Финансовая политика в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:24, курсовая работа

Описание

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политик . Финансовая политика как предмет призван найти ответы, например, на вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должна развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образо

Содержание

Введение
1 Сущность и элементы финансовой политики
2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации
3 Финансовая политика в РФ
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Финансовая политика в РФ.doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

     3 Финансовая политика РФ 

     Главные цели финансовой политики на 2007-2009 гг.

- повышение качества жизни населения

- обеспечение безопасности и правопорядка

- развитие институтов гражданского общества

- повышение конкурентоспособности экономики.

     Проект  федерального бюджета на 2007-2009 годы рассчитывался на основе основных показателей  социально - экономического развития Российской Федерации, предполагающих сохранение относительно благоприятных внешних условий и активизацию внутренних факторов роста экономики . ( см. таблицу 1).

     Таблица 1 –Основные социально – экономические  показатели РФ

  2009г. В %  
2008г.
декабрь 
2009г.
В % к Справочно
декабрю 
2008г.
ноябрю 
2009г.
2008г. 
в % к 
2007г.
декабрь 2008г.в % к
декабрю 
2007г.
ноябрю 
2008г.
Валовой внутренний продукт, млрд.рублей1) 39016,1 92,1       105,6    
Индекс  выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической  деятельности2)   90,6   99,9 104,8 104,3 93,2 105,4
Индекс промышленного производства3),4)   89,2   102,7 105,0 102,1 89,7 103,8
Продукция сельского хозяйства, млрд.рублей 2551,7 101,2 109,6 106,9 62,1 110,8 104,5 61,4
Грузооборот транспорта, млрд.т-км 444,8 89,8 413,9 106,4 103,4 100,7 88,5 102,2
в том  числе  железнодорожного  транспорта 1865,3 88,1 166,5 108,6 101,0 101,2 80,7 97,5
Объем услуг связи, млрд.рублей 1289,0 102,7 111,1 101,0 100,7 111,9 105,2 98,8
Оборот  розничной торговли, млрд.рублей 14516,9 94,5 1518,4 96,4 120,2 113,5 105,3 116,7
Объем платных услуг населению, млрд.рублей 4413,7 95,7 401,3 96,8 106,0 104,8 100,7 103,7
Внешнеторговый  оборот, млрд.долларов США5)  
439,86)
61,97) 50,56) 96,78) 101,89) 138,27) 88,98) 78,49)
в том  числе: экспорт товаров      269,6      60,9      31,1      102,4      102,3      140,3      83,9      77,6
Импорт товаров      170,2      63,6      19,4      88,8      101,0      134,8      96,9      79,6
Инвестиции  в основной капитал, млрд.рублей10)      7539,9      83,0      1164,0      91,1      166,9      109,8      92,5      156,0
Индекс  потребительских цен              111,711)             108,8      100,4      114,111)      113,3      100,7
Индекс  цен производителей промышленных товаров3)             95,711)             113,9      100,5      121,711)      93,0      92,4
Реальные  располагаемые денежные доходы12)             101,9             107,6      134,5      101,9      88,7      129,4
Среднемесячная  начисленная заработная плата одного работника12):                                                        
номинальная, рублей      18785      108,5      23827      109,4      124,0      127,2      115,3      123,1
реальная              97,2             100,6      123,5      111,5      101,8      122,3
Общая численность безработных12), млн.человек      6,313)      131,7      6,2      104,7      100,7      104,4      128,2      111,5
Численность официально зарегистрированных безработных, млн.человек      2,113)      148,9      2,1      141,1      105,2      89,7      98,0      116,7
1) Данные за 2009г. (первая оценка). 
2) Исчисляется на основе данных об изменении физического объема производства продукции сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, строительства, транспорта, розничной и оптовой торговли. 
3) По видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды". 
4) С учетом поправки на неформальную деятельность. 
5) Данные рассчитаны Банком России в соответствии с методологией платежного баланса в ценах франко-граница страны экспортера (ФОБ). 
6) Данные за январь-ноябрь 2009г. и ноябрь 2009г. соответственно. 
7) Январь-ноябрь 2009г. и январь-ноябрь 2008г. в % к соответствующему периоду предыдущего года, в фактически действовавших ценах. 
8) Ноябрь 2009г. и ноябрь 2008г. в % к соответствующему месяцу предыдущего года, в фактически действовавших ценах. 
9) Ноябрь 2009г. и ноябрь 2008г. в % к предыдущему месяцу, в фактически действовавших ценах. 
10) За 2009г. и декабрь 2009г. оценка. 
11) Январь-декабрь к январю-декабрю предыдущего года. 
12) За 2009г. и декабрь 2009г. данные предварительные.

