Фирма как совершенный конкурент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:40, контрольная работа

Описание

Интересно изучение деятельности фирмы не только «извне», но и «изнутри». Перед руководителями фирм встает основной вопрос – как достичь цели коммерческого предприятия, то есть получения прибыли? То, что вопрос непростой и нетривиальный, подтверждает статистика по количеству банкротств: если бы существовало универсальное решение, все предпринимательские начинания были бы успешными. Однако, несмотря на отсутствие готовых подробных решений, экономическая теория имеет в своем арсенале законы и общие принципы, знание которых необходимо для продуктивного ведения практической деятельности.
Целью данной работы будет объяснение существования фирмы как чистого конкурента и нахождение причин, предопределяющих масштабы ее деятельности.

Содержание

Введение….…………………………………………………………………..…....3
1 Экономическая природа фирмы……………..……………………………..…..4
1.1 Понятие фирмы…...…………................................................................4
1.2 Основные формы деловых предприятий ………………..………...…7
2 Понятие совершенной конкуренции………………………………………….12
3 Фирма: издержки производства и прибыль………………………………….14
3.1 Прибыль……………………………………………………………….14
3.2 Издержки производства……………………………………...……….20
4 Экономическое равновесие фирмы…………………………………….…….35
5 Практическая часть…………………………………………………………….45
Заключение…………………….………………………...……………..…..…….48
Источники………………………………….…

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Микроэкономика.doc

— 1.16 Мб (Скачать документ)

1. Монополист начинает  активно завышать цены, что ущемляет  интересы потребителей.

2.Ограждение от конкуренции ведет к изменению критерия эффективности производства. Фирму в этих условиях уже не устраивает равенство предельного дохода и предельных издержек. Она выбирает такой вариант развития, когда скорость наращивания дохода превышает скорость прироста издержек. Итак, MR> МС В этих условиях монополия может и при меньших объемах производства максимизировать свой доход. Такая монополия формирует обычно  цены более высокие, а объемы более низкие по сравнению с условиями чистой конкуренции. С точки зрения общества, это означает, что ресурсы по отраслям и предприятиям распределяются не самым рациональным образом, так как монополия посредством завышенной цены собирает дань с остальных производителей, лишая их части дохода.

Сужение масштабов предложения  означает, что запросы потребителей удовлетворяются не в полной мере, а это приводит к расхождению между фактически произведенным совокупным продуктом общества и потенциальными возможностями общества.

Примерно такая же картина раскрывается при анализе  действия монополии на дефицитном рынке в условиях, когда повышенный спрос нельзя за короткий срок покрыть приростом предложения.

Таким образом, условия  равновесия можно выразить в двух взаимоисключающих формах:

1. Цена фактора равна  стоимости продукта

1. Цена продукта равна предельным издержкам

2. Предельный продукт  уменьшается

2.Предельные издержки увеличиваются

3. Средний продукт  уменьшается

3. Средние издержки  увеличиваются


Критический анализ только что рассмотренных условий равновесия требует принять во внимание два соображения. Первое: нередко сами предприниматели убеждены в том, что действуют в условиях снижения средних издержек. Второе соображение носит в большей мере теоретический характер и обусловлено толкованием «законов убывающей и возрастающей доходности», которое распространено среди современных авторов. Тенденция к возрастанию доходности (в более широком смысле слова к снижению издержек) вызвана как экономией, связанной с расширением масштабов производства, так и особенно неделимостью единиц соответствующих факторов и неделимостью соответствующих производственных процессов. Тенденция к убыванию доходности (возрастанию издержек) возникает, если увеличивается количество  ресурсов определенного вида, используемых при изготовлении продукта, в то время как количество ресурсов другого вида (или видов) остается неизменным или увеличивается сравнительно медленно. Когда фирма вынуждена действовать в условиях роста средних издержек, это значит, что преобладает вторая из двух отмеченных тенденций, иначе говоря, будет неизбежно наблюдаться не просто использование редких ресурсов определенного вида, но использование ресурсов достаточно редких, чтобы  воспрепятствовать всякой возможной экономии, обусловленной расширением масштабов производства.

Однако необходимо помнить, что мы имеем дело с двоякого рода условиями: возрастанием предельных издержек и возрастанием средних издержек производства. Предельные издержки должны расти по мере увеличения размеров фирмы, обеспечивая на каком-то этапе остановку этого процесса. Однако рост предельных издержек не служит достаточным условием равновесия. Если предельные издержки лишь немного превышают их минимальное значение, они будут, вероятно, меньше средних издержек (когда предельные издержки минимальны, средние будут их обязательно превышать). Следовательно, если фирма продает продукцию по цене, равной ее предельным издержкам, она продает непременно «в убыток».

Цена, по которой продает  продукцию монополист, уже не равна  предельным издержкам, а превышает  их на величину, зависящую от эластичности спроса на данную продукцию. Следовательно, цена может превышать средние издержки, даже если предельные издержки меньше средних.

