Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:01, курсовая работа
Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, т. к. законодательная база в ней еще оченьслабо развита, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов уделяется большое внимание в разных странах и в России вчастности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Глава: естественные монополии и их функционирование в сфере государственногоконтроля……………………………………………… 5
1.1. Понятие и нормативно-правовая основа……………………………..5
1.2. Государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий…………………………………………………………………..9
1.3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях………………………………………………..14
2. Глава: государственное регулирование естественных монополий.. 17
2.1. История и перспективы развития системы регулирования……….17 2.2. Регулирование естественных монополий……………………….22
2.3. Регулирование ценовой политики естественных монополий……..28
Заключение……………………………………………………………… 33
Список литературы……………………………………………………… 34
Второй специфический
метод регулирования –
Решение о применении
методов регулирования
-издержки производства
(реализации) товаров, в том числе
заработная плата, стоимость
-налоги и другие платежи;
-стоимость основных
производственных средств,
-прогнозируемая прибыль
от возможной реализации
-удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;
-соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;
-государственные
дотации и другие меры
Сами органы регулирования
деятельности естественных монополий
строят свою работу в обстановке широкой
гласности. Они обязаны через
средства массовой информации сообщать
о принятых ими решениях, о введении,
об изменении или прекращении
регулирования деятельности субъектов
естественных монополий, а также
о применяемых методах
1.3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях.
За нарушение Федерального закона «О естественных монополиях» виновные несут различную юридическую ответственность.
Гражданско-правовая ответственность субъекта естественной монополии состоит в следующем: если действиями (бездействием), нарушающими этот Федеральный закон, причинены убытки, в том числе от завышения цены (тарифа), другому хозяйствующему субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии. Решение о возмещении причиненных убытков может быть принято органом регулирования естественных монополий. Исковое заявление о взыскании убытков (реального ущерба и упущенной выгоды) подается в арбитражный суд, так как истцом является предприниматель. Возмещения убытков на основании общих норм гражданского законодательства может требовать и не хозяйствующий субъект, а любое другое лицо - субъект гражданского права.
Не освобождаются
от гражданско-правовой ответственности
и сами органы регулирования естественных
монополий. В случае если этим органом
принято решение с нарушением
Федерального закона «О естественных
монополиях», в том числе об определении
(установлении) цен (тарифов) без достаточного
экономического обоснования, и в
результате этого субъекту естественной
монополии или иному
Наиболее действенной
санкцией, применяемой органами регулирования
естественных монополий к нарушителям
Федерального закона «О естественных
монополиях», являются решения о
наложении штрафа на субъект естественных
монополий и привлечении к
административной ответственности
в виде предупреждения или штрафа
руководителей субъектов
Субъекты естественных
монополий несут
-завышение цен,
установленных органом
- неисполнение решения
выданного органом
- представление органу
регулирования естественной
- непредставление
органу регулирования
- непредставление
в срок по требованию органа
регулирования естественной
Руководители субъектов естественных монополий, должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления несут административную ответственность за:
- неисполнение в
срок решения соответствующего
органа регулирования
- непредставление
документов или иной
Административная
ответственность самих
Должностные лица органов регулирования естественных монополий за нарушение Федерального закона «О естественных монополиях», в том числе за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, несут административную ответственность в виде штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда. К другим нарушениям должностными лицами Федерального закона «О естественных монополиях» может быть отнесено, например, превышение сроков рассмотрения ходатайств субъектов естественных монополий о даче согласия на совершение определенных сделок, несоблюдение процедур принятия решения о введении регулирования деятельности субъекта естественной монополии, в результате чего было принято неправильное решение.
2.Глава: государственное регулирование естественных монополий.
2.1 История и перспективы
развития системы
В последнее время в России были предприняты значительные шаги по формированию правовой и институциональной базы государственного регулирования естественных монополий. В августе 1995г. вступил в действие Закон РФ «О естественных монополиях», начата работа по созданию органов регулирования на федеральном уровне.
В странах с развитыми
рыночными экономиками
Применение экономического регулирования необходимо для: - обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);
- стимулирования
предприятий к сокращению
- определения структуры
тарифов на основе принципов
справедливого и эффективного
отнесения издержек на тарифы
для различных типов
-создания условий
для развития конкуренции (
Классическими примерами естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и. т. д.
В советской экономике
все цены устанавливались в плановом
порядке, и, таким образом, не возникало
проблем со специальным выделением
отраслей, относящихся к естественным
монополиям. Переход к рыночной экономике
обусловил необходимость
В 1994г. правительство
стало уделять большое внимание
проблемам регулирования
К 1995г. была сформирована
только одна система регулирующих органов.
Это Федеральная и
Однако даже в электроэнергетике до 1995г. не были зафиксированы правовые основы регулирования. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью естественных монополий был значительно ослаблен в связи с преобразованием многих предприятий в акционерные общества.
С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и услуги отраслей – естественных монополий -, за исключением отраслей связи, постоянно снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит постоянный характер. В результате быстро росла доля постоянных издержек в цене единицы продукции.
В 1994-1995 гг. отраслевые цены российских естественных монополий росли более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики (см. табл. 1). Они приблизились к уровню мировых цен, а в некоторых случаях (например, международные телефонные тарифы) превзошли их. Потребители начали оказывать давление на правительство вплоть до выдвижения требования замораживания цен.
Табл.1 Цены (тарифы) в отраслях естественных монополий.
Декабрь
1994 г. |
Август
1995 г. |
Август 1995 г. к декабрю 1994 г. | Декабрь 1994г. к декабрю 1993г. | |
Газ, цена за
тыс. куб. м, руб.
Электроэнергия, руб. (средний тариф закВт*ч) Железнодорожн. тариф Курс рубля к доллару Потребит. цены |
73770
81,5 3249 |
240550
260,4 4405 |
3,26
3,19 2,71 1,35 1,.96 |
3,4
2,7 4,2 2,6 3,24 |