Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:24, курсовая работа
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политик . Финансовая политика как предмет призван найти ответы, например, на вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должна развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образо
Введение
1 Сущность и элементы финансовой политики
2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации
3 Финансовая политика в РФ
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1 Сущность и элементы финансовой политики
2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации
3 Финансовая политика в РФ
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступает экономика в целом, а также ее составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политик . Финансовая политика как предмет призван найти ответы, например, на вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должна развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.
Каждой общественной формации и соответственно государству этой формации отвечает определенное финансовое устройство.
Цель данной курсовой: рассмотреть финансовую политику государства.
Задачи курсовой:
Раскрыть сущность и элементы финансовой политики государства
Рассмотреть виды финансовой политики и механизм ее реализации
Рассмотреть финансовую политику государства в России.
Понять необходимость изменения ориентиров финансовой политики
Для правильного
осуществления поставленных перед финансовой
политикой задач требуется чёткий и глубокий
переход к пониманию сущности, целей и
механизма реализации финансовой политики,
а также элементов, её составляющих.Несомненно,
только научный подход, знание и изучение
всех факторов, определяющих политику,
служат гарантией тому, что её относительная
самостоятельность не перерастёт в независимость
от объективных экономических отношений.
Опыт показывает, что отрыв финансовой
политики от экономики оборачивается
серьёзными экономическими трудностями,
неизбежно сдерживает реализацию возможностей,
заложенных в последней. Научный подход
к выработке финансовой политики предполагает
её соответствия закономерностям общественного
развития, постоянный учёт выводов финансовой
теории. Нарушение этого важнейшего требования
приводит к большим потерям в народном
хозяйстве.
1 Сущность
и элементы финансовой политики
Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.
Во все времена главной целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества.
Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.[12,c.394]
Политика охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике. Финансовая политика имеет самодовлеющее самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.
Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа:
1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;
2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов, а также разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;
3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных на достижение намеченных целей.
Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней.
Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.
Для
оценки финансовой политики данного
правительства и для
Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.
Финансовая политика должна быть направлена прежде всего на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований.
Политика государства в области финансов зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев.
К элементам финансовой политики можно отнести:
- налоговую политику;
- бюджетную политику;
- денежно-кредитную политику;
- ценовую политику;
- таможенную политику;
- социальную политику;
- инвестиционную политику;
- политику в области международных финансов.
Важнейшая часть финансовой политики
– налоговая политика. Она должна строиться
на компромиссе интересов государства
и налогоплательщиков – физических и
юридических лиц. Интересы государства
базируются на принципе достаточности
налогообложения. Налоги должны обеспечивать
поступление в бюджет такого объема ресурсов,
который является достаточным для выполнения
принятых на себя государством обязанностей.
Одновременно налогообложение не должно
подрывать мотивацию к эффективной и легитимной
деятельности участников материального
производства. Налоговые отношения, как
и всякие другие общественные отношения,
должны воспроизводиться, и государство
не должно угнетать источники и мотивы
такого воспроизводства. Налогообложение
не должно носить конфискационного характера.
Только рост национального богатства,
выраженный в том числе в повышении индивидуальных
доходов, способен обеспечить стабильное
увеличение налогооблагаемой базы.
Основные задачи современной налоговой
политики РФ:
1) дальнейшее совершенствование отечественного
налогового законодательства в целях
оптимизации налоговой базы и снижения
уровня неплатежей;
2)оптимизация налоговых льгот и преференций;
3)более жесткий контроль за постановкой
налогоплательщиков на учет;
4) рационализация налогового администрирования;
5) реструктуризация
в обоснованных случаях задолженности
по платежам в бюджет и государственные
внебюджетные фонды.[7,c.383]
Под бюджетной политикой понимают определение
государством:
1) источников формирования доходов государственного бюджета;
2) приоритетных направлений расходов бюджета;
3) допустимых пределов разбалансированности бюджета;
4) источников финансирования бюджетного дефицита;
5) принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.
В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом. Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства основаны на принципе достаточности налогообложения. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной деятельности. [11,c.265]
Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.[11,с.303]
В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика – а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная политика.
Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.
Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций.
Социальная политика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др.[9.с. 469]
Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.
Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.
Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.
Государство защищает свои интересы и содействуя росту авторитета страны, участвуя в деятельности международных организаций, принимая участие в формировании финансовых фондов этих организаций и в финансировании совместных программ.
Финансовая политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга.
Помощь международных финансовых организаций оказывается не безвозмездно и сопровождается рядом экономических или политический условий, не всегда выгодных для страны заемщика.
В
период эволюционного развития общественной
жизни и стабильного
А так же такие задачи как:
1) обеспечение высокой занятости,
2) стимулирование экономического роста,
3)выравниванием платежного баланса и др.,