Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 16:55, курсовая работа
Данная работа посвящена вопросам, связанным с такими категориями, как фирма и предпринимательство. На мой взгляд, проблемы, касающиеся современного состояния предпринимательства в мире и в частности в нашей стране, имеют колоссальные масштабы и не должны быть оставлены без глубокого изучения. Ведь за последние несколько лет популярность предпринимателей достигла своего апогея. Никогда еще не писали так много о немногих. И по сей день тяга к предпринимательству сильна как никогда, особенно в рамках экономики с огромным аппетитом по части новых услуг и новых технологий. Каждый год по России тысячи предпринимателей учреждают новые коммерческие фирмы. Предпринимательство позволяет практически каждому человеку, желающему добиться успеха, сделать это. Поэтому неудивителен возрастающий с каждым годом интерес к личности бизнесмена. Современный бизнес представляет собой сложную систему, с закономерностями которой просто необходимо познакомиться.
Главной целью моей работы является раскрытие сущности предпринимательства, выявление основных парадоксов и главных проблем современного бизнеса, обозначение роли предпринимателя в современном обществе. Говоря о роли предпринимательства в России, очень важно проиллюстрировать современное его состояние путём приведения статистических данных за последние годы. Моей основной задачей является на основе изученного материала осветить наиболее актуальные аспекты бизнес-деятельности, определить положение фирмы в экономике, изложить классические и современные теории и концепции экономического развития, обозначить распространённые классификации фирм по различным критериям.
I глава
ФИРМА – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ
1.1 Фирма как экономическая единица....................................................................4
1.2 Предпринимательство, бизнес, коммерция.......................................................8
1.3 Предприниматель. Культура предпринимательства.......................................12
II глава
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Теории предпринимательской функции и прибыли.......................................17
2.2 Трансакционная теория фирмы........................................................................22
2.3 Теория фирмы: технологический и институциональный подходы...............24
III глава
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Классификация предприятий по формам собственности на капитал..........27
3.2 Классификация предприятий по степени концентрации производства......38
3.3 Особенности предпринимательской деятельности в России........................42
Заключение
Литература
Третий
принцип предпринимательства в
России только зарождается – культурная
среда фирмы, демократия и этические
нормы поведения развивались на Западе
сотню лет, а Россия в этом смысле остановилась
на уровне дикого капитализма начала века.
Только сейчас начались разговоры о необходимости
кодекса корпоративного управления. Но
и то пока этот
документ будет носить рекомендательный
характер.
Постоянное стремление вырваться вперед проявляется в России в грубых и нецивилизованных формах. Умышленные банкротства, увод активов, вооруженные захваты предприятий конкурентов, теракты, использование властных и силовых структур для устранения конкурентов – вот способы, которыми нередко пользуются многие российские предприниматели для достижения успеха.
Итак, фирма представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путём планомерного комбинирования факторов производства.
Во
все времена человек искал способы
лучшей жизни. Одни при этом эксплуатировали
рабов, другие крепостных крестьян, третьи
торговали, используя свое исключительное
положение в обществе. Испанцы искали
золото инков и вывозили затем в Европу,
становясь при этом сказочно богатыми.
Государство эксплуатировало собственный
народ в лагерях и
таким образом получало богатство для
избранных. Предпринимательство как явление,
получившее развитие с возникновением
капиталистических отношений, капиталистического
способа производства так же позволяет
получить значительное богатство при
определенных условиях, но оно в корне
отличается от вышеприведенных способов
добиться благополучия или успеха в жизни.
Предпринимательство позволяет практически
каждому человеку, желающему добиться
успеха, сделать это.
Предпринимательство как процесс – это, пожалуй, поиск наилучшего применения основных трех факторов производства – земли, труда и капитала. При этом предприниматель получает вознаграждение, несоизмеримое с обычной заработной платой. Этот дополнительный доход некоторые экономисты называют предпринимательским доходом.
"Предпринимательская
деятельность – организация и
соединение факторов
Основными
УСЛОВИЯМИ существования и
собственность на средства производства и конечный продукт деятельности, а также возможность получать или передавать права собственности на экономические блага.
Термин
"предпринимательская
Предпринимательство и бизнес тесно связаны друг с другом, но являются всё же разными понятиями. Бизнес – это более общее понятие процесса создания новой стоимости, прибыли предпринимателя. В процессе бизнеса используется уже имеющаяся к этому времени идея, патент, собственное изобретение предпринимателя.
С
другой стороны в уже готовом,
функционирующем бизнесе
Бизнес и рынок неразрывны, они существуют и развиваются вместе.
