Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 06:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение финансового рынка и особенностей его развития в России.
Для достижения поставленной цели, было выдвинуто ряд задач:
изучить сущность и структуру финансового рынка: бюджетная система и внебюджетные фонды;
проанализировать особенности развития финансового рынка и его регулирования в Р.Ф.: проблемы государственного регулирования и перспективы развития финансового рынка;
изучить финансовые рынки в Р.Ф.;
сделать вывод, чем же все – таки является финансовый рынок в национальной экономике.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО РЫНКА 5
1.1.Финансовая система государства и ее структура 6
1.2. Государственная бюджетная система Р.Ф. 8
1.3. Внебюджетные специальные фонды 9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В Р.Ф. 10
2.1. Проблемы государственного регулирования финансовых
рынков в Р.Ф. 11
2.2. Перспективы развития финансового рынка в Р.Ф. 15
2.3. Государство и финансовые рынки в Российской Федерации 17
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ ЯВЛЯЮТСЯ КЛЮЧЕВЫМ КОМПОНЕНТОМ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Развитие данного сегмента было призвано решить проблемы расширения банковских кредитов, снижения объема обращающихся денежных суррогатов и стимулировать инвестиционную активность. Ликвидность его в настоящий момент можно оценить как сравнительно высокую, что связано, в том числе, и с инфраструктурным аспектом (облигации обращаются в рамках ММВБ, т.е. вместе с ГКО/ОФЗ и наиболее ликвидными акциями). На рынке представлено довольно большое количество эмитентов, часть из которых осуществляют размещение облигаций относительно регулярно. Доходность облигаций достаточно сильно различается в зависимости от эмитентов и параметров выпусков, превышая на величину от 7 до 10% доходность федеральных облигаций (в 2001-2002 гг.). Корпоративные эмитенты предпочитают выпускать относительно «короткие» займы - со сроком обращения до 1 года (37% от общего объема по состоянию на начало 2003 г.) и от 1 до 3-х лет (56% от общего объема), при этом по отдельным займам предусмотрено досрочное погашение.
Обстановка на рынках муниципальных и корпоративных облигаций в значительной степени определяется макроэкономическим развитием России, состоянием внешних сырьевых рынков, а также рынка федеральных облигаций. С этой точки зрения названные рынки, несмотря на существенные различия в характеристиках эмитентов, будут развиваться параллельно. Доходность обращающихся на них облигаций будет определяться премией по отношению к федеральным долговым бумагам, размер которой зависит от качественных характеристик эмитентов и характеристик вторичного рынка. Отметим, что 2002 г. показал, что серьезной конкуренции между муниципальными и корпоративными облигациями не наблюдается - объем свободных финансовых ресурсов в национальной экономике столь значителен, что, несмотря на рост объемов займов, процентные ставки продолжают снижаться, опережая темпы инфляции. Сохранение объема рынка федеральных облигаций на прежнем уровне либо его незначительный рост одновременно с изменением структуры оперирующих на нем инвесторов приведет к перераспределению средств частных инвесторов в пользу муниципального и корпоративного долговых рынков.
Мировой рынок долговых инструментов развивающихся стран в последние несколько лет определялся действием двух тенденций. С одной стороны, финансовые кризисы в таких традиционно привлекательных для внешних инвесторов странах, как Аргентина, Бразилия и Турция, привели к росту рисков вложений в данные экономики. С другой стороны, стабилизация финансовой ситуации в таких странах, как Мексика, вызвала там снижение доходности вложений. Дополнительно, снижение ставок рефинансирования в экономически развитых странах обусловило необходимость поиска международными инвесторами альтернативных направлений вложений средств.7
В этом смысле Россия за последние года выглядит достаточно привлекательным объектом международных инвестиций, учитывая позитивные темпы роста производства и существующую сырьевую модель развития национальной экономики. Доходность российских внешних долговых обязательств существенно снизилась в 2000-2002 гг. (с 17,63% по еврооблигациям «Россия-30» в 2000 г. до 9,05% в конце 2002 г.). Более того, если спрэд данной бумаги к американским десятилетним облигациям US-Tbonds составлял в 2000 г. 1252 б. п., то к концу 2002 г. разрыв сократился до 523 б. п. (по оценкам АЛ «Веди», доходность «Россия-30» снизится к концу 2003 г. до 7,65% , а спрэд - уменьшится до 306 б. п.). Проведение платежей (основных и процентных) по внешнему долгу позволяет России надеяться на увеличение кредитного рейтинга. Тем не менее неразвитость банковской системы и финансовых рынков может выступить в качестве препятствия для существенного расширения объема внешних инвестиций (прямых и портфельных) в среднесрочной перспективе.
