Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:24, курсовая работа
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политик . Финансовая политика как предмет призван найти ответы, например, на вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должна развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образо
Введение
1 Сущность и элементы финансовой политики
2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации
3 Финансовая политика в РФ
Заключение
Список использованной литературы
3
Финансовая политика РФ
Главные цели финансовой политики на 2007-2009 гг.
- повышение качества жизни населения
- обеспечение безопасности и правопорядка
- развитие институтов гражданского общества
- повышение конкурентоспособности экономики.
Проект федерального бюджета на 2007-2009 годы рассчитывался на основе основных показателей социально - экономического развития Российской Федерации, предполагающих сохранение относительно благоприятных внешних условий и активизацию внутренних факторов роста экономики . ( см. таблицу 1).
Таблица
1 –Основные социально –
|
Источник: Федеральная служба государственной статистики // Социально-экономическое положение России -2007-2009 гг.[16]
Расчеты на 2007 год осуществлены с учетом снижения цен на нефть с 65 долл./бар. в т. г. до 61 долл. /бар. в следующем году. Стабильная макроэкономическая ситуация, ослабление беремени государственного долга, высокий уровень золотовалютных резервов способствовали сохранению благоприятного инвестиционного климата. Инвестиции в основной капитал увеличились на 10,4%. Высокими тепами продолжают расти доходы населения - в 2007 году они в реальном выражении увеличились на 10,2 процента. Это способствует сокращению уровня бедности в стране. Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения сократилось с 18,4% в 2005 году до 14,3% в 2007 году и 11,6% в 2009 году.
Темпы прироста экспорта товаров и услуг стали отставать от темпов роста импорта, в результате чего положительное сальдо по счету текущих операций сократилось примерно на четверть - со 111,2 млрд. долл. в 2006 году до 83,3 млрд.долл. в 2007 году. Вместе с тем, произошло усиление счета операций с капиталом и финансовыми инструментами - в 2007 году впервые за последние восемь лет зафиксировано столь значительное положительное сальдо притока и оттока частного и официального капитала - 9,1 млрд. долл. (в 2003 году сальдо по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами составляло 0,7 млрд. долл.).
Основным фактором экономического роста в 2007 году являлось увеличение потребительского и инвестиционного спроса, однако расширение внутреннего спроса происходило более низкими темпами, чем в текущем году. В результате темпы роста ВВП происходило со снижением - 6% в 2007 году против 6,6% в 2006 году. Федеральный бюджет на 2007 год обеспечил создание предпосылок для увеличения инвестиций в российскую экономику, создания условий для ее устойчивого роста и повышения конкурентоспособности. Для этого были решены следующие задачи:
1. Стимулирование
инструментами налоговой
2. Достижение
стабильно низкого уровня
3. Реализация приоритетных национальных проектов, направленных на модернизацию социальной сферы, в том числе в сфере здравоохранения и образования, обеспечения населения доступным и комфортным жильем. Значительный социальный эффект будет также иметь реализация национального проекта в сфере АПК.
4. Обеспечение энергетической безопасности энергетической инфраструктуры, технологическая модернизация экономики, развитие инновационной инфраструктуры и повышение конкурентоспособности экономики, прежде всего путем реализации федеральных целевых программ, направленных на развитие научных исследований, разработку и внедрение новых технологий .
Реализация комплекса мер по стимулированию экономического роста предполагает повышение эффективности государственных расходов инвестиционного характера. Их объем, включая инвестиционный фонд и инвестиционную часть национальных проектов, увеличился с 2,1% ВВП в 2006 году до 2,7% ВВП в 2007 году в связи с запуском новых целевых программ и активизацией государственно-частного партнерства.
Существенным фактором активизации накопления частного капитала стало формирование финансовых институтов развития. Они включают, в частности, созданную Государственную корпорацию развития и систему негосударственных венчурных фондов, формирующихся при поддержке Российской венчурной компании.
В результате реализации мер в бюджете на 2007 год доля бюджетных средств в инвестициях в основной капитал существенно возросла с 17,8% в 2005 году до 20,3% в 2006 году и 20,6% в 2007 году.
В соответствии с федеральным бюджетом на 2007 год доходы в 2007 году составили 10,625 млрд. руб. или 22,3% ВВП; расходы – 8375,2 млрд. руб. или 17,5% ВВП и профицит – 2250,6 млрд. руб. или 4,8% ВВП.(см.таблицу 2).
