая характеристика монополий
1.1 Понятие монополии
Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии
– крупные хозяйственные
Если
обратить внимание на монополистические
образования в промышленном производстве,
то это отдельные крупные
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
При
анализе монополии важно
Формирование
и рост монополий исторически
неразрывно связаны перерастанием
капитала свободной конкуренции
в монополистический
Монополии
благодаря высокому уровню сосредоточения
экономических ресурсов создают
возможности для ускорения
1.2 Виды монополий, их признаки. Существование монополий.
Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».
Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
Что
является причиной появления и развития
монополистических тенденций? По этому
вопросу в экономической