Развитие российского фондового рынка в 2002 г. было менее интенсивным по сравнению с 2001 г. - средний прирост стоимости российских акций (т.е. доходности по принципу buy-and-hold в долларах США), составил около 35%, что существенно ниже уровня 2001 г. – 98,5%. Несмотря на снижение темпов роста основных индикаторов в 2002 г., российскому фондовому рынку удалось сохранить за собой ведущие позиции в группе мировых фондовых рынков. Увеличение капитализации в 2002 г. на 35% наблюдалось на фоне 6%-ного снижения аналогичного среднего показателя для развивающихся стран и 16-39%-ного (на границах данного диапазона - DJIA и DAX соответственно) - для ведущих фондовых рынков.
Отличительными особенностями развития российского фондового рынка в 2002 г. по сравнению с предшествующими периодами выступили:
Развитие национальных финансовых рынков в среднесрочной перспективе будет определяться различными факторами. Эти факторы, проводя предполагаемую их систематизацию можно разделить на две укрупненные группы - внешние и внутренние. Основным критерием такой классификации выступает возможность (невозможность) управления данным параметром денежными властями России. В рамках среднесрочного прогноза подобное разделение позволяет классифицировать рассматриваемые факторы как экзогенные (эндогенные) и на основе этой классификации разрабатывать различные сценарии, сопровождаемые модельными расчетами.
С учетом приведенных критериев к группе внешних факторов относятся параметры, в определяющей степени связанные с развитием мировой экономики и внешних рынков и не подлежащих регулирующим воздействиям российских денежных властей (правительства и ЦБ РФ). Данную группу составляют следующие факторы:
Группа внутренних факторов, воздействующих на развитие национальных финансовых рынков, в отдельные периоды оказывает большее воздействие, нежели внешние факторы. Важнейшее отличие внутренних факторов от внешних состоит в возможности российских денежных властей определять их параметры - посредством бюджетной и денежной политики. Систематизация подобных воздействий может быть классифицирована следующим образом:
Систематизация
действия внешних и внутренних факторов
в среднесрочной перспективе позволяет
классифицировать развитие национальных
финансовых рынков согласно трем базовым
сценариям - инерционного, оптимистичного
и пессимистичного. Детальное описание
изменения факторов (внешних и внутренних)
в рамках каждого из сценариев позволяет
на основе модельных расчетов получить
конкретные численные оценки ключевых
параметров развития российских финансовых
рынков - уровня процентных ставок, емкости
рынка, объемов вторичных торгов и ликвидности
отдельных инструментов, а также прочих
показателей. Несмотря на относительность
приводимых расчетов, связанных с возможно
неполным учетом набора факторов, воздействующих
на отдельные сегменты, численные оценки,
позволят оценить основные параметры
развития рынков и их воздействие - как
на финансовую стабильность и банковскую
систему, так и на реальный российский
сектор.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировой
финансовый рынок стал развитым и
широкомасштабным в результате многолетней
эволюции. Россия вынуждена стремительно
осваивать его законы. Рынок государственных
облигаций – пока единственный развитый
сегмент финансового рынка. Это нормальный
экономический этап. Появление следующих
зависит от нашей готовности к ним. На
сегодняшний день объем эмиссии на рынке
ГКО-ОФЗ – 100 трлн. рублей. Уже создано
8 региональных торгово-расчетно-депозитарных
площадок на базе валютных бирж в Москве,
Новосибирске, Ростове-на-Дону, Владивостоке,
Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре,
Нижнем Новгороде. Эти торгово-депозитарные
комплексы, работающие в режиме реального
времени, позволяют уполномоченным дилерам,
а через них сотням тысяч инвесторов вкладывать
свои деньги в государственные ценные
бумаги, а государству – аккумулировать
средства для финансирования дефицита
бюджета. Для современной России характерно
быстрое развитие финансовых рынков, особенно
рынков ценных бумаг. В отличие от многих
стран Восточной Европы у нас они формируются
не только в столице и крупных промышленных
центрах. Практически их имеет каждый
субъект Федерации. В большинстве промышленных
городов есть как минимум одна фондовая
или товарно-фондовая биржа. Все страны,
которые идут по пути прямых заимствований
иностранной валюты, теряют внутренний
финансовый рынок. Даже в таких странах,
как Швеция и Финляндия, при идеальном
механизме построения финансовые рынки
далеки от совершенства с точки зрения
объемов и пропорций. Если страна хочет
сохранить финансовую независимость,
она должна балансировать между внутренними
и внешними заимствованиями. То же пытается
делать и Россия. Это очень трудный путь,
но иначе нельзя.
ЛИТЕРАТУРА
практике и в РФ». Финансовая газета № 22, 1993г. Москва - 1993г.,28 с.
Информация о работе Финансовый рынок и особенности его развития в России