Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 06:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение финансового рынка и особенностей его развития в России.
Для достижения поставленной цели, было выдвинуто ряд задач:
изучить сущность и структуру финансового рынка: бюджетная система и внебюджетные фонды;
проанализировать особенности развития финансового рынка и его регулирования в Р.Ф.: проблемы государственного регулирования и перспективы развития финансового рынка;
изучить финансовые рынки в Р.Ф.;
сделать вывод, чем же все – таки является финансовый рынок в национальной экономике.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО РЫНКА 5
1.1.Финансовая система государства и ее структура 6
1.2. Государственная бюджетная система Р.Ф. 8
1.3. Внебюджетные специальные фонды 9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В Р.Ф. 10
2.1. Проблемы государственного регулирования финансовых
рынков в Р.Ф. 11
2.2. Перспективы развития финансового рынка в Р.Ф. 15
2.3. Государство и финансовые рынки в Российской Федерации 17
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ ЯВЛЯЮТСЯ КЛЮЧЕВЫМ КОМПОНЕНТОМ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
2.3.
Государство и финансовые
Три-четыре года назад существовало распространенное мнение, что финансовая система представляет собой некое автономно-суверенное образование, благополучие которого никоим образом не зависим (или зависит крайне мало) от состояния других сфер экономической жизни общества. Более того, падкий на миражи агрессивной рекламы и охочий до высоких дивидендов, наивный и жадный российский обыватель убежден, что на фоне общего экономического спада именно в сфере финансов наблюдается устойчивый рост. Впрочем, такая абстракция массового экономического сознания, всегда склонного выдавать желаемое за действительное, понятна. Любопытно иное. А именно то, что еще в недавнем прошлом эту иллюзию разделяли многие специалисты, полагавшие, будто можно без ущерба для общего дела сначала заняться укреплением финансовой системы, а уж затем перейти к стабилизации и подъему промышленного и сельскохозяйственного производства. О том же, что финансовая система представляет собой часть более общего системного целого, почему-то «забыли». Так же, как запамятовали о другом. Традиционно основной экономической функцией и основным источником прибыли банков и других финансовых институтов в странах с развитой рыночной экономикой является не игра на фондовом рынке, а систематическое кредитование крупных промышленных, торговых и сельскохозяйственных предприятий – основных клиентов банков и финансовых компаний, в экономическом благополучии которых они кровно заинтересованы.5
На протяжении 1993-1995 годов неуклонно сокращалось производство на отечественных предприятиях. В результате непродуманной налоговой политики уже к 1994 году промышленные предприятия в массе своей не только «проели» оборотный капитал, но и в ряде случаев их задолженность превысила стоимость основных фондов. А сельскохозяйственные производители в силу длительности оборотного цикла выбыли из сферы рентабельного банковского кредитования еще раньше. Одновременно снижались рентабельность, скорость и объемы оборота импортных операций, последовательно падала рентабельность торговой деятельности как таковой из-за уменьшения емкости внутреннего рынка и платежеспособного спроса на нем. Однако процесс сокращения сфера рентабельности хозяйственной деятельности и вытеснения за ее рамки ценных категорий хозяйствующих субъектов имел существенно разные результаты для производственной сферы и для финансового капитала. Если в результате накопления кризисных факторов производственные предприятия просто останавливались или существенно сокращали производство, то для субъектов финансового рынка достаточно своевременно оказалась сформирована ниша, обеспечившая их псевдорентабельное функционирование. Начиная с весны 1994 года практически единственной сферой достаточно надежного массового применения финансового капитала, кроме рентабельных в целом спекулятивных операций с валютой, стал фондовый рынок. Помимо объективного развития ситуации в экономике, вытеснению финансового капитала на фондовый рынок содействовала налоговая политика Министерства финансов, которое на фоне резкого ужесточения фискального законодательства, освободило от обложения налогами доходы от операций с государственными ценными бумагами, с первую очередь с ГКО. Наиболее надежные ценные бумаги на фондовом рынке оказались одновременно и самыми доходными (последнее – неизвестная мировой практике новация российских финансистов). Кроме того, после перехода приватизации в «денежную» фазу на финансовом рынке появился новый товар – корпоративные ценные бумаги, которые немедленно стали предметом финансовых спекуляций. Таким образом, беспрецедентный масштаб денежных средств, изъятых из обращения в экономике в виду ее общей нерентабельности, и налоговые льготы на фондовом рынке привели к значительным финансовым вложениям в спекуляции с ценными бумагами. Доходность операций с некоторыми видами ценных бумаг, например на внебиржевом рынке, достигала 3000-3500%.
Совокупное действие процессов:
Капитал, действующий на финансовом рынке, всегда предполагает выделение некоторой его части для спекулятивной игры на курсовой стоимости ценных бумаг. Тем не менее, основа функционирования здоровой финансовой системы – инвестиции в реальное производство и, естественно, основная доля капитала субъекта финансового рынка предназначена для непосредственной инвестиционной деятельности. Однако, в условиях сворачивания отечественного производства и вытеснения из него финансового капитала, последний неуклонно сокращает свою инвестиционную составляющую, наращивая спекулятивную. В настоящее время чрезвычайно сложно оценить удельный вес спекулятивной составляющей российского частного финансового капитала, однако по некоторым подсчетам, она не может сыть менее 60% (что само по себе достаточно опасно). Характерно, что сейчас практически все инструменты фондового и денежного рынков по большей части утратили функцию обеспечения инвестиционной деятельности и используются преимущественно для обеспечения спекулятивного оборота капитала. Так, корпоративные ценные бумаги при нынешней модели приватизации обеспечивают поступление денежных ресурсов предприятиям – эмитентам в минимально возможных объемах, оставляя основную долю привлекаемого капитала во вторичном, спекулятивном обороте на фондовом рынке. Субъекты фондового рынка в настоящее время полностью ориентированы в качестве источника доходов от ценных бумаг не на дивиденд от прибыли хозяйствующего субъекта, а на рост курсовой (то есть спекулятивной) стоимости акций. Вексельное и иное привлечение банками средств вкладчиков имеет целью опять-таки преимущественно расширение игры на фондовом и денежном рынках.
Уже с осени 1994 года субъекты российского финансового рынка в своей деятельности на фондовом и денежном рынках четко сориентировались исключительно на два источника платежеспособного спроса, платежеспособность которых не зависит от инфляции:
Таким образом, российский финансовый рынок в настоящее время может быть охарактеризован как преимущественно спекулятивный в силу объективных причин не связанный с инвестициями в реальное производство.
Сворачивание инвестиций и одновременно расширение объемов операций на фондовом и денежном рынках означает формирование тенденции накопления денежных ресурсов в национальной валюте в колоссальном спекулятивном масштабе. Будучи никак не связан с реальным производством и не обеспечен материальными активами, финансовый капитал в этой ситуации превращается просто в «воздух» (откуда и эффект любой спекуляции – деньги возникают как бы из ничего, из воздуха).
