Финансовая система РФ.Проблемы ее стабилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание

Современное состояние и динамика развития финансовой системы Российской Федерации является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям, происходящим на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей населения и др.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность финансовой системы
1.2. Современная структура финансовой системы
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Задачи в области стабилизации финансовой системы России
2.2. Пути решения проблем развития финансовой системы России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа экон. теор..doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)


9

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Орловская региональная академия государственной службы»

Тульский филиал ОРАГС

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по учебной дисциплине «Экономическая теория»

 

 

 

на тему: «Финансовая система РФ. Проблемы её стабилизации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Проверил:

Студент 2 курса

Ст. преподаватель

Заочного отделения группы 1

Горбунов  Е. Л.

Факультет: ГМУ

Работа принята в УМО

Специализация: ГМУ

Методист

Комаров А.В.

Дата получения

Подпись:

Дата возврата

 

Рецензент

 

Подпись преподавателя:

 

 

             

 

 

 

 

 

Тула - 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Сущность финансовой системы

1.2. Современная структура финансовой системы

Глава 2. ПРОБЛЕМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Задачи в области стабилизации финансовой системы России

2.2. Пути решения проблем развития финансовой системы России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Современное состояние и динамика развития финансовой системы Российской Федерации является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям, происходящим на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей населения и др.

Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством с одной стороны, физическими и юридическими лицами с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, то есть входят в одно из звеньев финансовой системы.

Именно поэтому, сегодня как никогда важно иметь представление о финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и следить за её изменениями.

Актуальность данной работы состоит в том, что финансовые отношения, образующие финансовую систему, являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансовых отношений невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Целью работы является исследование современного состояния финансовой системы Российской Федерации, динамики её развития и разработка методов её стабилизации.

Для достижения цели в работе решаются задачи:

- теоретическое исследование сущности и роли финансовой системы Российской Федерации в экономике страны;

- анализ современного состояния финансовой системы Российской Федерации;

- разработка комплекса методов стабилизации финансовой системы Российской Федерации в условиях кризиса.

Объектом исследования является финансовая система Российской Федерации, а предметом – состояние финансовой системы Российской Федерации в современных условиях.

Данная работа выполнена на базе ряда современных актуальных публикаций, научных и методических разработок известных экономистов и финансистов. Среди них можно выделить Завьялова Д. Ю., Поляк Г. Б., Сенчагова В. К., Архипова А. И.[1]

В соответствии с заданием, работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и по объему соответствует заданным требованиям.

Во введении дается обоснование выбора темы, её актуальности, определяется цель и уточняется круг задач, решение которых способствует её достижению, а также обосновывается теоретическая и практическая значимость исследования.

Первая глава посвящена изучению  таких понятий как «финансовая система», «финансовые отношения», «система финансов».

Вторая глава посвящена изучению основных проблем стабилизации финансовой системы. В ней также представлены основные методы стабилизации финансовой системы Российской Федерации в условиях кризиса.

В заключении отражены основные результаты исследования и определен ряд предложений, реализация которых позволит стабилизировать финансовую систему РФ в условиях кризиса, а также увеличить объём массового финансирования предприятий и малого бизнеса.


Глава 1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

1.1. Сущность финансовой системы

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.[2]

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов, порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.[3]

Таким образом, финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

Термин и понятие финансовой системы того или иного государства широко распространены в области научных исследований и широко применяются как в юридической, так и в экономической литературе наряду с не менее распространенным понятием «финансово-кредитный механизм». Нередко наблюдается их перекрестное применение.

К финансовой системе в литературе причисляют те или иные экономические институты, могущие быть классифицированными как финансовые, и, следовательно, финансовая система – явление собирательное и, таким образом, не имеющее собственного правового значения.[4]

В связи с этим, широкое распространение получило следующее определение финансовой системы – это совокупность управленческих и финансовых институтов и их взаимодействие в соответствии с законодательством.[5]

Кроме того, существует сходное понятие «система финансов», которое в определенном контексте будет являться синонимом термину «финансовая система», либо же следует провести различие в этих понятиях. Система финансов – это совокупность однотипных экономических отношений, объединенных в рамках понятия и функции финансов.

Финансовая система - понятие, превосходящее конкретное финансовое законодательство. Это, скорее, элемент экономической и правовой культуры общества. И чем быстрее круг соответствующих понятий и категорий станет общественно признанной ценностью, тем успешнее и эффективнее будет действовать финансовое законодательство, тем большее доверие будут вызывать государственные финансовые операции.[6]

Роль финансовой системы сводится к правовому регулированию финансовых отношений, то есть с помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию. Также роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:

- финансовое обеспечение (государственный бюджет);

- финансовое регулирование (система налогов).

Таким образом, можно сказать, что ни одна система в стране не имеет такого важного значения как финансовая.

Никто и ничто так больно не чувствует кардинальных изменений в экономике, как финансовая система государства. Именно она обеспечивает успех или неудачу всей реорганизации хозяйства, обусловливает подъем или падение политического имиджа независимого государства.

С точки зрения функционального подхода, понятие финансовой системы по своему содержанию мало меняется в зависимости от государственного устройства. Функции финансовой системы остаются стабильными, в целом неизменны и соответствуют определению финансов, как совокупности денежных отношений. Большинство российских исследователей указывают, что финансовая система призвана решать следующие задачи:

- распределение и перераспределение валового внутреннего продукта посредством осуществления комплекса коммерческих, финансовых и фискальных операций, влияя, таким образом, на темпы и направленность экономического и социального развития страны или региона;

- обеспечение взаимодействия между государственными органами управления, хозяйствующими субъектами и населением в процессе формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.[7]

При этом имеется в виду, что предназначенность финансовой системы заключается в установлении такого количественного и качественного взаимодействия органов государственного управления с хозяйствующими субъектами, которое бы отвечало целям финансовой системы. Некоторые исследователи утверждают, что основной целью функционирования финансовой системы является социально-экономический рост государства или региона, обеспечиваемый оптимальным соотношением доходной и расходной частей бюджета.[8] Другие исследователи при определении цели финансовой системы не акцентируют внимания на государственных финансах, определяя, что основной целью является трансформация из накопленного капитала (сбережений) в инвестиции.[9]

Цель и задачи определяют функции финансовой системы, которые выражают сущность финансов как экономической категории.

Финансовой системе присущи две функции: распределительная и контрольная. Некоторые исследователи считают, что финансовая система имеет и другие функции: оперативную, стимулирующую, перераспределительную, воспроизводственную.

Некоторые исследователи выделяют следующие функции финансовой системы:[10]

- обеспечение способов перемещения экономических ресурсов во времени, через границы государств и из одних отраслей в другие;

Информация о работе Финансовая система РФ.Проблемы ее стабилизации