Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:31, курсовая работа
Современное состояние и динамика развития финансовой системы Российской Федерации является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям, происходящим на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей населения и др.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность финансовой системы
1.2. Современная структура финансовой системы
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Задачи в области стабилизации финансовой системы России
2.2. Пути решения проблем развития финансовой системы России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Развитие доступного банковского кредитования также ограничивается действием целого ряда факторов, для преодоления которых (в условиях ограниченных возможностей ускоренной капитализации банковского сектора) необходима в первую очередь корректировка сложившегося режима денежного предложения и создание механизмов рефинансирования коммерческих кредитов, а также государственная поддержка элементов инфраструктуры рынка, облегчающих структуризацию долга реальной экономики.
Акцент на развитие банковского кредита не отрицает внимания к проблемам финансового рынка. Во-первых, крупнейшие российские компании и отчасти новые высокотехнологичные производства могут и должны получать финансирование с рынка, кроме того, для них важна его индикативная функция. Во-вторых, есть большая группа финансовых агентов, изначально ориентированных на рынок, это, прежде всего, финансовые институты с иностранным капиталом и нарождающийся слой российских институциональных инвесторов. И в-третьих, в рамках долгосрочной стратегии рынок – основа финансового перераспределения[21].
Формирование основных характеристик федерального бюджета на 2008-2010 годы основывалось на изложенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах» положениях бюджетной стратегии на среднесрочную перспективу, ориентированной на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.
Появление одной из основных особенностей федерального бюджета на 2008-2010 годы вызвано сильной зависимостью экономики и бюджета от сырьевого сектора, которая создает серьезные макроэкономические риски. Перед началом финансового кризиса благодаря благоприятной конъюнктуре на мировом рынке нефти в Стабилизационном фонде продолжалось накопление средств. Механизм Стабилизационного фонда может служить страховым резервом. Для этого действующему в настоящее время Стабилизационному фонду недостает более полного зачисления конъюнктурных доходов бюджета: в первую очередь, вывозных пошлин на нефтепродукты и вывозных пошлин на природный газ. Для обеспечения долгосрочной сбалансированности создается Фонд будущих поколений. Общая величина таких доходов в долгосрочной перспективе по своей природе ограничена.
Особая природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках. [22]
Важный фактор, который необходимо учитывать при оценке принципов бюджетной политики на долгосрочную перспективу, составляет предстоящее снижение бюджетных поступлений из нефтегазового сектора в результате следующих тенденций:
1) В ближайшие несколько десятилетий физический объем добычи и экспорта нефти и газа будет намного уступать темпам роста ВВП, составляя не более 2 % в год. Это приведет к сокращению доли нефтегазового сектора в ВВП. По оценкам Минэкономразвития России, указанная доля сокращается с 21 % в 2006 году до 14,9 % в 2010 году. Тенденция сокращения нефтегазового сектора в ВВП продолжится и в последующие годы.
2) Продолжение в среднесрочной перспективе повышения курса рубля (хотя и более медленными темпами, чем в предыдущие годы).
3) Снижение цен на нефть с 120 долл. США в 2008 г. до 70 долл. США в 2010 году.
В результате существенно сокращаются нефтегазовые доходы федерального бюджета. Так, если в 2007 году нефтегазовые доходы бюджета оцениваются в размере 8,2 % ВВП, то в 2010 г. по прогнозам - они сокращаются до 5,3 % ВВП.
Согласно долгосрочному прогнозу, к 2025 году поступления в федеральный бюджет могут сократиться за счет перечисленных факторов (даже при сохранении относительно высоких цен на нефть 60-70 долл. США) до уровня менее 4 % ВВП, для чего потребуется комплекс мер, связанных с повышением налогового бремени, сокращением расходов и резким наращиванием государственного долга. Использование концепции «ненефтегазового баланса бюджета» позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.[23]
Формирование доходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года осуществлялось на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации и планируемых изменений бюджетного законодательства Российской Федерации, учитывало преобразование Стабилизационного фонда Российской Федерации в Резервный фонд и Фонд будущих поколений, исходя из того, что формируемый Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд будущих поколений будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета.