Сказанное выше позволяет сделать несколько основных выводов о характере финансового рынка, сложившегося в России в период попыток проведения рыночных реформ:
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ КАК КЛЮЧЕВОЙ КОМПОНЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Финансовые рынки являются ключевым компонентом национальной экономики. Эффективно действующие финансовые рынки призваны (наряду с развитой банковской системой) аккумулировать сбережения экономических агентов, трансформировать их в инвестиции, обеспечивать распределение финансовых ресурсов между различными секторами экономики и, в конечном итоге, содействовать снижению темпов инфляции и экономическому росту. Системный финансовый кризис в России в 1998 г. обусловил возникновение кризиса национальных финансовых рынков, последствиями которого выступили снижение оборотов торгов и ликвидности рынка федеральных и муниципальных облигаций, высокая волатильность и низкие обороты на рынке акций российских компаний, фактическая ликвидация рынка производных финансовых инструментов и прочее.6
Наибольшее развитие в переходном периоде российские финансовые рынки получили в период 1996-1998 гг. Тогда интенсивное развитие рынка федеральных облигаций обеспечивало высокий уровень реальных процентных ставок в экономике (даже реальные процентные ставки по банковским депозитам составляли 20-50% годовых), что стимулировало рост сбережений экономических агентов в виде банковских депозитов (так, только доля банковских депозитов населения в совокупном денежном предложении возросла с 9,8% по состоянию на 01.01.93 до 42,4% от М2 на 01.01.98), структурирование процентных ставок и развитие прочих сегментов финансовых рынков - муниципальных облигаций, акций и производных инструментов. Процентные ставки, действующие в экономике, равно как и состояние отдельных сегментов финансового рынка России, были полностью ориентированы на ситуацию, складывающуюся на рынке федеральных облигаций.
Вплоть до 2002 г. состояние российского финансового рынка характеризовалось:
В этом смысле 2002-й год выступил в качестве «переломного» года - именно в том году ключевые показатели состояние финансовых рынков и банковской системы (обороты и ликвидность на облигационном рынке, ликвидация накопленных убытков и объем активов банковской системы) достигли предкризисного уровня.
Развитие национальных финансовых рынков в будущем будет в значительной степени зависеть от состояния рынка федеральных облигаций, прежде всего от его объемов, ликвидности и доходности. Относительное восстановление рынка федеральных облигаций произошло лишь в 2002 г. (после кризиса в августе 1998 г.), когда наряду с уже сложившейся рыночной инфраструктурой был отмечен рост объема внутреннего облигационного долга (выручка от продаж госбумаг в 2002 г. намного превысила объем средств, затраченных на выплаты по федеральным облигациям, - в последний раз такое соотношение данных показателей было зафиксировано лишь в 1997 г.). В условиях стабильного валютного курса рубля, снижения инфляции до относительно приемлемого уровня и сбалансированности федерального бюджета монетарные власти сочли возможным резко увеличить объем эмиссии гособлигаций.
В том же 2000-м году произошло фактически полное восстановление и рынка российских муниципальных облигаций - но спустя лишь четыре года после финансового кризиса в августе 1998 г. Более интенсивному восстановлению данного сегмента национального финансового рынка противодействовали кризисные проявления в финансовой сфере - сохраняющийся кризис банковской системы и национальных финансовых рынков.
Благоприятная конъюнктура на мировых сырьевых рынках обеспечила стабилизацию в последние годы национальных финансов (например, сохранение устойчивого профицита государственного бюджета, рост национальных валютных резервов), что выразилось и в снижении процентных ставок и инфляции. Кроме того, политическая стабильность и положительные темпы роста промышленного производства способствовали улучшению инвестиционного климата в России, следствием чего явились повышение кредитных рейтингов РФ и формирование условий для увеличения внешних инвестиций.
Перечисленные выше обстоятельства предопределили усиление спроса на муниципальные облигации и общее повышение интереса банковской системы к региональным проектам. Только банковские инвестиции в эти ценные бумаги возросли с 8,4 млрд. руб. на 01.01.2002 до 31,7 млрд. руб. на 01.07.2003, а объем банковского кредитования регионов РФ - соответственно с 17,6 до 45,9 млрд. руб.
Рынок корпоративных облигаций - наиболее молодой и наиболее динамично развивающийся сегмент финансового рынка России, к тому же не прошедший через череду дефолтов. И если по состоянию на начало 2002 г. в обращении находилось облигаций, составлявших около 1/3 объема рынка ГКО/ОФЗ, то на 01.01.2003 - уже 1/2.
Информация о работе Финансовый рынок и особенности его развития в России