В процессе эволюции рыночной экономики изменяется и экономическая организация бизнес-деятельности вместе с изменениями условий её существования.
Таким образом, современный бизнес представляет собой систему отношений между непосредственными организаторами производства и теми лицами, организациями и структурами, которые образуют внутреннюю и внешнюю среды бизнес-деятельности.
Внутренняя среда складывается из отношений между собственниками капитала, менеджерами и наёмными работниками. Внешняя же характеризуется взаимодействием организаторов бизнеса с государственными и общественными структурами, поставщиками, кредиторами и потребителями. При этом каждый вовлечённый в систему деловых отношений контрагент имеет собственные интересы.
Участники бизнес-деятельности | Их интересы |
Внутренняя среда | |
Собственник капитала | Сохранение
и умножение капитала;
Получение постоянных и устойчивых доходов; Право принимать окончательные решения |
Менеджер | Получение прибыли
и развитие фирмы;
Собственные интересы |
Наёмные работники | Высокая заработная
плата;
Надёжность рабочего места, хорошие условия труда; Высокий уровень социальной защищённости |
Внешняя среда | |
Государство и общественность | Создание рабочих
мест, социальное равновесие;
Конкурентоспособность на мировом рынке; Получение налоговых доходов; Стабильность цен; Защита окружающей среды и интересов потребителя |
Поставщики | Высокие доходы
и низкие расходы;
Стабильность договорных связей |
Кредиторы | Высокие проценты;
Гарантия возврата кредита; Возможность влияния на фирмы |
Потребители | Широкий выбор,
высокое качество, низкие цены;
Высокий уровень сервисных услуг |
Очевидно, что такое многообразие интересов очень трудно, подчас даже невозможно реализовать бесконфликтно. Поэтому экономический и социальный успех бизнес-деятельности зависит от того, насколько удалось минимизировать разрыв между интересами отдельных контрагентов и добиться динамического равновесия между их целями.
Теперь можно определить сущность термина "коммерческая деятельность", или просто "коммерция". Коммерция – это торговая деятельность людей, направленная на получение торговой прибыли. В широком смысле это одна из форм бизнес-деятельности, связанная со сферой торговли. В узком смысле это часть любого бизнеса, связанная с заключением торговых сделок. Основная роль современной коммерции – всестороннее обслуживание непосредственно производства и рационализации сферы обращения. К новейшим формам коммерческой деятельности можно отнести:
В
последние несколько лет
Процесс предпринимательства, на каком бы иерархическом уровне он ни осуществлялся, независимо от сферы совершения сделки тесно связан с культурной средой, которая структурно — по отношению к фирме — подразделяется на внешнюю культурную среду и внутреннюю культурную среду.
Внешняя культурная среда является составной частью макросреды, которая оказывает влияние на поведение субъектов и объекта предпринимательства.
Внутренняя культурная среда относится к микросреде фирмы и имеет отношение как к самой фирме, так и к партнерам, с которыми осуществляется взаимодействие.
Состав культурной среды характеризуется совокупностью факторов, к которым относят политику, технологию, образование, искусство, ценности и отношения, религию, язык, правоведение, социальный статус. Рассмотрим влияние каждой из этих категорий на развитие фирмы.
Политика является всем известной категорией, однако не все предприниматели учитывают возможности этого фактора культуры в организации предпринимательства. Изучение политики может помочь понять потенциал общественного вклада той или иной страны в деловой климат фирмы. Стабильность политического климата, характеристики группировок, партий, поддерживающих зарубежный бизнес или препятствующих ему, степень влияния каждой из этих группировок — это те факторы, которые позволяют оценить степень предпринимательского риска в политическом отношении.
Технология — это область точных понятий, методов, измерений и знаний. Изучение технического уровня среды предпринимательства может дать информацию об уровне развития и потенциале рынка, о степени развитости его инфраструктуры, о том, какова степень урбанизации и развития "промышленных ценностей", а также выявить отношение к науке и нововведениям, установить научный потенциал, возможности проведения научных исследований.
Образование и искусство, их уровень и профиль редко учитываются в организации предпринимательской деятельности. Однако сравнительный анализ этих факторов культуры может оказать помощь при изучении грамотности и ее влияния на техническое и профессиональное обучение, а также на эффективность рыночных связей и предпринимательских отношений. Образовательный уровень формирует к тому же отношение к ценностям, что целесообразно определять при формировании и развитии предпринимательской деятельности.
Информация о работе Фирма и предпринимательство. Современные формы предпринимательства.