Указанное выше разделение потребовало иного структурирования доходов федерального бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы.
При формировании нефтегазовых доходов на 2008 год и на период до 2010 года были учтены следующие перечисления: от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (в части доходов федерального бюджета); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный, товары, выработанные из нефти.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета составили: в 2008 году – 2465,7 млрд. рублей (7,07% к ВВП), в 2009 году – 2385,8 млрд. рублей (6,04% к ВВП) и в 2010 году ожидаются 2378,2 млрд. рублей (5,35% к ВВП).[24]
Изменение макроэкономических факторов приводит к ежегодному снижению доходов федерального бюджета.
Оценивая перспективы среднесрочного развития российской экономики в целом, следует отметить, что если парадигма современной экономической политики не изменится, то это неизбежно повлечет за собой резкое снижение темпов роста российской экономики (2,5-3,0% в год) вследствие исчерпания потенциала восстановительного роста и отсутствия импульсов для механизмов самодействия. Остаточный потенциал восстановительного роста, оцениваемый в 5-6 %, и 2-3-процентный потенциал, генерируемый сделанными инвестициями, будут исчерпаны в течение ближайших 1,5-2 лет. В лучшем случае, к этому может добавиться 3-4 % потенциального прироста за счет снижения налогового бремени, что далеко не очевидно, поскольку в российской экономике до сих пор отсутствуют механизмы трансформации дополнительных доходов в эффективный спрос.
В целом, по результатам выполненного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Финансовая система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов, наличие которых объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом.
2. Под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:
- совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
- совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
3. Финансовые институты, регулирующие создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образуют финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.
4. Роль финансовой системы сводится к правовому регулированию финансовых отношений, то есть с помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию.
5. Главная цель развития финансовой системы России на ближайшую перспективу - рост массового финансирования. В настоящее время российский финансовый сектор в основном удовлетворяет лишь финансовые потребности крупнейших предприятий. Без надлежащего финансирования малого и среднего бизнеса экономический рост возможен, однако сделать его устойчивым нельзя.
В качестве конкретных предложений, направленных на стабилизацию финансовой системы целесообразно выполнить следующее.
1. Осуществлять массовое финансирование в кратко- и среднесрочном плане посредством банковского кредита.
2. Реформировать сложившийся режим денежного предложения и создать механизмы рефинансирования коммерческих кредитов.
3. Осуществить государственную поддержку элементов инфраструктуры рынка, облегчающих структуризацию долга реальной экономики.
Финансовая система играет в жизни общества важную роль. Нарушение ее функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики. Поэтому во всех странах она находится под жестким контролем государства. Используя различные методы, государство добивается такого ее состояния, которое соответствует интересам развития всей экономики, эффективному решению постоянно возникающих экономических задач.
1. Ашмарина Е. М. Современная финансовая система РФ // Государство и право. № 6, 2006, с. 95-98.
2. Веселкова Е. Г. Природа финансовых органов // Финансы. № 11, 2007, с. 66-70.
3. Воронин Д. М. Финансовое обеспечение экономического роста РФ // Финансы и кредит. № 25, 2009. с. 5-10
4. Григорьев А. С., Гурвич Е. М., Савайтюгин А. Г. Финансовая система и экономическое развитие // Мировая экономика и международные отношения. № 7, 2005, с. 62-75
5. Грязнова А. Г. Проблемы усиления воздействия государственных финансов на экономику и социальную сферу России // Финансы и кредит. № 25, 2006. с. 2-4.
6. Грязнова А. Г., Маркина Е. В. Финансы – М.: Финансы и статистика, 2005, 504 с.
7. Дробозина Л. А. Финансы. - М.: Финансы. ЮНИТИ, 2005, 527 с.
8. Завьялов Д. Ю. Тенденции трансформации бюджетной системы // Финансы. № 6, 2008, с.15-19.
9. Литовченко В. П. Финансы – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006, 588 с.
10. Назаров Н. Н., Понятия «Финансовая система» и «Бюджетная система» в теории финансов // Финансы и кредит. № 19, 2004, с. 6-10.
