Финансовая система России. Пути ее развития и совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2011 в 21:28, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение финансовой системы России и разработка путей ее развития и совершенствования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………….....3
1. Сущность и функции финансов. Финансовая политика России……………….……5
1.1. Сущность и функции финансов……………………………………………..…..5
1. 2. Финансовая политика России…………………………………………….……..7
2. Финансовая система России. Государственные финансы………………………….11
2.1. Финансовая система России, ее состав………………………………………...11
2.2. Государственные финансы……………………………………………………..16
3. Пути развития и совершенствования финансовой системы в России……..22
3.1. История развития финансовой системы России………………………..22
3.2. Пути развития и совершенствования финансовой системы в России..26
Заключение………………………………………………………...............................30
Глоссарий………………………………………………………………………………...32
Список использованных источников…………………………………………………...34
Приложение 1 ……………………………………………………………………………36
Приложение 2……………………………………………………………………….....…37
Приложение 3 ……………………………………………………………………………38
Приложение 4 ……………………………………………………………………………39

Работа состоит из  1 файл

МОЯ Курсовая Финансовая система.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

       Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит. 9

     Таким образом, можно заключить, что финансовая система Российской Федерации представляет собой многоуровневую и разветвленную систему финансовых взаимоотношений. Российский финансовый механизм, как и во многих развитых странах, строится на принципах многоцелевого регулирования экономических процессов. 
 

     2.2. Государственные  финансы 
 

     Государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством своих функций.

     В состав государственных финансов входят три элемента (приложение 4): 1) федеральные финансы; 2)финансы субъектов Российской Федерации; 3)финансы органов местного самоуправления. Каждый из них, в свою очередь, состоит из нескольких частей: бюджета, внебюджетных фондов, кредитов, финансов предприятий:

      - первая часть системы государственных  финансов и ее главное звено  – бюджет. На бюджет ложится  основная нагрузка по обеспечению  бесперебойного функционирования и координации финансовых потоков вне зависимости от уровня рассматриваемого бюджета;

      - социальные статьи бюджета всегда  были самыми незащищенными и  первыми подлежали урезанию. В  результате для реализации социальных  функций государство было вынуждено  создать отдельные фонды, которые выполняли бы общественно значимые функции. Такие фонды получили название внебюджетных;

     - потребность в кредите возникает  всякий раз, когда наблюдается  дефицит средств. Для покрытия  дефицита существует два основных  источника: внешний и внутренний. Внешний источник покрытия дефицита представляет собой займы у иностранных государств или международных организаций, а внутренний – займы у собственного населения и предприятий;

      - финансы предприятий. Здесь имеются  в виду финансы предприятий, осуществляющих свою деятельность в рамках государственной собственности.

     Соответственно, можно выделить различные виды вышеперечисленных  частей. Так, различают: федеральный  бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации  и местный бюджет, финансы казенных унитарных предприятий, финансы предприятий субъектов Федерации и финансы муниципальных унитарных предприятий.

     Государственные доходы – это финансовые отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства  и государственных предприятий. Централизованные финансы представляют собой финансы государства и субъектов Российской Федерации, а финансы предприятий – децентрализованные финансовые ресурсы.

     Общим доходным источником для всех элементов  государственных финансов является валовой внутренний продукт. Существуют и специфические источники доходов, например, местные налоги и налоги в пользу субъектов Российской Федерации.

     Система государственных доходов представляет собой совокупность всех видов государственных  доходов, формируемых разными методами. Выделяют следующие методы:

    1. Налоги – обязательные платежи государству физических и юридических лиц.
    2. Неналоговые поступления (например, при конфискации имущества в соответствии с судебным решением).
    3. Кредит (в данном случае рассматриваются государственные внешние и внутренние займы). Необходимость возврата кредита – основной недостаток использования данного метода.
    4. Эмиссия денежных средств, проводя которую государство может быстро пополнить свои запасы денег.
    5. Использование государственной собственности.
    6. Реализация золотовалютных резервов.

     Государственные доходы выполняют определенные функции, в числе которых:

      - экономическая (стимулирующая)  функция – стимулирование развития  экономики посредством государственного  бюджета;

      -  фискальная функция – заключается в изъятии части средств физических и юридических лиц с целью формирования денежных ресурсов государства.

     Государственные расходы – это подсистема финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Различают следующие виды государственных расходов:

     - прямые, которые осуществляются  через систему бюджетов и внебюджетных  фондов;

     - косвенные, к которым относятся  расходы государственных предприятий.

     Система государственных расходов строится на следующих принципах:

     1.  Целевое направление средств.  Все средства делятся на капитальные  вложения и затраты на текущее  содержание. Средства, направляемые  из государственного бюджета,  должны применяться строго по назначению, то есть строго на конкретные цели.

     2.  Безвозвратность расходования –  заключается в использовании  средств из государственного  бюджета на финансирование определенной  отрасли экономики, которые не  нужно возмещать.

