Финансовая система России. Пути ее развития и совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2011 в 21:28, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение финансовой системы России и разработка путей ее развития и совершенствования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………….....3
1. Сущность и функции финансов. Финансовая политика России……………….……5
1.1. Сущность и функции финансов……………………………………………..…..5
1. 2. Финансовая политика России…………………………………………….……..7
2. Финансовая система России. Государственные финансы………………………….11
2.1. Финансовая система России, ее состав………………………………………...11
2.2. Государственные финансы……………………………………………………..16
3. Пути развития и совершенствования финансовой системы в России……..22
3.1. История развития финансовой системы России………………………..22
3.2. Пути развития и совершенствования финансовой системы в России..26
Заключение………………………………………………………...............................30
Глоссарий………………………………………………………………………………...32
Список использованных источников…………………………………………………...34
Приложение 1 ……………………………………………………………………………36
Приложение 2……………………………………………………………………….....…37
Приложение 3 ……………………………………………………………………………38
Приложение 4 ……………………………………………………………………………39

Работа состоит из  1 файл

МОЯ Курсовая Финансовая система.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

     В течение 1921-1924 гг. реформировалась бюджетная  система страны. Было отменено объединение общегосударственного и местных бюджетов, введены волостные бюджет, предоставлены бюджетные права сельским советам, расширены бюджетные права союзных республик. Значительно возросла роль государственного бюджета в финансировании развития народного хозяйства. За 1923-1926 гг. на финансирование народного хозяйства было направлено около 5млд. рублей, причем большая часть средств была перечислена на развитие транспорта и связи.

     В 1921 году возникла система государственного социального страхования и восстановлено государственное имущественное страхование. Значительную роль в аккумуляции финансовых ресурсов у государства стали играть государственные займы.

     Значительные  изменения в организацию бюджетной  системы страны были внесены Положением о бюджетных правах Союза ССР, принятым в 1927 году. Этим Положением за союзными республиками закреплялись дополнительные источники доходов, но при этом их бюджеты должны были быть сбалансированными за счет собственных доходных источников. В 1928 году было принято Положение о бюджетных правах АССР, устранившее параллельное существование в АССР республиканских государственных и республиканских местных бюджетов.

     В 30-е года активно развивалось такое звено финансовой системы, как сберегательные кассы.

     Значительные  средства, выделяемые из бюджетов на финансирование народного хозяйства, способствовали развитию и укреплению финансов предприятий. Суммарная прибыль государственных предприятий и хозяйственных органов составляла в 1936 году около 15 млрд. рублей, что позволило отменить бюджетные дотации, выделяемые предприятиям.

     Укреплению  финансов предприятий способствовало также введение на предприятиях обязательного  финансового планирования.

     К началу Великой Отечественной войны  государство обладало достаточно мощной финансовой базой. Объем государственного бюджета в 1940 году по сравнению с 1937 годом возрос на 65%, а национальный доход – на 31%. Финансовые ресурсы были централизованны в связи с необходимостью укрепления обороноспособности страны в связи со сложной мировой обстановкой. Военные нужды в 1940-х годах потребовали значительной концентрации финансовых ресурсов в руках государства. Возрос удельный вес расходов союзного бюджета в консолидированном бюджете страны, в 1942 году он составлял 88%. Государством активно использовались займы, распространяемые по подписке среди населения.

     Главной задачей финансовой системы в  послевоенные годы стало восстановление разрушенного войной хозяйства. В 1947 году были проведены денежная реформа  и конверсия государственных  займов, введены единые розничные цены на товары. В 1958 году был прекращен выпуск государственных займов, размещаемых по подписке среди населения.

     В 1965 году на мартовском и сентябрьском Пленумах ЦК КПСС был утвержден новый  подход к управлению народным хозяйством, что повлекло за собой изменение взаимоотношений финансовой системы с предприятиями и организациями. Были изменены методы и источники финансирования капитальных вложений, перестроена система платежей предприятий в бюджет. Увеличились собственные финансовые ресурсы предприятий, и к 1970 году за счет прибыли и других источников собственных финансовых ресурсов финансировалась почти половина всего объема капитальных вложений и большая часть потребности в оборотных средствах.