11. Нестеров В. В., Желтов Н. С. Финансовая система и экономика. – М.: Финансы и статистика, 2006, 432 с.
12. Повышение устойчивости финансовой системы страны – важнейшее направление деятельности МинФина России // Финансы. № 5, 2006, с. 3-14.
13. Поляк Г. Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005, 540 с.
14. Родионова В. М. Круглый стол: «Роль финансовой и банковских систем в инновационном развитии экономики» // Финансы. № 6, 2008, с.75-79.
15. Сенчагов В. К., Архипов А. И. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. – М.: «Проспект», 2007, 496 с.
16. Толстоноженко И. А. О некоторых теоретических аспектах управления государственными финансами // Финансы и кредит. № 25, 2006. с. 52-56.
17. Туруев И. Б. Особенности современных финансовых систем развитых стран. - М.:МАКС Пресс, 2005. 212 с.
18. www.budgetrf.ru (сайт «Бюджетная система РФ»)
19. www.gks.ru (официальный сайт Госкомстата РФ)
20. www.minfin.ru (официальный сайт министерства финансов РФ)
21. www.rg.ru (официальный сайт Российской газеты)
[1] Завьялов Д. Ю. Тенденции трансформации бюджетной системы // Финансы. № 6, 2008, Поляк Г. Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005, Сенчагов В. К., Архипов А. И. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. – М.: «Проспект», 2007.
[2] Сенчагов В. К., Архипов А. И. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. – М.: «Проспект», 2007. С.7.
[3] Нестеров В. В., Желтов Н. С. Финансовая система и экономика. – М.: Финансы и статистика, 2006. С. 12.
[4] Поляк Г. Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 27.
[5] Родионова В. М. Круглый стол: «Роль финансовой и банковских систем в инновационном развитии экономики» // Финансы. № 6, 2008. С.75.
[6] Веселкова Е. Г. Природа финансовых органов // Финансы. № 11, 2007. С. 66-70.
[7] Завьялов Д. Ю. Тенденции трансформации бюджетной системы // Финансы. № 6, 2008. С. 15-19.
[8] Повышение устойчивости финансовой системы страны – важнейшее направление деятельности МинФина России // Финансы. № 5, 2006. С. 3-14.
[9] Грязнова А. Г., Маркина Е. В. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2005. С. 63.
[10] Литовченко В. П. Финансы. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006, С. 163.
[11] Дробозина Л. А. Финансы. - М.: Финансы. ЮНИТИ, 2005. С. 64.
[12] Ашмарина Е. М. Современная финансовая система РФ // Государство и право. № 6, 2006. С. 95-98.
[13] Григорьев А. С., Гурвич Е. М., Савайтюгин А. Г. Финансовая система и экономическое развитие // Мировая экономика и международные отношения. № 7, 2005. С. 62-75
[14] Назаров Н. Н., Понятия «Финансовая система» и «Бюджетная система» в теории финансов // Финансы и кредит. № 19, 2004. С. 6-10.
[15] www.rg.ru (официальный сайт Российской газеты)
[16] Грязнова А. Г. Проблемы усиления воздействия государственных финансов на экономику и социальную сферу России // Финансы и кредит. № 25, 2006. С. 2-4.
[17] www.budgetrf.ru (сайт «Бюджетная система РФ»)
[18] www.minfin.ru (официальный сайт министерства финансов РФ)
[19] Туруев И. Б. Особенности современных финансовых систем развитых стран. - М.:МАКС Пресс, 2005. С 194.
[20] Толстоноженко И. А. О некоторых теоретических аспектах управления государственными финансами // Финансы и кредит. № 25, 2006. С. 52-56.
[21] www.rg.ru (официальный сайт Российской газеты)
[22] www.gks.ru (официальный сайт Госкомстата РФ)
[23] Воронин Д. М. Финансовое обеспечение экономического роста РФ // Финансы и кредит. № 25, 2009. С. 5-10
[24] www.rg.ru (официальный сайт Российской газеты)
Информация о работе Финансовая система РФ.Проблемы ее стабилизации