Финансовая система Республики Казахстана, структура и взаимосвязь ее звеньев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 06:40, курсовая работа

Описание

Предметом моего исследования является совокупность фи­нансовых и денежно-кредитных отношений, требующих нового подхода к их регулированию в условиях перехода к рыночной экономике. Методологическую основу составляет комплексный системный подход к изучению проблемы реформирования финансово-кредитной систе­мы Республики Казахстан в условиях перехода к рыноч­ной экономике, применения в этих целях различных концепций мировой экономической мысли о повышении роли финансов, денег и кредита в управлении националь­ной экономикой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Понятие финансовой системы……………………………..6

ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ………….………………………..11

ГЛАВА 3. . Финансовый контроль. Управление
финансами …………………………………………………………………….17

ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА..…………………………………………………………………...23

Заключение…………………………………………………………………….30

Список использованной литературы……………………………….34
12

Работа состоит из  1 файл

33 Финансовая система РК.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

-       доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные, им­портные, пошлины)

-       плата за природные ресурсы

-       прибыль Нацбанка РК

-       земельный налог, рентные платежи и др.

Расходы госбюджета РК:

-       финансирование народного хозяйства (АПК, транспорт и др.)

-       финансирование социально-культурных мероприятий

-       финансирование науки на оборону

-       на содержание органов государственной власти

-       на содержание правоохранительных органов

Формы и методы взимания платежей в бюджет под влиянием экономи­ческих, политических и социальных изменений в развитии общества, роста масштабов производства постоянно совершенствуются для создания финансовой базы устойчивости функционирования народного хозяйства в условиях перехода к рыночной экономике.

Формирование доходов Государственного бюджета - важный процесс, определяющий возможности государства в направлении средств на основные цели: развитие производственное и социальной сферы, финансирование со­циально-культурных мероприятий, затраты на содержание органов хозяйст­венной власти и управления, оборону. Порядок исчисления различных видов поступлений, сроки внесения платежей в бюджет устанавливаются с учетом особенностей их формирования, объемов поступления платежей в бюджет, при этом главным условием является обеспечение устойчивого поступления средств.

Важным требованием к государственному бюджету является его адек­ватность общеэкономическому развитию. Это объясняется использованием среднесрочного финансового планирования, которое позволяет осознать по­требность в действиях в рамках финансовой политики.

Другим важным требованием к организации государственного бюджета является включение в него лишь тех расходов, которые необходимы для вы­полнения госзадач. Это обеспечивается острой "конкуренцией потребностей" за ограниченные финансовые средства. Важным условием является отрабо­танные процедуры контроля, осуществляемого как парламентом, так и мини­стерством финансов.

Бюджет должен быть информативен и содержать сведения в наиболее ясной для понимания форме. В связи с этим важное значение приобретает принцип единства и полноты бюджета. Это означает, что доходы и расходы должны быть объединены в рамках одного бюджета и должны быть пред­ставлены все поддающиеся предвидению расходы и доходы.

Принцип достоверности бюджета означает, что все доходы и расходы следует определить и отразить в бюджете с наиболее важной точностью. Цифровые величины и отраженные в них обстоятельства не подлежат иска­жению или сокрытию. Точность отображения в проекте бюджета всех наме­ченных доходов и расходов зависит от наличия информации о текущем бюд­жете.

Экономическая сущность расходов госбюджета выражается в том. что они способствуют процессу капиталистического воспроизводства, накопле­ния капитала. Бюджетные расходы служат активным инструментом эконо­мической политики. С их помощью государство воздействует на перераспре­делительные процессы, рост национального дохода, структурное регулиро­вание экономикой, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства.

Состав и структура расходов государственного бюджета определяется их экономическим содержанием и задачами, которые стоят перед государст­вом.

Расходы по роли в общественном воспроизводстве можно подразделить на затраты по обеспечению непрерывного процесса производства, увеличе­ние производственных фондов и на расходы по удовлетворению социально-культурных потребностей членов общества.

К первой группе относятся рас­ходы государственного бюджета, направляемые на финансирование основ­ных фондов отраслей народного хозяйства, обеспечение их непрерывного финансирования.

Ко второй группе относятся затраты бюджета на финансирование соци­ально-культурных мероприятий, оборону и управление государством.