     К концу 70-х годов финансовая система  состояла из двух крупных звеньев: общегосударственных финансов и финансов предприятий отраслей народного хозяйства. В свою очередь в первое звено входили такие элементы, как государственный бюджет, бюджет государственного социального страхования и фонд государственного имущественного и личного страхования. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства включали два элемента: финансы предприятий отраслей материального производства и финансы предприятий, организаций и учреждений непроизводственной сферы. Такой состав финансовой системы сохранялся до конца 80 – начала 90-х годов, когда в связи с переходом страны к рыночным отношениям финансовая система была реформирована и приобрела черты, присущие рыночной экономике.

     Последние пять лет в истории российской финансовой системы можно признать успешными. За это время удалось полностью восстановить после кризиса 1998 г. капитал банковской системы. И хотя банки не обладают таким же уровнем влияния на социально-экономические процессы в стране, какой был, например, в середине 90-х годов, - они стали заметно активнее в кредитовании экономики, что, на наш взгляд, важнее. Двукратный рост кредитов частному сектору в долларовом исчислении по сравнению с предкризисным уровнем - явление весьма позитивное.

     Падение биржевых индексов, резкое снижение мировых цен на энергоресурсы, спад в промышленности и хозяйстве обусловили снижение прибыли России, начиная с конца 2008 года. И эта тенденция продолжается – впервые за период с начала 21 века бюджет на 2009 год был принят с поправкой на дефицит. С этим связано сокращение финансирования различных бюджетных сфер, требующих больших финансовых затрат государства. Страна, которая только набирала темпы роста экономики, теперь снова вынуждена считаться с дефицитом бюджета, недостатком средств, который коснулся всех уровней и звеньев самой финансовой системы.

     Следовательно, российская финансовая система в ее современном виде не справляется в необходимой мере с организацией перераспределения финансовых ресурсов и их трансформацией. Иными словами, в настоящее время уровень развития финансовой системы России не соответствует задачам ускорения экономического роста. Соответственно Россия объективно нуждается в системе мер по ускоренному развитию финансовой системы, финансовых рынков, финансово- посреднического сектора, т. е. в создании адекватного финансового обеспечения экономического роста.  
 
 

     З.2. Пути развития и совершенствования  финансовой системы в России 
 

     Финансовая  система является самостоятельной, но она тесно связана с окружающей средой. Изменения в финансовой системе влекут за собой изменения в других системах, с которыми она взаимодействует.

     Главная цель развития финансовой системы России на ближайшую перспективу - рост массового  финансирования. В настоящее время  российский финансовый сектор в основном удовлетворяет лишь финансовые потребности крупнейших предприятий. Без надлежащего финансирования малого и среднего бизнеса экономический рост, конечно, возможен, однако сделать его устойчивым нельзя.

     Немаловажную  роль играет развитие доступного банковского кредитования, которое ограничивается действием целого ряда факторов, а также государственная поддержка элементов инфраструктуры рынка, облегчающих структуризацию долга реальной экономики.

     Для экономического оживления в реальном секторе экономики необходимо продолжить налоговую реформу и увеличить эффективность налоговой системы, снизив общий уровень налогообложения, устранив многочисленные дифференцированные льготы, совершенствовать изъятие рентных налогов, изменить в пользу регионов систему первичного распределения собранных на их территориях налогов.

     Необходима  реальная финансовая поддержка малого бизнеса, особенно в отраслях с быстрой  окупаемостью и высоким потенциалом  занятости населения (легкой, пищевой  и других).

     Для прилива инвестиций в реальный сектор экономики необходимо остановить утечку капитала из страны и разработать программы, направленные на его возврат. Для возврата капитала нужно, чтобы правительство твердо гарантировало капиталовладельцам его безопасность.

