Естественные монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:01, курсовая работа

Описание

Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, т. к. законодательная база в ней еще оченьслабо развита, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов уделяется большое внимание в разных странах и в России вчастности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году.

Содержание

Содержание.

Введение…………………………………………………………………….3

1. Глава: естественные монополии и их функционирование в сфере государственногоконтроля……………………………………………… 5

1.1. Понятие и нормативно-правовая основа……………………………..5

1.2. Государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий…………………………………………………………………..9

1.3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях………………………………………………..14

2. Глава: государственное регулирование естественных монополий.. 17

2.1. История и перспективы развития системы регулирования……….17 2.2. Регулирование естественных монополий……………………….22

2.3. Регулирование ценовой политики естественных монополий……..28

Заключение……………………………………………………………… 33

Список литературы……………………………………………………… 34

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.12 Кб (Скачать документ)

Второй специфический  метод регулирования – определение  потребителей, подлежащих обязательному  обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности  удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии. Производимые в них товары нередко  ограничены по своим ресурсам, а  то и вовсе исчерпаемы (полное использование  разведанных месторождений, сокращение добычи и т. п.). Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению продавать товары одним потребителям и лишать этих товаров других потребителей. Вмешательство государства призвано защитить интересы всех потребителей.

Решение о применении методов регулирования принимается  на основе анализа деятельности конкретного  субъекта естественной монополии. При  этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:

-издержки производства (реализации) товаров, в том числе  заработная плата, стоимость сырья  и материалов, накладные расходы;

-налоги и другие  платежи;

-стоимость основных  производственных средств, потребности  в инвестициях, необходимых для  их воспроизводства, и амортизационные  отчисления;

-прогнозируемая прибыль  от возможной реализации товаров  по различным ценам (тарифам);

-удаленность различных  групп потребителей от места  производства товаров;

-соответствие качества  производимых (реализуемых) товаров  спросу потребителей;

-государственные  дотации и другие меры государственной  поддержки.

Сами органы регулирования  деятельности естественных монополий  строят свою работу в обстановке широкой  гласности. Они обязаны через  средства массовой информации сообщать о принятых ими решениях, о введении, об изменении или прекращении  регулирования деятельности субъектов  естественных монополий, а также  о применяемых методах регулирования  деятельности субъектов естественных монополий и о конкретных показателях  и требованиях, предъявляемых к  ним органами регулирования естественных монополий. Эти органы ежегодно публикуют  доклад о своей деятельности. Через  средства массовой информации они обязаны  сообщать обо всех случаях применения ответственности за нарушение Федерального закона «О естественных монополиях». Что  касается решений по делам, связанным  с нарушениями этого Федерального закона, которые затрагивают общественные интересы, то они подлежат опубликованию  в средствах массовой информации в полном объеме не позднее месяца со дня их принятия.

1.3. Юридическая ответственность  за нарушение законодательства  о естественных монополиях.

За нарушение Федерального закона «О естественных монополиях»  виновные несут различную юридическую  ответственность.

Гражданско-правовая ответственность субъекта естественной монополии состоит в следующем: если действиями (бездействием), нарушающими  этот Федеральный закон, причинены  убытки, в том числе от завышения  цены (тарифа), другому хозяйствующему субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии. Решение о возмещении причиненных  убытков может быть принято органом  регулирования естественных монополий. Исковое заявление о взыскании  убытков (реального ущерба и упущенной выгоды) подается в арбитражный суд, так как истцом является предприниматель. Возмещения убытков на основании общих норм гражданского законодательства может требовать и не хозяйствующий субъект,  а любое другое лицо - субъект гражданского права.

Не освобождаются  от гражданско-правовой ответственности  и сами органы регулирования естественных монополий. В случае если этим органом  принято решение с нарушением Федерального закона «О естественных монополиях», в том числе об определении (установлении) цен (тарифов) без достаточного экономического обоснования, и в  результате этого субъекту естественной монополии или иному хозяйствующему субъекту причинены убытки, они вправе требовать возмещения этих убытков  в порядке, предусмотренном гражданским  законодательством.

Наиболее действенной  санкцией, применяемой органами регулирования  естественных монополий к нарушителям  Федерального закона «О естественных монополиях», являются решения о  наложении штрафа на субъект естественных монополий и привлечении к  административной ответственности  в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов  власти. В отличие от гражданско-правовых, административные методы воздействия, в том числе наложение штрафа или изъятия в бюджет прибыли, полученной в результате нарушения  законодательства, могут применять  только органы регулирования естественных монополий.

Субъекты естественных монополий несут ответственность  в виде штрафа за следующие нарушения:

-завышение цен,  установленных органом регулирования  естественной монополии, - в размере  до 15 тыс. минимальных размеров  оплаты труда;

- неисполнение решения  выданного органом регулирования  естественной монополии, в размере  до 10 тыс. минимальных размеров  оплаты труда;

- представление органу  регулирования естественной монополии  недостоверных сведений – в  размере до 1000 минимальных размеров  оплаты труда;

- непредставление  органу регулирования естественной  монополии уведомления для предварительного  контроля – в размере до 600 минимальных размеров оплаты  труда;

- непредставление  в срок по требованию органа  регулирования естественной монополии  документов или иной информации  необходимой для осуществления  его деятельности, - в размере  до 500 минимальных  размеров оплаты труда.