Таблица 2-Бюджет РФ на 2007-2009
|
Источник: Российский статистический ежегодник 2009.
В
соответствии с федеральным
Основными факторами столь существенного снижения доходов федерального бюджета по отношению к ВВП являются замедление темпов роста добычи и экспорта нефти и газа по сравнению с темпами роста ВВП, также снижение цен на нефть с 61 долл./ бар. в 2007 году до 48 долл. /бар. в 2009 году.
Наиболее значительно, как в реальном, так и в номинальном выражении, в ближайшие годы снижаются поступления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и вывозных таможенных пошлин. Если в 2007 году удельный вес этих налогов в общей сумме, по оценкам, составит 49,8%, то к 2009 году он сократился до 30,8%. Наиболее активный рост поступлений был обеспечен за счет роста сборов НДС, в среднем за 2007-2009 годы темпы роста составят 17,9%. В результате, доля НДС в структуре доходов федерального бюджета к 2009 году возрос до 40,5% (на 15,6 процентного пункта по сравнению с 2006 годом).
В
ближайшие годы необходимо скоординированное
совершенствование налогового законодательства
и налогового администрирования, а
также активизация диалога
С 2007 года вступили следующие налоговые меры по таким направлениям, как:
1.
Изменения в области акцизного
налогообложения (изменение
2.
Совершенствование
3. Увеличение размеров социальных налоговых вычетов на обучение граждан и их близких родственников в образовательных учреждениях, а также на их лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации, распространение налоговой льготы по ЕСН в части неначисления налога на выплаты наемным работникам, являющихся инвалидами, на налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей и т. д.
Бюджетная политика в области расходов в 2007 -2009 гг. была направлена на повышение эффективности государственного управления, рост качества и условий предоставления государственных услуг, создание условий и стимулов для развития человеческого капитала.
Непроцентные расходы федерального бюджета в 2007 году увеличились на 17,1% (несмотря на рост доходов в реальном выражении всего лишь на 4,7%) и составили 17% ВВП, что на 1,6 процентный пункт ВВП выше, чем по ожидаемой оценке в 2006 году.
Непроцентные расходы федерального бюджета возрос в 2007 году на 1110,4 млрд. рублей по сравнению с ожидаемой оценкой 2006 года. Значительная часть прироста государственных непроцентных расходов направлена на повышение жизненного уровня работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных служащих военнослужащих и приравненных с ним лиц, а также на повышение уровня жизни пенсионеров и других граждан, в отношении которых на федеральном уровне существуют финансовые обязательства. Расходы на национальную экономику в 2007 году по сравнению с уточенной росписью на 2006 год возросли на 172,7 млрд. рублей, на национальную оборону - 161,9 млрд. рублей, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 124,6 млрд. рублей. При этом расходы на национальную экономику увеличиваются почти на 50%, на образование - на 33,4%, на здравоохранение - на 31,5%.
В 2010-2011 годах будет продолжено финансирование приоритетных национальных проектов. Совокупный объем средств, предусмотренных на финансирование национальных проектов в 2007 году составляет с учетом гарантий - 239,8 млрд. рублей, без учета гарантий - 206,3 млрд. рублей, т. е. прирост по отношению к т. г. - 72,6 млрд. рублей или 54,3 процента.
Объем средств на финансирование национального проекта «Образование » в 2007 году составил 48,9 млрд. рублей (увеличение по сравнению с т. г. на 19,6 млрд. рублей), «Здоровье » - 107,7 млрд. рублей (45,1 млрд. рублей), «АПК » - 23,4 млрд. рублей (1,5 млрд. рублей), «Доступное и комфортное жилье » (без учета гарантий) - 26,3 млрд. рублей (6,4 млрд. рублей).
Политика в области государственного долга Российской Федерации на 2007 год сформирована с учетом одобренной в апреле 2006 года Правительством Российской Федерации Долговой стратегии на 2007-2009 годы, предусматривающей:
уменьшение абсолютных и относительных размеров государственного внешнего долга Российской Федерации путем его замещения внутренними заимствованиями;
использование инструментов долговой политики, в частности, государственных гарантий, для ускорения темпов социально-экономического развития страны;
использование инструментов долговой политики при проведении
денежно-кредитной политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.
В области внутренних заимствований проведение долговой политики в 2007 году будет исходить из целей сохранения и развития рынка государственных ценных бумаг. В этом отношении ключевыми задачами были повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах и сохранение оптимальной доходности на рынке государственных ценных бумаг.