     Так называемый импортозаменяющий эффект, возникший в результате финансового кризиса в 1998 году, привел к росту темпов производства, улучшению макроэкономических показателей, росту доходов и расходов федерального и консолидированного бюджетов, сбалансированности федерального бюджета, снижению государственного долга. Однако по – прежнему недостаточной для реального сектора экономики является кредитная активность банков, невелик приток как отечественных, так и иностранных инвестиций, незначителен рост бюджетных ассигнований в отрасли экономики.

     Одну  из главных ролей развития финансовой системы России играет нефтегазовая отрасль, особая природа которой определяет необходимость специального режима управления нефтегазовыми доходами, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.

     Усиление  взаимосвязей и появление новых  взаимоотношений между звеньями финансовой системы усложняют задачи финансового регулирования. Формирование финансовой системы, адекватной рыночной экономике, становится важнейшей задачей государства. Решение этой задачи уже нельзя свести к формальному изменению существующих финансовых структур, необходима коренная перестройка в финансово – кредитной сфере.

     В первую очередь необходим действенный и постоянный финансовый контроль за деятельностью государства, в основном парламентский контроль.

     Еще одной насущной проблемой является реформирование межбюджетных отношений. В настоящее время невозможно получить объективную картину межбюджетных потоков, что является серьезнейшим препятствием для реализации принципов бюджетного федерализма.

     Ключевыми направлениями развития финансовой системы на среднесрочную перспективу  должны быть следующие:

     - разработка финансовой политики на ближайшие 10 – 15 лет, предусматривающей системный подход к решению крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства;

     -  укрепление национальной валюты  и создание возможностей для  того, чтобы капитал оставался  в стране, разработка мер по снижению вывоза капитала;

     - проведение крупных структурных  изменений в экономике страны, направленных на рост производства  социально ориентированных отраслей  с высокой оборачиваемостью капитала  и отраслей, развитие которых  влечет за собой рост объемов производства в других отраслях (к таким можно отнести, например, машиностроение, авиастроение);

     -  дальнейшее реформирование налоговой  и бюджетной систем, направленное  на создание возможностей и  стимулирования роста производства, успешное сочетание конкурентоспособного высокоэффективного крупного производства и малых предприятий;

     -  обеспечение финансовой поддержки развития социальной сферы;

     - развитие бюджетного федерализма,  укрепление финансового положения  субъектов Федерации и органов местного самоуправления.11

     Сегодня на первом месте стоит разработка долгосрочного финансового плана  страны, который позволит более четко  определить те задачи, которые стоят  перед государством, перед финансовой системой по регулированию экономических  процессов и показателей уровня жизни населения.

     Долгосрочный  финансовый план должен включать в себя меры структурной реформы, меры реформы в бюджетной сфере, увеличивающие эффективность услуги в бюджетной сфере и обеспечивающие долгосрочную сбалансированность.12

     Главную роль в развитии российской финансовой системы, должно сыграть улучшение  информационного обеспечение финансового  рынка и его сегментов: необходимо создать разветвленную рыночную инфраструктуру, позволяющую заемщику найти соответствующего инвестора, инвестору – долг для эффективного размещения своих средств и, возможно, его рефинансирование, не затрачивая на это избыточного времени и средств.

     Важным  элементом является также создание института экспертизы коммерческих проектов, возможно, имеющего иерархическую структуру. При этом речь идет об институте, а не об учреждении, то есть соответствующие функции могут быть распределены, например, между многочисленными банками путем лицензирования деятельности по финансовой экспертизе.

     Таким образом, только в условиях комплексно реализуемой целостной финансовой политики, основные направления которой будут тесно связаны с денежно – кредитной политикой и реализовываться в рамках общей экономической политики страны, можно будет достичь развития и совершенствования финансовой системы России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Финансовая система России. Пути ее развития и совершенствования