И все-таки необходимо признать, что полностью отбросить  допущение о совершенной конкуренции и для всех случаев принять предположение о монополии значит обязательно вызвать весьма «разрушительные» последствия для экономической теории. При монополии условия стабильности теряют определенность и, следовательно, разрушается основа, которая позволяет вывести экономические законы. Условиям монополии соответствует не только снижение средних издержек ей также соответствует снижение предельных издержек. Должно же все-таки существовать нечто, способное положить конец расширению фирмы; это расширение также может быть остановлено путем ограничения рынка ростом предельных издержек, хотя, конечно, возрастание как предельных, так и средних издержек может наблюдаться одновременно.

Равновесие  фирмы в краткосрочном периоде

  Попытаемся выяснить, при каком уровне производства достигается максимальная прибыль, т. е. максимизируется разница между совокупным доходом и совокупными издержками. Современная экономическая теория утверждает, что максимизация прибыли или минимизация издержек достигается тогда и "только тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС). Рассмотрим это условие подробнее. Отложим на оси абсцисс количество продукции, а на оси ординат — совокупные доходы и издержки (см. рис. 18).

Р и с. 18. Производство фирмы и достижение максимальной прибыли

 

Совокупный доход представляет собой прямую, выходящую из начала координат (см. рис. 5), а совокупные издержки получаются суммированием кривых постоянных и переменных издержек (см. рис. 12).

Соединив оба графика, легко понять, в каких пределах варьируется деятельность предприятия, приносящая доход. Максимальная прибыль  производится, когда разрыв между TR и ТС наиболее велик (отрезок АВ). Точки С и D являются точками критического объема производства До точки С и после точки D совокупные издержки превышают совокупный доход (ТС > TR), такое производство экономически убыточно и потому нецелесообразно. Именно в интервале производства от точки К до точки N предприниматель получает прибыль, максимизируя ее при выпуске, равном ОМ. Его задача — закрепиться в ближайшей окрестности точки В. В этой точке угловые коэффициенты предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС) равны: MR = МС. Таким образом, условием максимизации прибыли является равенство предельного дохода предельным издержкам.

Сопоставление предельного  дохода с предельными издержками можно осуществить и непосредственно (см. рис. 19). Производство следует продолжать до точки пересечения кривой предельных издержек с уровнем цен (МС = Р). Поскольку в условиях совершенной конкуренции цена складывается независимо от фирмы и воспринимается как заданная, фирма может увеличивать производство до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с их ценой. Если МС < Р, то производство можно увеличивать, если МС > Р, то такое производство осуществляется в убыток и его следует прекратить. На рис. 19 общий доход (TR = PQ) равен площади прямоугольника 0MKN. Общие издержки ТС равны площади 0RSN, максимум общей прибыли (л = TR — ТС) представляет площадь прямоугольника MRSK.

Р и с. 19. Издержки и прибыль конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

 

В условиях краткосрочного равновесия можно выделить четыре типа фирм (см. рис. 20). Та фирма, которой удается покрывать лишь средние переменные издержки (AVC = Р), называется предельной фирмой. Такой фирме удается быть "на плаву" лишь недолгое время (краткосрочный период). В случае повышения цен она сможет покрыть не только текущие (средние переменные издержки), но и все издержки (средние общие издержки), т. е. получать нормальную прибыль (как обычная допредельная фирма, где АТС = Р).

В случае снижения цен  она перестает быть конкурентоспособной, так как не может покрывать  даже текущие издержки и вынуждена  будет покинуть отрасль, оказавшись за ее пределами (запредельная фирма, где AVC > Р). Если цена больше средних общих издержек (АТС < Р), то фирма наряду с нормальной прибылью получает сверхприбыль.

Р и с. 20. Классификация фирм в условиях краткосрочного равновесия

 

Равновесие  фирмы в долгосрочном периоде

Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде  отличается от ее равновесия в краткосрочном  периоде. В условиях долгосрочного  периода фирма может, во-первых, изменять свои мощности, вследствие чего все издержки здесь выступают как переменные, а уровень затрат, приходящихся на единицу продукции, характеризуется   долгосрочными средними издержками LRAC. Отсюда вытекает, что безубыточность фирмы является условием ее существования в долгосрочном периоде.

Во- вторых, в долгосрочном периоде у фирмы есть возможность  покинуть отрасль: при неблагоприятной  конъюнктуре у нее достаточно времени, чтобы перевести свой капитал  в более прибыльную сферу деятельности. Кроме того, количество предприятий  отрасли может увеличиться за счет вновь вошедших фирм.

Что произойдет, если цена будет выше или ниже уровня LRAC?

