Естественные монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:01, курсовая работа

Описание

Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, т. к. законодательная база в ней еще оченьслабо развита, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов уделяется большое внимание в разных странах и в России вчастности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году.

Содержание

Содержание.

Введение…………………………………………………………………….3

1. Глава: естественные монополии и их функционирование в сфере государственногоконтроля……………………………………………… 5

1.1. Понятие и нормативно-правовая основа……………………………..5

1.2. Государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий…………………………………………………………………..9

1.3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях………………………………………………..14

2. Глава: государственное регулирование естественных монополий.. 17

2.1. История и перспективы развития системы регулирования……….17 2.2. Регулирование естественных монополий……………………….22

2.3. Регулирование ценовой политики естественных монополий……..28

Заключение……………………………………………………………… 33

Список литературы……………………………………………………… 34

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.12 Кб (Скачать документ)

Основными рычагами государственного влияния на производителей в этих условиях являются тарифные (экспортные пошлины, ценовое регулирование) и нетарифные (квотирование). О нецелесообразности введения квот свидетельствует тот  факт, что в соответствии с уставом  Всемирной налоговой организации  они запрещены для ее стран-участниц. От них удалось отказаться в 1993-1995гг. и в России. Однако в правительстве  эта идея возникает вновь, и в  случае ее реализации может вновь  возродиться система спец экспорта, а следовательно, усилиться коррупция.

Длительное время  у нас использовался в основном затратный метод определения  цены на товары и услуги естественных монополий. Его недостатками являются: определение цены на уровне «средних издержек», что ведет к дискриминации  результатов деятельности достигнутых, в ходе честной конкуренции; отсутствие механизмов стимулирования повышения  эффективности и сдерживания  роста издержек; исключение действия случайных факторов, таких, как погодные условия или обще экономические  условия; необходимость сложной  детализации затрат и группировки  их на основе какого- либо принципа (например объема производства, величина продаж, получаемые прибыли и др.). Более  перспективным является стимулирующее  регулирование, т.е. регулирование верхнего предела тарифа без жестких ограничений  на норму прибыли. Суть данной модели заключается в установлении на согласованный  срок формулы расчета ежегодного тарифа, который включает дефлятор и фактор повышения производительности труда.

Представляется, что  в отраслях, производящих услуги для  широкого круга потребителей, целесообразно  регулировать тариф на базе комбинаций их стоимости для различных групп  населения и производителей. Например, услуги телефонной связи могут быть структурированы отдельно для бюджетных  организаций, коммерческих структур и  частных лиц. Такой метод используется средствами связи, однако при этом не достигается главная цель – воспрепятствовать  перекрестному субсидированию различных  видов услуг на основе формирования комбинированного тарифа для трех групп  потребителей. Возможность осуществления  перекрестного субсидирования в  отношении услуг для одной  группы должна сохраняться.

Данная модель ценового регулирования деятельности естественных монополий, котороя применяется  региональными властями, имеет ряд  достоинств. Во-первых, в центре внимания находятся наиболее важные для потребителя  параметры – уровни цен, во-вторых, «прозрачность» и, как следствие, простота отслеживания и принятия решений; в-третьих, упрощение процесса регулирования (компания меняет и структуру тарифов  по заданной формуле, и нет необходимости  в участии в процедурах пересмотра цен регулирующих органов); в-четвертых, стимулирование эффективности (производителям гарантируется сохранение выгод  от повышения эффективности в  период между пересмотрами тарифа).

Таким образом, принципы построения двух систем ценообразования  в сфере естественных монополий  едины: и там, и здесь за основу берется определение дохода компании, достаточного для ее развития.

Принципиальные отличия  модели регулирования тарифов от модели регулирования нормы прибыли  заключаются в следующем: в первом случае срок фиксирован, во втором –  компания может обращаться с просьбой о пересмотре тарифа так часто, как  допускается установленной процедурой; модели фиксирования нормы прибыли  базируется на данных прошлых периодов, модель установления относительного предельного  тарифа – на прогонных оценках. Точный прогноз дает несомненные преимущества, но он не всегда осуществим; в первой модели  выше степень гибкости маневров компании; во второй- меньше вероятность субъективного подхода, т. к. все аспекты взаимоотношений регулирующего органа и компании осуществляются в рамках четких юридических процедур.

Преобладающим методом  тарифной политики в перспективе  должен стать метод стимулирующего регулирования – регулирование  верхнего предела тарифа, который  стимулирует повышение эффективности, сдерживает рост издержек производства, упрощает процесс регулирования  тарифа (т. к. рассчитывается по определенной формуле). В противном случае рост тарифов, формируемых с помощью  получившего распространение метода затратного регулирования (на основе издержек), будет неизбежным и усилит регионализацию национального рынка.

Также необходимо ввести долевую правовую ответственность  естественных монополий за деятельность предприятий и организаций, юридически не являющихся ее подразделениями, но вовлеченных в сферу ее производственных интересов на территории данного  субъекта Федерации (предприятия, входящие в производственно – технологическую  цепочку естественно-монополистического производства, например службы на местах, которые осуществляют трансформацию  энергии высокого напряжения и доводят  ее до конечного потребления; либо предприятия, осуществляющие оперативное управление инфраструктурой естественной монополии, например, перевозчик по Северному  морскому пути и др.), в том случае, если в результате этой деятельности наносится ущерб природно- экономическим ресурсам региона.

Региональные власти не должны использовать «живые» бюджетные  деньги для решения проблем неплатежей, возникающих вокруг и при участии  предприятий естественных монополий. Речь может идти только о взаимозачетах  по реальной рыночной стоимости товаров. Тем самым и региональными  властями, и корпорациями естественных монополий будет оказываться  реальная поддержка отечественным  производителям - немонополистам.

Заключение.

Таким образом, государственное  регулирование естественных монополий  является одним из главных факторов обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится  в государственной собственности, то его регулирование сводится к  следующему: либо цены устанавливаются  на уровне средних издержек монополии, либо применяются двух компонентные тарифы, предусматривающие отдельную  и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также  оплату каждой единицы оплаченных услуг.

Законодательство, регулирующее деятельность естественных монополий  должно быть разумным и продуманным, т. к. чрезмерно жесткое применение методов регулирования может  привести к дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать  недовольство со стороны работников крупных организаций.

Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, имеют важное значение для современной  России, но их реальное применение сталкивается с определенными трудностями  и проблемами.

Список литературы.

1. Жилинский С.  Э. «Предпринимательское право».

2. Клеин Н. И., Фонарева  Н. Е. «Конкурентное право Российской  Федерации».

3. Львов Д. С.  «Экономика развития».

4.Самуэльсон П. "Экономикс"

5. «Институциональные  и микроэкономические проблемы  Российской экономики в 1995г.»  Журнал «Общество и Экономика» 1996г. №5.

6. «Естественные монополии  в России: история и перспективы  развития системы регулирования»  Дж. Вильсон,  В. Цапелик Журнал «Вопросы экономики» 1995 №11

7. «Проблемы взаимодействия  естественных монополий с регионами»  И. Домина. Журнал «Экономист»  1999г. №11.

8. «Регулирование  естественных монополий» В. Е.  Цапелик Журнал «Общество и  экономика» 1996г. №8

9. "Пути преодоления  монополизма в общественном производстве" Ясин Е., Цапелик В. Журнал "Плановое  хозяйство" 1996 г. №1 

10. "Государственная  и естественная монополии"

Тотьев К. Журнал "Закон" 1995 г. №4

Информация о работе Естественные монополии