Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства. Роль фискальной политики в целостном экономическом управлении велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственными денежными доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.
Фискальная политика как важнейший элемент финансовой политики государства выполняет ряд важнейших функций, таких как мобилизация и привлечение средств, необходимых для функционирования государства, их распределение в целях решения социально-экономических проблем страны.
Введение
1. Сущность фискальной политики, ее виды
2. Инструменты фискальной политики
3. Особенности фискальной политики в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Указанные зависимости используются в дискреционной фискальной политике для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика отличается на разных фазах цикла [3, с 343].
В период спада,
как правило, осуществляется стимулирующая
фискальная политика, которая складывается
из динамичного сочетания
В условиях избыточного спроса и инфляционного роста дискреционная фискальная политика носит сдерживающий характер и складывается из сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением. Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета. [10, с 74].
Анализ равновесного
объема национального продукта и
манипулирования
Mg=ΔY/ΔG=1/(1-MPC), (1)
где Mg – мультипликатор государственных расходов;
ΔY – прирост доходов;
ΔG – прирост государственных расходов;
MPC – предельная склонность к потреблению.
Изменения в налогообложении вызывают сокращение дохода после уплаты налогов. Это сокращение в свою очередь сопровождается снижением объемов потребления и сбережения на каждом уровне национального продукта. Размер сокращения определяется величиной MPC и MPS. Изменение величины национального продукта можно определить с помощью подсчета налогового мультипликатора:
Mt=ΔY/ΔT (2)
Где ΔT – изменение ставки налога
Потребительские
расходы уменьшаются на величину
ΔT*MPC и соответственно уменьшают равновесный
объем производства на ΔY (ΔY=(-ΔT:MPC)/(1 –
MPC)), где налоговый мультипликатор будет
равен
Mt=ΔY/ΔT=-MPC/(1 – MPC), (3)
В дискреционной
фискальной политике есть понятие «мультипликатор
сбалансированного бюджета»: равные
увеличения государственных расходов
и налогообложения ведут к
росту равновесного национального
продукта на ту же величину, то есть мультипликатор
сбалансированного бюджета
Схема разновидностей дискреционной фискальной политики представлена в приложении 1.
Недискреционная
фискальная политика предполагает автоматическое
изменение чистых налоговых поступлений
в государственный бюджет в периоды
изменения объемов
Недискреционная
фискальная политика осуществляется автоматически
с помощью так называемых встроенных
стабилизаторов. Автоматические (встроенные)
стабилизаторы – не зависящие
от политики государства механизмы
рыночной экономики, сглаживающие спады
и подъемы в экономике. [9, с 49] Суть
встроенных стабилизаторов заключается
в увязке ставок налогов с величиной
получаемого дохода. Почти все
налоги построены таким образом,
что позволяют обеспечить рост налоговых
поступлений с увеличением
Изменение
налоговых поступлений
По мере
роста объема национального продукта
идут пропорциональные приросты налоговых
поступлений. Так, увеличиваются поступления
(при прогрессивных ставках) от налогов
на доходы корпораций, налогов с
оборота, с акцизов. В случае падения
национального производства эти
виды налоговых поступлений
Встроенные
стабилизаторы, представляющие собой
инструменты фискальной политики, которые
автоматически смягчают колебания
совокупного выпуска и
Действие
автоматических стабилизаторов влияет
на изменение объема производства,
уровня цен и ставок процента. Стабилизаторы
при изменении спроса обеспечивают
более плавное изменение
При наличии
системы встроенных стабилизаторов,
например при пропорциональном налогообложении,
все мультипликаторы расходов меняются.
Величина мультипликатора снижается,
что ослабляет воздействие
Mt=-MPC/[1 – MPC(1 - T)], (4)
Рассмотренные
дискреционная и
Эффективность
фискальной политики на практике может
снижаться в результате возможного
ее временного запаздывания по отношению
к потребностям текущей экономической
ситуации, ее использования в политических
целях, а также в результате непредвиденных
международных шоков
2. Инструменты фискальной политики
Фискальная политика в государстве проводится с помощью своих инструментов. Инструменты фискальной политики государства – это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой.
Набор инструментов
фискальной политики включает государственные
субсидии, манипулирование различными
видами налогов (личный подоходный налог,
налог на корпорации, акцизы) путем
изменения налоговых ставок или
аккордных налогов. Кроме этого,
к инструментам фискальной политики
относятся трансфертные платежи
и другие виды государственных расходов.
Различные инструменты по-
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, и соответствующего ей вида фискальной политики, инструменты фискальной политики государства используются по-разному. Так, инструментами стимулирующей фискальной политики выступают:
- увеличение государственных закупок;
- снижение налогов;
- увеличение трансфертов.
Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:
- сокращение государственных закупок;
- увеличение налогов;
- сокращение трансфертов.
Немного иной перечень инструментов фискальной политики представлен в учебнике «Экономика» академика Журавлевой Г.П. Согласно этому источнику литературы, инструментами дискреционной фискальной политики являются общественные работы, изменение трансфертных платежей, манипулирование налоговыми ставками.
К инструментам автоматической фискальной политики автор данного учебника относит изменения в налоговых поступлениях, пособия по безработице и другие социальные выплаты, субсидии фермерам. [5, с. 404]
Анализируя источники литературы, можно прийти к выводу, что главными инструментами фискальной политики являются изменение налогов и трансфертных платежей.
Одним из главных инструментов фискальной политики являются налоги, представляющие собой принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. [5, с. 405].
Налоги выполняют три основные функции [5, с. 394]:
– фискальную, заключающуюся в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционировании государства;
– экономическую, предполагающую использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности;
– социальную, направленную на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
В современной экономике существуют различные виды налогов.
Прямыми являются налоги на доход или имущество налогоплательщиков. В свою очередь, прямые налоги подразделяются на
– реальные, которые получили наибольшее распространение в первой половине XIX в., и к которым относятся поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги;
– личные, включающие подоходный, налоги на прибыль корпораций, на прирост капитала, на сверхприбыль.
Косвенные налоги состоят из акцизов, налогов на добавленную стоимость, с продаж, с оборота, таможенные пошлины.
В зависимости
от органа власти, в распоряжение которого
поступают те или иные налоги, различают
государственные и местные
В зависимости от использования налоги делятся на:
– общие, предназначенные для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета, без закрепления за каким-либо определенным видом расходов;