Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:56, реферат
В настоящее время проводимая в стране экономическая реформа предполагает коренное изменение сложившихся методов стратегического развития самих предприятий и государственного регулирования экономики. Цель экономической реформы заключается в создании новых отношений между предприятиями, а также внутри отдельных предприятий. Сферой государственного регулирования все больше становятся макроэкономические преобразования, а общей тенденцией является децентрализация управления и смещение основных рычагов регулирования на микроуровень с переходом к все большей экономической самостоятельности предприятий, прежде всего на базе развития на них отношений собственности.
Глава 1. Теоретико-методологические основы управления
^ задолженностью предприятия 11
1.1. Роль задолженности в системе управления предприятием 11
1.2. Влияние задолженности на финансово-экономические результаты деятельности предприятия 29
1.3. Контроль и реструктуризация задолженности как основа финансовой устойчивости предприятия 45
Глава 2. Формы и методы реструктуризации задолженностей
предприятия 64
2.1. Обзор и оценка основных форм и методов реструктуризации задолженностей 64
2.2. Анализ способов управления задолженностью и повышение эффективности финансово-экономической деятельности предприятия 78
2.3. Особенности реструктуризации задолженности по расчетам с бюджетом 94
Глава 3. Разработка политики финансового оздоровления предприятия на основе методов реструктуризации задолженности.. 110
3.1. Использование факторинговых схем в реструктуризации задолженности предприятия 110
3.2. Перспективы реструктуризации задолженностей с использование схем вексельного обращения 127
3.3. Формирование реестра старения долгов и расчет эффективности операций по управлению задолженностью предприятия 141
Заключение 151
Список литературы 153
С использованием Интернета экономия в 2001 году составила $1,6 млрд [10, с.23].
В качестве примера консервативности в поведении можно привести компанию Nike, которая на протяжении последних 30 лет работает в одном стиле. [10, с.23]. Это касается как дизайна продукции, так и методов управления. Такая приверженность традициям в современном мире работает против Nike, что не замедлило сказаться на результатах. По сравнению с ближайшими конкурентами, в частности Reebok, значительно снизились объемы продаж. Еще в середине 80-х годов Nike проигнорировала стремительное распространение по всему миру моды на аэробику. В итоге “сливки” собрала Reуbok, быстро наладившая производство красивой и дешевой женской обуви. Это подвигло руководство Nike пересмотреть позицию компании “не поддаваться тенденциям рынка”. Была проведена реорганизация с увольнением 600 из 2000 сотрудников. Тем не менее, до сих пор руководство Nike проповедует предельную осторожность в стимуле поведения на рынке и управлении. Основные топ-позиции занимают ветераны, проработавшие в компании более 20 лет, а у новых талантливых новичков шансов сделать карьеру практически нет. В результате ошибок на рынке и стратегических решений на протяжении последних трех лет доля Nike на рынке постепенно снижалась [10, с.23].
Пример в секторе производства сотовых телефонов, переживающего в последнее время резкий спад. Многие специалисты комментируют это как следствие замедления экономического роста в США и странах Западной Европы, другие объясняют перенасыщением рынка традиционными мобильными телефонами, сейчас по «мобильному» разговаривает примерно каждый десятый житель планеты – дети, старики и жители регионов, где вообще нет связи, и ожиданиями потребителей появления телефонов нового поколения на основе цифровых технологий. В связи с этими изменениями многие крупные производители, выступавшие в данном секторе, вынуждены проводить серьезную реструктуризацию. Компания Ericsson значительно уменьшает численность персонала и сокращает производственные издержки, Motorola срочно закрывает фабрику в Шотландии, соответствующее подразделение голландской компании Philips будет либо продано, либо преобразовано в совместное предприятие с какой-либо иной компанией [10, с.37].
Производитель фотоаппаратов Polaroid проводит реструктуризацию, среди возможных путей которой – продажа активов либо отдельных частей бизнеса. Основной причиной такого решения является неудачный опыт производства цифрового оборудования. Выпуск данной продукции был продиктован требованиями рынка, однако в компании затраты на новое производство превысили доходы с продаж и вызвали финансовую нестабильность [10, с.37].
Компания Xerox также проводит реструктуризационные преобразования – сворачивает департамент по производству струйных принтеров и персональной копировальной техники, ставший в последнее время убыточным. Руководство намерено укрепить наиболее важное направление в производстве офисной техники, которые имеют хорошие перспективы роста [10, с.38].
Таким образом, для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности предприятия должны постоянно вносить изменения в свою хозяйственную деятельность. Каждое изменение несет новые дополнительные возможности для достижения будущего бизнес-успеха. Предприятия должны обладать способностью к правильной и своевременной трансформации структуры своего бизнеса, перманентно проводить адекватные стратегические и оперативные изменения.
Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия
Характеристика объекта исследования.
ООО ///////////////////////////// создано в 1994 году путем объединения вкладов учредителей. По уставу предприятие занимается производственной, торгово-сбытовой и прочими видами деятельности.
Фонды и резервы предприятия образуются за счет чистой прибыли по решению учредителей. ООО ///////////////////////////// специализируется на операциях связанных с торговлей вычислительной техники, комплектующих, периферийных устройств, сервисному обслуживанию и ремонту.
Основными поставщиками являются: ООО //////////////////////////////
Покупателями являются: //////////////////////////////
2.1. Выбор и обоснование методики проведения анализа
Разные авторы предлагают разные методики проведения финансового анализа. Детализация процедурной стороны методики финансового анализа зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения. Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры:
экспресс-анализ финансового состояния;
детализированный анализ финансового состояния [21, с.20].
Целью экспресс-анализа является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В процессе анализа В.В. Ковалев предлагает рассчитать различные показатели и дополнить их методами, основанными на опыте и квалификации специалиста.
Автор считает, что экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор финансовой отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности [21, с.20].
Цель первого этапа – принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению. Здесь проводится визуальная и простейшая счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу: определяется наличие всех отчетных форм; проверяются валюта баланса и все промежуточные итоги.
Цель второго этапа – ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта.
Третий этап - основной в экспресс-анализе; его цель - обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта. Такой анализ проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных пользователей (таблица 1).
Таблица 1
Совокупность аналитических показателей для экспресс-анализа [15, с.23]
Направление | Показатели | |||
1 | 2 | |||
1. Оценка экономического потенциала субъекта хозяйствования | ||||
1.1. Оценка имущественного положения | 1. величина основных средств и их доля в общей сумме активов; 2. коэффициент износа основных средств; 3. общая сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия. | |||
1.2. Оценка финансового положения | 1. величина собственных средств и их доля в общей сумме источников; 2. коэффициент покрытия (общий); 3. доля собственных оборотных средств в общей их сумме; 4. доля долгосрочных заемных средств в общей сумме источников; 5. коэффициент покрытия запасов. |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 |
1.3. Наличие «больных» статей в отчетности | 1. убытки; 2. ссуды и займы, не погашенные в срок; 3. просроченная дебиторская и кредиторская задолженность; 4. векселя выданные (полученные) просроченные. |
2. Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности | |
2.1. Оценка прибыльности | 1. прибыль; 2. рентабельность общая; 3. рентабельность основной деятельности. |
2.2. Оценка динамичности | 1. сравнительные темпы роста выручки, прибыли и авансированного капитала; 2. оборачиваемость активов; 3. продолжительность операционного и финансового цикла; 4. коэффициент погашаемости дебиторской задолженности. |
2.3. Оценка эффективности использования экономического потенциала | 1. рентабельность авансированного капитала; 2. рентабельность собственного капитала. |
Экспресс-анализ может завершаться выводом о целесообразности или необходимости более углубленного и детального анализа финансовых результатов и финансового положения.
Цель детализированного анализа финансового состояния – более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекающем отчетном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа. При этом степень детализации зависит от желания аналитика.
В.В.Ковалев предлагает следующую программу углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия [21, с.33]:
1. Предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования: характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности, выявление «больных» статей отчетности.
2. Оценка и анализ экономического потенциала субъекта хозяйствования: оценка имущественного положения, построение аналитического баланса-нетто, вертикальный анализ баланса, горизонтальный анализ баланса, анализ качественных сдвигов в имущественном положении, оценка финансового положения, оценка ликвидности, оценка финансовой устойчивости.
3. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования: оценка основной деятельности, анализ рентабельности, оценка положения на рынке ценных бумаг.
Рассмотрим далее методику анализа финансового состояния, предлагаемую И.Т.Балабановым в его учебнике «Основы финансового менеджмента» [12, с.12].
Движение любых ТМЦ, трудовых и материальных ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств, поэтому финансовое состояние хозяйствующего субъекта отражает все стороны его производственно-торговой деятельности. Характеристику финансового состояния Балабанов И.Т. предлагает провести по следующей схеме [12, с.14]: анализ доходности (рентабельности), анализ финансовой устойчивости, анализ кредитоспособности, анализ использования капитала, анализ уровня самофинансирования, анализ валютной самоокупаемости.
Анализ доходности хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - это сумма прибыли, или доходов.
Относительный показатель – уровень рентабельности. Рентабельность представляет собой доходность, или прибыльность производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Уровень рентабельности хозяйствующих субъектов, связанных с производством продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции.