Финансовая система Республики Казахстана, структура и взаимосвязь ее звеньев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 06:40, курсовая работа

Описание

Предметом моего исследования является совокупность фи­нансовых и денежно-кредитных отношений, требующих нового подхода к их регулированию в условиях перехода к рыночной экономике. Методологическую основу составляет комплексный системный подход к изучению проблемы реформирования финансово-кредитной систе­мы Республики Казахстан в условиях перехода к рыноч­ной экономике, применения в этих целях различных концепций мировой экономической мысли о повышении роли финансов, денег и кредита в управлении националь­ной экономикой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Понятие финансовой системы……………………………..6

ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ………….………………………..11

ГЛАВА 3. . Финансовый контроль. Управление
финансами …………………………………………………………………….17

ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА..…………………………………………………………………...23

Заключение…………………………………………………………………….30

Список использованной литературы……………………………….34
12

Работа состоит из  1 файл

33 Финансовая система РК.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

Начиная с 1998 года, Министерство финансов отказывается от прямых кредитов Национального Банка. Для финансирования дефицита бюджета в 1998 году были использованы только неинфляционные источники и рыночные методы заимствования на внутренних и внешних финансовых рынках.

В 1997 году не было допущено ни одного дефолта по государственным финансовым обязательствам, что серьезно укрепило имидж нашей страны как надежного партнера в международных делах. Впервые в истории Казахстана в ноябре 1996 года ему присвоен международный кредитный рейтинг, позволивший уже через месяц осуществить уверенную дебютную эмиссию евробондов в сумме 200 млн. долл. США на мировых финансовых рынках.

По уровню привлечения прямых иностранных инвестиций на душу населения республика уверенно входит в первую пятерку центрально- и восточноевропейских стран, а также СНГ. Совокупный приток прямых иностранных инвестиций, по данным Европейского банка реконструкции и развития, в экономику Казахстана за период 1989-1996 гг. составил 2761 млн. долл. США. К сожалению, в ближайшем будущем на внутренние ресурсы полагаться не приходится. Нужны передовой опыт, новые технологии и ноу-хау, управленческий и маркетинговые навыки. Вот почему мы прилагаем много усилий для создания благоприятного инвестиционного климата в стране.

Можно подчеркнуть, что Казахстан имеет в настоящее время достаточно совершенную законодательную и институциональную базу для эффективного привлечения и использования иностранных инвестиций. Мы имеем сегодня наиболее либеральный налоговый режим по сравнению с другими государствами СНГ, ограниченное число налогов – их всего 11 против 45, существующих в старом налоговом законодательстве. [6]Немаловажное значение имеет и то, что реформы в республике движутся вперед. По оценкам Всемирного Банка, Казахстан является инициатором и лидером среди стран СНГ в проведении реформ.

Привлекая инвестиции в экономику страны, мы решаем и еще одну важную социальную проблему – сохранение занятости населения. Это весьма актуально для Казахстана, поскольку в 1996 году статистическими органами республики признано официально безработными – 391,7 тыс. чел. или 4,1% от экономически активного населения.

Еще один фактор – это структурные реформы. Согласно планам правительства, все радикальные реформы должны быть завершены в ближайшие два года. Транзитный статус казахстанской экономики, движущейся от административной системы к рыночной, перейдет в разряд более устоявшихся. Для этого есть все условия. Это и законодательная база рынка, и инвестиционные пакеты, и способ организации бюджетной, налоговой, валютной и антиинфляционной политики, и, наконец, способ организации самих отношений не только в экономике, но и в обществе. В республике создан достаточно прочный задел для устойчивого роста экономики в будущем.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансовая система является системой интеграционного типа, характе­ризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с од­ной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому вы­ступают элементом системы этих отношений, с другой — представляют сис­тему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функцио­нальные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, финансовых планов (прогно­зов), сметного финансирования, финансовых показателей и др.

Помимо функционального критерия классификации финансовой систе­мы применяется классификация по признаку субъектов финансов (участ­вующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям.

Звенья как соподчиненный ряд классификации содержат элементы выс­шего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе инте­грационный характер.

В рыночных отношениях функционирование экономики товарно-денежные отношения регулируются государством в гораздо меньшей степе­ни. Основные регуляторы — спрос и предложение товаров, работ, услуг. Вне товарных отношений финансы существовать не могут. Только при обмене произведенных товаров, услуг, их реализации за определенный денежный эквивалент у товаропроизводителей образуется денежная выручка. Из выручки от реализации продукции, работ, услуг должны быть выделены соответствующие фонды денежных средств, которые направляются на возмещение из­расходованных средств производства, оплату труда. А стоимость прибавоч­ного продукта должна быть распределена на части, удовлетворяющие экономическим интересам всех участников общественного производства, воспро­изводственной сферы, нетрудоспособных членов общества, для создания страховых фондов и ресурсов.

Для осуществления переориентации экономики необходимы крупные финансовые вложения, поэтому важными проблемами являются изыскание источников структурных преобразований, определение соотношения между средствами государства в виде бюджетных ассигнований и собственными средствами предприятий.

Государственный бюджет в качестве инструмента управления экономи­кой оказывает интегрированное воздействие на общественное производство как фин.документ, как экономический рычаг; и как стимул.

Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы. В нем находят взаимосвязь различные виды доходов, расходов и государственные займы. Доходная часть содержит перечень поступающих средств, а расходная - объединяет все виды производимых займов. Т.е. гос­бюджет - это экономическая категория, которая выражает производственные отношения в денежной форме, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и пере­распределения стоимости общественного продукта.

Государственный бюджет является инструментом осуществления госу­дарственной политики и основным источником денежных средств для реали­зации намеченных программ. Формирование доходной части имеет в на­стоящее время немало проблем, поэтому частые корректировки налогового законодательства, усугубляющие положение предприятий, негативным обра­зом влияют на процесс производства, а значит, на состояние госбюджета. Важным вопросом при составлении госбюджета являются направления расходования бюджетных средств, связанные с проведением финансово-бюджетной политики.

На уровне микроэкономики структуру финансовой системы составляют первичные финансы - на предприятиях и в домашних хозяйствах. Их финан­совая деятельность включает два момента: образование денежных средств (что происходит посредством начального распределения доходов) и расходо­вание таких средств. Доходы и расходы балансируются (уравновешиваются) следующим образом. На предприятиях состояние финансов отражается в счете прибылей и убытков (затрат). В домашнем хозяйстве полученные до­ходы (от использования факторов производства) сопоставляются с расходами (затратами на текущее потребление и сбережения).

Первичные финансы на уровне макроэкономики служат базой вторич­ных финансов государства. Они образуются в результате последующего рас­пределения (или перераспределения) доходов главным образом с помощью налогов. Налоги - обязательные платежи предприятий и населения, которые государство взимает с учетом величины первичных доходов.

Общественные финансы играют важную роль в росте государственного потребления, которое создает дополнительный спрос, расширяет внутренний рынок.

Под конец хотелось бы сделать личные выводы по данной работе:

-         Главная проблема в финансовой сфере, по моему мнению, заключается в том, что количественный рост доходной части бюджета Казахстана и всех других важных финансовых показателей достигается за счет падения курса тенге по отношению к доллару и за счет доходов от нефтедобывающей промышленности, что может привести к глубокому экономическому спаду, так как вся финансово-экономическая система зависит от котировки данного сырья на мировом рынке;

-         В Казахстане все еще так и не развита система кредитования малого бизнеса. Данная сфера экономики очень важна в рыночной экономике, так как на примере развитых стран видно, что она составляет большую часть ВВП. Сельское хозяйство после развала СССР оказалась в тяжелом положении, поэтому приоритетной задачей государства на данный момент заключается в кредитовании через банки второго  уровня данной отрасли.

-         В Казахстане уже началось развитие таких важных финансовых инструментов как кредит, депозит и лизинг. В условиях рыночной экономики их роль заключается в ускорении формирования начального капитала, что очень важно в Казахстане, где ощущается нехватка в инвестициях.

-         Финансовый контроль в Казахстане осуществляют финансовая полиция и Министерство Финансов. На данный момент нормативно-правовая база касающиеся финансовых отношений все еще реформируется, но уже сложившихся положений достаточно для регулирования финансовых процессов в РК.

-         На сегодняшний день остро стоит вопрос о профиците государственного бюджета. Это говорит о плохо продуманной стратегии расходования средств.

-         Кроме того, несмотря на многократные повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, в нашей республике по-прежнему сильна дифференциация денежных доходов населения. Урегулирование этого вопроса в будущем может привести к увеличению налоговых поступлений в бюджет РК.

Приоритетной задачей Республики Казахстан на сегодняшний день является, на мой взгляд, урегулирование вышеназванных проблем.

 


Список использованной литературы

 

1.     Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 24.04.95 № 2235 «О налогах и других платежах в бюджет».

2.     Закон Республики Казахстан № 355-1 ЗРК от 31.03.99 «О внесении изме­нений и дополнений в Указ Президента, имеющий силу закона, «О нало­гах и других обязательных платежах в бюджет» № 2235 от 24.04.95».

3.     Закон РК № 357-1 ЗРК от 01.04.00 "О бюджетной системе".

4.     Закон РК № 359-1 ЗРК от 01.04.00 "О внесении изменений и дополнении в Закон РК "О республиканском бюджете на 2001 год".

5.     Ковалев В.М. Общая теория финансов. - М., 1997 г.

6.     Дроздов Г.Н. Общая теория финансов. - М., 1996 г.

7.     Артеменко Г.Н. Финансовый анализ. - М., 1998 г.

8.     Ефимов Т.П. Финансовый контроль. - М., 1998 г.

9.     Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юристъ, 1997 г.

10. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Ё.А. - Киров: АСА, 1998г.

11. Шеремет А.Д.. Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. Учебное пособие. М.:  Инфра-М, 1998г.

12. Послание президента Республики Казахстан народу Казахстана.

13. Стратегия развития 2030

 

 

 

12

 



[1] Ковалев В.М. Общая теория финансов. - М., 1997 г

[2] Дроздов Г.Н. Общая теория финансов. - М., 1996 г.

1.     [3] Закон РК № 357-1 ЗРК от 01.04.00 "О бюджетной системе".

 

[4] Ефимов Т.П. Финансовый контроль. - М., 1998 г.

 

[5] Ковалев В.М. Общая теория финансов. - М., 1997 г

[6] Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 24.04.95 № 2235 «О налогах и других платежах в бюджет».

 


Информация о работе Финансовая система Республики Казахстана, структура и взаимосвязь ее звеньев