     Источник: Федеральная служба государственной статистики // Социально-экономическое положение России -2007-2009 гг.[16]

     Расчеты на 2007 год осуществлены с учетом снижения цен на нефть с 65 долл./бар. в т. г. до 61 долл. /бар. в следующем  году. Стабильная макроэкономическая ситуация, ослабление беремени государственного долга, высокий уровень золотовалютных резервов способствовали сохранению благоприятного инвестиционного климата. Инвестиции в основной капитал увеличились на 10,4%. Высокими тепами продолжают расти доходы населения - в 2007 году они в реальном выражении увеличились на 10,2 процента. Это способствует сокращению уровня бедности в стране. Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения сократилось с 18,4% в 2005 году до 14,3% в 2007 году и 11,6% в 2009 году.

     Темпы прироста экспорта товаров и услуг  стали отставать от темпов роста импорта, в результате чего положительное сальдо по счету текущих операций сократилось примерно на четверть - со 111,2 млрд. долл. в 2006 году до 83,3 млрд.долл. в 2007 году. Вместе с тем, произошло усиление счета операций с капиталом и финансовыми инструментами - в 2007 году впервые за последние восемь лет зафиксировано столь значительное положительное сальдо притока и оттока частного и официального капитала - 9,1 млрд. долл. (в 2003 году сальдо по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами составляло 0,7 млрд. долл.).

       Основным фактором экономического роста в 2007 году являлось увеличение потребительского и инвестиционного спроса, однако расширение внутреннего спроса происходило более низкими темпами, чем в текущем году. В результате темпы роста ВВП происходило со снижением - 6% в 2007 году против 6,6% в 2006 году. Федеральный бюджет на 2007 год обеспечил создание предпосылок для увеличения инвестиций в российскую экономику, создания условий для ее устойчивого роста и повышения конкурентоспособности. Для этого были решены следующие задачи:

1. Стимулирование  инструментами налоговой политики  позитивных структурных изменений  в экономике, последовательное  снижение совокупной налоговой нагрузки на бизнес.

2. Достижение  стабильно низкого уровня инфляции.

3. Реализация приоритетных национальных проектов, направленных на модернизацию социальной сферы, в том числе в сфере здравоохранения и образования, обеспечения населения доступным и комфортным жильем. Значительный социальный эффект будет также иметь реализация национального проекта в сфере АПК.

4. Обеспечение энергетической безопасности энергетической инфраструктуры, технологическая модернизация экономики, развитие инновационной инфраструктуры и повышение конкурентоспособности экономики, прежде всего путем реализации федеральных целевых программ, направленных на развитие научных исследований, разработку и внедрение новых технологий .

     Реализация  комплекса мер по стимулированию экономического роста предполагает повышение эффективности государственных расходов инвестиционного характера. Их объем, включая инвестиционный фонд и инвестиционную часть национальных проектов, увеличился с 2,1% ВВП в 2006 году до 2,7% ВВП в 2007 году в связи с запуском новых целевых программ и активизацией государственно-частного партнерства.

     Существенным  фактором активизации накопления частного капитала стало формирование финансовых институтов развития. Они включают, в частности, созданную Государственную корпорацию развития и систему негосударственных венчурных фондов, формирующихся при поддержке Российской венчурной компании.

     В результате реализации мер в бюджете  на 2007 год доля бюджетных средств  в инвестициях в основной капитал  существенно возросла с 17,8% в 2005 году до 20,3% в 2006 году и 20,6% в 2007 году.

     В соответствии с  федеральным бюджетом на 2007 год доходы в 2007 году составили 10,625 млрд. руб. или 22,3% ВВП; расходы – 8375,2 млрд. руб. или 17,5% ВВП и профицит – 2250,6 млрд. руб. или 4,8% ВВП.(см.таблицу 2).

Таблица 2-Бюджет РФ на 2007-2009

  2007 2008 2009
Доходы - всего 10625,8 13368,3 16003,9
Расходы - всего 8375,2 11378,6 13991,8
Профицит  2250,6 1989,7 2012,1

Источник: Российский статистический ежегодник 2009.

     В  соответствии с федеральным бюджетом  на 2009 год доходы в 2009 составили  16003,9 млрд. руб. или 38,4% ВВП ; расходы 13991,8 млрд.руб.или 33,6%ВВП и профицит – 2012 или 4,5%ВВП

     Основными факторами столь существенного снижения доходов федерального бюджета по отношению к ВВП являются замедление темпов роста добычи и экспорта нефти и газа по сравнению с темпами роста ВВП, также снижение цен на нефть с 61 долл./ бар. в 2007 году до 48 долл. /бар. в 2009 году.