Соотношение между этими группами расходов определяет эффектив­ность бюджета. Чем выше уровень затрат, направленных на развитие отраслей народного хозяйства, и соответственно ниже уровень потребительских затрат бюджета, тем эффективнее использование бюджетных средств. [2]

Бюджет в основном несет расходы, связанные с экономическими функциями государства. С переходом на рыночные условия хозяйствования бюд­жет должен изменяться. Реализация расходной части бюджета может быть осуществлена в результате постепенного перехода к сокращению только са­мых необходимых дотаций и субсидий, предоставляемых преимущественно по прямому назначению предприятиям.

Существенным в сокращении расходов бюджета должен стать отказ от кредитования долгов предприятий, повышение ответственности госпред­приятий за финансовые результаты.

Распределительный характер бюджетных операций позволяет государ­ству превратить бюджет в экономический рычаг воздействия на производство, стимул общественного процесса; в этом аспекте действие бюджета одно­типно с другими стоимостными рычагами - ценой и т.д. Однако, государст­венный бюджет занимает ключевое положение в сфере стоимостного распре­деления общественного продукта и это превращает его в инструмент централизованного общегосударственного руководства экономикой, в основной финансовый план РК. Основной финансовый план позволяет обеспечить финансирование  предусмотренных  государством  мер  по  социально-экономическому развитию на основе централизации части финансовых ре­сурсов в распоряжении государства, а с другой стороны, оказывать активное влияние на выявление дополнительных внутрихозяйственных резервов. улучшение качественных показателей работы предприятий и отраслей, про­ведение режима экономии во всех звеньях народного хозяйства.

Государственный бюджет характеризуется такими важными чертами: он имеет силу закона; в нем находят непосредственное отражение программы, направленные на развитие общественного производства, повышение его эф­фективности, удовлетворение потребностей членов общества. Бюджет имеет огромное мобилизирующее и организующее значение, что связано с право­вой формой использования бюджетных отношений.

В процессе становления госбюджета используются и уточняются макро­экономические, финансовые и производственные показатели, выявляются дополнительные доходы и неиспользованные резервы, координируются свя­зи всех звеньев финансово-кредитной системы, а также достигается согласо­вание показателей экономического и социального развития с финансовыми и кредитными ресурсами.

Государственный бюджет - действенное орудие общегосударственного контроля. Адресный характер бюджетных показателей, отражающих много­образные связи бюджета с хозяйством создает основу для их использования, в целях контроля за состоянием дел в отраслях материального производства и непроизводственной сферы.

Для стабилизации поступлений доходов в госбюджет в 2000 г. прави­тельство:

1.   Взимание налогов обеспечило в соответствии с налоговым кодексом РК.

2.   Исключило практику предоставления налоговых льгот, не предусмотренных законодательством РК.

В целях сокращения расходов госбюджета:

1.   Ограничило объем субсидий из республиканского бюджета;

2.   Провело разумную стратегию в области внешнего заимствования, пре­доставляя гарантии только в отношении валютоокупаемых проектов;

3.   Установило жесткий контроль за использованием направляемых на эти цели средств;

4.   Сократило уровень дотирования сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства.[3]

На сегодняшний день, когда финансовая система РК уже достаточно развита, правительство пересматривает некоторые из вышерассмотренных пунктов. С каждым годом выделяются средства на развитие сельского хозяйства, жилищного строительства и на зарплаты работникам бюджетной сферы.

Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм. отражающий особенности той или иной страны, ее социально-экономического строя, а также государственного устройства. Эта система формируется на основе всей совокупности социально-экономических, право­вых и других особенностей, характеризующих то или иное государство.

Еще одним важным звеном финансовой системы являются местные финансы, роль и влияние которых повышается с каждым годом. Центральную роль в этом звене играют местные бюд­жеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют опре­деленную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником соци­альной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными ис­точниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.


ГЛАВА 3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

 

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

По определению, финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых  случаях  и  без  них (бартерные сделки и т. п.).

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, соответствующие управления местных органов власти и др. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций  и  учреждений (бухгалтерии,  финансовые  отделы и т. д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его объективности.

Информация о работе Финансовая система Республики Казахстана, структура и взаимосвязь ее звеньев