Тот факт, что рыночная цена превышает уровень долгосрочных средних издержек, свидетельствует  о наличии экономической прибыли  и привлекательности данного  производства для других производителей. Поскольку в условиях совершенной конкуренции отсутствуют препятствия для входа, в отрасль станут проникать новые фирмы, что приведет к расширению рыночного предложения. В результате рыночная цена снизится, а экономическая прибыль исчезнет. Можно наблюдать и обратный процесс: если цена опустится ниже уровня минимальных средних долгосрочных издержек, производство станет нерентабельным, часть фирм уйдет с рынка. Тем самым рыночное предложение уменьшится, а цена повысится, обеспечивая фирме получение нормальной прибыли.

Чем легче проникнуть в отрасль новым фирмам, тем  быстрее исчезнет экономическая  прибыль и понизится цена. Чем  легче убежать из отрасли, тем  быстрее повысятся цены до уровня, обеспечивающего нормальную прибыль. Процесс выхода и входа на рынок завершится только тогда, когда цена и долгосрочные средние издержки уравняются. Центром, вокруг которого происходит это движение, является точка, в которой типичная фирма имеет нулевую экономическую прибыль. Это, однако, не означает, что у фирмы нет стимула к дальнейшей деятельности — отсутствие экономической прибыли устраивает фирму, поскольку, во-первых, делает непривлекательным отрасль для других компаний, а, во-вторых, обеспечивает получение бухгалтерской прибыли в долгосрочном периоде. Итак, долгосрочное равновесие фирмы в отрасли — это состояние конкурентного рынка, при котором равновесная цена равна минимальным долгосрочным средним издержкам производства, а фирмы осуществляют выпуск в объеме, при котором экономическая прибыль равна нулю.

В условиях долгосрочного  периода фирма может изменить все свои ресурсы (все факторы  становятся переменными), а отрасль  может менять число своих фирм. Поскольку фирма может изменить все свои параметры, то она стремится  расширить производство, снижая средние издержки.

В случае возрастающей производительности средние общие издержки уменьшаются (см. переход от АТC1 к АТС2 на рис. 21) при убывающей производительности — растут (переход от АТС3 к АТС4).

Р и с. 21. Средние совокупные издержки в долгосрочном периоде

 

Соединив точки минимума АТС1, АТС2, ATC3..., ATCn, получим средние совокупные издержки в долгосрочном периоде ATCL. Если имеет место положительный эффект масштаба, то кривая долгосрочных средних издержек имеет значительный отрицательный наклон; если имеет место постоянная отдача от роста масштаба, то она горизонтальна; наконец, в случае увеличения издержек от роста масштабов производства кривая устремляется вверх (см. рис. 22 а). В разных отраслях это происходит по-разному (см. рис. 22 б, в).

Р и с. 22. Различные типы кривых долгосрочных средних общих издержек

 

Рост производства в  долгосрочном периоде, вхождение в  отрасль новых фирм могут отразиться на ценах ресурсов. Если отрасль  использует неспецифические ресурсы (на которые предъявляют спрос и многие другие отрасли), то цена на ресурс может не подняться. В этом случае издержки остаются неизменными (см. рис. 23).

 

Р и с. 23. Кривая предложения  отрасли с постоянными издержками в долгосрочном периоде совершенно эластична

 

Однако в большинстве  отраслей дополнительный спрос на ресурс вызывает рост его цены (рис. 24).

Р и с. 24. Кривая предложения  отрасли с возрастающими издержками в долгосрочном периоде является восходящей

 

Наконец, бывают отрасли  и со снижающимися издержками в долгосрочном периоде. Такое снижение обычно связано с ростом масштабов производства, благодаря которому спрос на ресурсы относительно уменьшается. В этом случае происходит снижение цены ресурса (читатель, надеемся, без труда сможет построить аналогичный график самостоятельно). Подведем итоги. В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде (рис. 25) максимум прибыли достигается тогда, когда выполняется равенство:

 

MR = МС = Р = АС  (17) [9]

Р и с. 25. Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде  

 

Рис. 25 показывает, что состояние долгосрочного равновесия в отрасли, характеризуется тремя условиями.  

1.Фирма не желает  изменить объем выпуска при  имеющихся мощностях. Это происходит, если предельные издержки равны  цене. В этом случае объем выпуска  максимизирует прибыль: 

МС = Р (18)

 

2. Каждая фирма удовлетворена  мощностями своего предприятия.  Это обусловлено тем, что минимальные краткосрочные общие издержки равны минимальным общим долгосрочным издержкам при избранном объеме выпуска.

AC min = LRAC min (19)

 

3. У новых фирм нет  побуждающих мотивов к вхождению  в отрасль или у старых —  к выходу из нее. Это происходит, если долгосрочные средние издержки равны краткосрочным средним издержкам и равны цене. Итак, условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде:

МС = Р = AC = LRAC (20)

 

Все фирмы выбирают максимально  эффективные технологии и оптимальный  масштаб производства, цены равны минимуму средних совокупных издержек, а число фирм в отрасли достаточно для того, чтобы обеспечить удовлетворение потребительского спроса при данной цене.

Информация о работе Фирма как совершенный конкурент