     Наиболее  значительно, как в реальном, так  и в номинальном выражении, в  ближайшие годы снижаются поступления  налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и вывозных таможенных пошлин. Если в 2007 году удельный вес этих налогов в общей сумме, по оценкам, составит 49,8%, то к 2009 году он сократился до 30,8%. Наиболее активный рост поступлений был обеспечен за счет роста сборов НДС, в среднем за 2007-2009 годы темпы роста составят 17,9%. В результате, доля НДС в структуре доходов федерального бюджета к 2009 году возрос до 40,5% (на 15,6 процентного пункта по сравнению с 2006 годом).

     В ближайшие годы необходимо скоординированное  совершенствование налогового законодательства и налогового администрирования, а  также активизация диалога правительства  с бизнесом относительно условий, способствующих последовательному выходу бизнеса из тени.

     С 2007 года вступили следующие налоговые меры по таким направлениям, как:

     1. Изменения в области акцизного  налогообложения (изменение существующего  порядка уплаты акцизов на  нефтепродукты, изменение порядка применения адвалорных ставок акцизов на табачные изделия, индексация специфических ставок акцизов по большинству подакцизных товаров на 8,5%).

     2. Совершенствование налогообложения  при добыче нефти, направленное  на стимулирование инвестиций и рост добычи нефти (установление дополнительного понижающего коэффициента для месторождений, находящихся на завершающей стадии разработки, а также введение нулевой налоговой ставки на НДПИ для новых месторождений.

     3. Увеличение размеров социальных налоговых вычетов на обучение граждан и их близких родственников в образовательных учреждениях, а также на их лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации, распространение налоговой льготы по ЕСН в части неначисления налога на выплаты наемным работникам, являющихся инвалидами, на налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей и т. д.

     Бюджетная политика в области расходов в 2007 -2009 гг. была направлена на повышение эффективности государственного управления, рост качества и условий предоставления государственных услуг, создание условий и стимулов для развития человеческого капитала.

     Непроцентные  расходы федерального бюджета в 2007 году увеличились на 17,1% (несмотря на рост доходов в реальном выражении всего лишь на 4,7%) и составили 17% ВВП, что на 1,6 процентный пункт ВВП выше, чем по ожидаемой оценке в 2006 году.

     Непроцентные  расходы федерального бюджета возрос в 2007 году на 1110,4 млрд. рублей по сравнению с ожидаемой оценкой 2006 года. Значительная часть прироста государственных непроцентных расходов направлена на повышение жизненного уровня работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных служащих военнослужащих и приравненных с ним лиц, а также на повышение уровня жизни пенсионеров и других граждан, в отношении которых на федеральном уровне существуют финансовые обязательства. Расходы на национальную экономику в 2007 году по сравнению с уточенной росписью на 2006 год возросли на 172,7 млрд. рублей, на национальную оборону - 161,9 млрд. рублей, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 124,6 млрд. рублей. При этом расходы на национальную экономику увеличиваются почти на 50%, на образование - на 33,4%, на здравоохранение - на 31,5%.

     В 2010-2011 годах будет продолжено финансирование приоритетных национальных проектов. Совокупный объем средств, предусмотренных на финансирование национальных проектов в 2007 году составляет с учетом гарантий - 239,8 млрд. рублей, без учета гарантий - 206,3 млрд. рублей, т. е. прирост по отношению к т. г. - 72,6 млрд. рублей или 54,3 процента.

     Объем средств на финансирование национального  проекта «Образование » в 2007 году составил 48,9 млрд. рублей (увеличение по сравнению с т. г. на 19,6 млрд. рублей), «Здоровье » - 107,7 млрд. рублей (45,1 млрд. рублей), «АПК » - 23,4 млрд. рублей (1,5 млрд. рублей), «Доступное и комфортное жилье » (без учета гарантий) - 26,3 млрд. рублей (6,4 млрд. рублей).

     Политика  в области государственного долга  Российской Федерации на 2007 год сформирована с учетом одобренной в апреле 2006 года Правительством Российской Федерации Долговой стратегии на 2007-2009 годы, предусматривающей:

     уменьшение  абсолютных и относительных размеров государственного внешнего долга Российской Федерации путем его замещения  внутренними заимствованиями;

     использование инструментов долговой политики, в частности, государственных гарантий, для ускорения темпов социально-экономического развития страны;

     использование инструментов долговой политики при  проведении

     денежно-кредитной  политики с целью осуществления  дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.

     В области внутренних заимствований  проведение долговой политики в 2007 году будет исходить из целей сохранения и развития рынка государственных  ценных бумаг. В этом отношении ключевыми  задачами были повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах и сохранение оптимальной доходности на рынке государственных ценных бумаг.

Информация о работе Финансовая политика в РФ