Руководители субъектов  естественных монополий, должностные  лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления несут административную ответственность  за:

- неисполнение в  срок решения соответствующего  органа регулирования естественной  монополии – в виде предупреждения  или штрафа в размере до 50 минимальных  размеров оплаты труда;

- непредставление  документов или иной информации, затребованных органом регулирования  естественной монополии, либо  представление заведомо недостоверных  сведений – в виде предупреждения  или  штрафа в размере до 8 минимальных размеров оплаты труда.

Административная  ответственность самих исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, в отличие от субъектов естественных монополий, законодательством не предусмотрена. Хозяйствующий субъект, в том  числе естественный монополист, платит штраф из своей прибыли, что весьма для него ощутимо, органы же государственной  власти и местного самоуправления –  из средств соответствующих бюджетов. Суммы штрафов направляются в  доход федерального бюджета. Взыскание  штрафов с государственных органов  нередко означало бы «перекачку»  денег из федерального бюджета в  федеральный же бюджет.

Должностные лица органов  регулирования естественных монополий  за нарушение Федерального закона «О естественных монополиях», в том  числе  за разглашение  сведений, составляющих коммерческую тайну, несут административную ответственность в виде штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда. К другим нарушениям должностными лицами Федерального закона «О естественных монополиях» может быть отнесено, например, превышение сроков рассмотрения ходатайств субъектов  естественных монополий о даче согласия на совершение определенных сделок, несоблюдение процедур принятия  решения  о введении регулирования деятельности субъекта естественной монополии, в результате  чего было принято неправильное решение.

2.Глава: государственное  регулирование  естественных монополий.

2.1 История и перспективы  развития системы регулирования.

В последнее время  в России  были предприняты значительные шаги по формированию правовой и институциональной базы государственного регулирования естественных монополий. В августе  1995г. вступил в действие Закон РФ «О естественных монополиях», начата работа по созданию органов регулирования  на федеральном уровне.

В странах с развитыми  рыночными экономиками современная  концепция регулирования  естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производится единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).

Применение экономического регулирования необходимо для:                       - обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);

- стимулирования  предприятий к сокращению издержек  и излишней занятости, улучшению  качества обслуживания, повышению  эффективности инвестиций и. т.  д. 

- определения структуры  тарифов на основе принципов  справедливого и эффективного  отнесения издержек на тарифы  для различных типов потребителей;

-создания условий  для развития конкуренции (например, обеспечение открытого равного  доступа конкурентов к информационным  сетям).

Классическими примерами  естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и. т. д.

В советской экономике  все цены устанавливались в плановом порядке, и, таким образом, не возникало  проблем со специальным выделением отраслей, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике  обусловил необходимость применения определенных методов регулирования  естественных монополий.

В 1994г. правительство  стало уделять большое внимание проблемам регулирования естественных монополий не столько в связи  с необходимостью остановить рост цен  в соответствующих отраслях. Идея состояла в том, чтобы регулировать цены (тарифы) лишь в отраслях, обладающих естественной монополией, оставив все  остальное ценообразование свободным рыночным процессам.

К 1995г. была сформирована только одна система регулирующих органов. Это Федеральная и региональные энергетические комиссии, созданные в 1992г. для регулирования тарифов на электроэнергию.  Регулирование других естественных монополий осуществлялось соответствующими министерствами (Минэкономики, Минтопэнерго, Министерство путей  сообщения, Минсвязи). Минэкономики и Минфин ежеквартально корректировали тарифы с учетом финансового состояния отрасли.

Однако даже в электроэнергетике  до 1995г. не были зафиксированы правовые основы регулирования. Государственный  контроль за хозяйственной деятельностью  естественных монополий был значительно  ослаблен в связи с преобразованием  многих предприятий  в  акционерные общества.

С общим сокращением  производства в России спрос на продукцию  и услуги отраслей – естественных монополий -, за исключением отраслей связи, постоянно снижался. Эти отрасли  являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит  постоянный характер. В результате быстро росла доля постоянных издержек в цене  единицы продукции.

В 1994-1995 гг. отраслевые цены российских естественных монополий  росли более быстрыми темпами, чем  в других отраслях экономики (см. табл. 1). Они приблизились к уровню мировых  цен, а в некоторых случаях (например, международные телефонные тарифы) превзошли  их. Потребители начали оказывать  давление на правительство вплоть до выдвижения требования замораживания  цен.

Табл.1 Цены  (тарифы) в отраслях естественных монополий.

  Декабрь

1994 г.

Август

1995 г.

Август 1995 г. к декабрю 1994 г. Декабрь 1994г. к декабрю 1993г.
Газ, цена за тыс. куб. м, руб.

Электроэнергия, руб. (средний тариф закВт*ч)

Железнодорожн. тариф

Курс рубля  к доллару

Потребит. цены

73770 

81,5 

3249

240550 

260,4 

4405

3,26          

3,19          

2,71          

1,35          

1,.96

3,4           

2,7           

4,2             

2,6           

3,24

Информация о работе Естественные монополии