     3. соблюдение режима экономии – применение методов минимизации затрат относительно получаемого результата.

     Бюджет  – это экономическая форма  образования и использования  централизованного фонда денежных средств государства. Бюджет – основной финансовый план государства.

     Государственный бюджет выполняет определенные функции.  В их числе:

     - аккумуляция денежных средств  физических и юридических лиц;

     - финансирование основных функций  государства;

     - распределительная или регулирующая  функция. Заключается в распределении  и перераспределении финансовых ресурсов государства по отраслям экономики и сферам экономической деятельности государства.

     В состав государственных финансов входят также региональные финансы и  финансы муниципалитетов. Следует  учитывать, что Россия представляет собой федеративное государство, в котором регионы отличаются различной культурой и уровнем социально-экономического развития.

     Финансы региона – неотъемлемая составная  часть финансовой системы страны. Это денежные ресурсы и потоки (в наличной или безналичной форме), обеспечивающие нормальный уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен и социально приемлемый жизненный уровень населения данного региона.

     Финансы региона выполняют ряд функций:

     - способствуют развитию производства;

     - повышают уровень занятости;

     - способствуют привлечению инвестиций;

     - обеспечивают жизненными ресурсами  ту часть населения, которая  не способна участвовать в  процессе материального производства.

     Региональные  бюджеты получили название бюджетов субъектов РФ, к которым относят  бюджеты областей, краев, республик, городов Москвы и Санкт-Петербурга и т.д. региональные бюджеты занимают двойственное положение, поскольку одновременно являются и самостоятельным элементом, и звеном в единой бюджетной системе государства.

     Доходы  бюджетов субъектов РФ формируются  из двух источников:

     - к первому относятся собственные источники формирования бюджетных средств – поступления от налогов на имущество, на недвижимость, дорожного, транспортного налогов и др.;

     - ко второму – регулирующие  источники. Это часть поступлений  от федеральных налогов и акцизов. Доля данных поступлений периодически изменяется, что осложняет процесс планирования бюджетных доходов.

     Местные бюджеты – это районные, городские, сельские, поселковые бюджеты и районные бюджеты в городах. Следует отметить, что местное самоуправление не является органом государственной власти. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет  и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

     Доходную  часть местных бюджетов составляют доходы в форме поступлений от регулирующих доходов, финансовой помощи в различных формах, средств от взаимозачетов, а также собственные доходы. За местными бюджетами закреплено 50% подоходного налога с физических лиц, 10 – налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства.

     Расходы бюджетов муниципальных образований  можно разделить на три группы:

     - к первой группе относятся  расходы, связанные с решением  вопросов местного значения;

     - ко второй группе можно отнести  расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

     - третья группа расходов связана с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам.10

     В настоящее время финансы регионов и муниципальных образований переживают кризис, что связано с рядом проблем. Первой причиной тяжелого положения финансов региона является большая концентрация налоговых ресурсов в центре, что приводит к сокращению ресурсов на местах и соответственно нехватке денежных средств. В распоряжении региона и муниципалитетов остаются наименее собираемые налоги.

     Таким образом, государственные финансы  не только историческое звено финансовой системы, но и наиболее ответственный  ее элемент. Именно эффективность использования  государственных финансов во многом влияет на состояние экономики в настоящем и будущем, на уровень жизни населения и состояние стратегически важных отраслей экономики.  
 
 
 
 
 

3. Пути развития  и совершенствования  финансовой системы  в России

     3.1. История развития  финансовой системы России  
 

     На  разных этапах развития страны состав финансовой системы изменялся. После  революции 1917 года финансовая система  страны была радикально реформирована. Потребности страны в ресурсах, возросшие  в связи с гражданской войной и иностранной интервенцией, потребовали прямого централизованного их распределения. Обесценивание денег, ликвидация денежных взаиморасчетов между предприятиями, снижение роли денежных налогов привели к снижению значения и роли финансов, к упрощению финансовой системы. В 1918 году произошло слияние Государственного казначейства и Народного банка, а в марте 1919 года все государственные предприятия были переведены на сметное финансирование из бюджета. Все денежные поступления предприятия должны были перечислять в бюджет, а единственным источником финансирования их деятельности стали ассигнования из бюджета по сметам, составляемыми самими предприятиями по установленной форме.

     Снижение  роли денег и натурализация хозяйственных  отношений привели к дальнейшему  снижению роли финансов и сужению финансовой системы. В 1920 году было ликвидировано государственное имущественное страхование, упразднены местные бюджеты, а все доходы и расходы центральных и местных органов власти включались в роспись общегосударственных доходов и расходов.

     После окончания гражданской войны  страна приступила к восстановлению разрушенного войной хозяйства. Финансы  стали играть важную роль в социально-экономическом  развитии страны.

Информация о работе Финансовая система России. Пути ее развития и совершенствования