Фондовые биржи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:24, реферат

Описание

Основной целью данной работы является рассмотрение истории возникновения рынка ценных бумаг в Украине, анализ формирова- ния фондового рынка и реализации его функций, ознакомление с его инструментами, с особенностями, проблемами и перспектива- ми становления фондового рынка Украины.

Содержание

РАЗДЕЛ 1. Возникновение фондового рынка в Украине.
ГЛАВА 1. Законодательная база. ...........................4
ГЛАВА 2. Концепция функционирования и развития фондового рынка в Украине:
2.1. Требования современных мировых стандартов........6
2.2. Принципы формирования фондового рынка в Украине..6
2.3. Ценные бумаги и операции с ними на фондовой бирже................................8
2.4. Принципы реализации функций национального фондового рынка..................................9
ГЛАВА 3. Инструменты и институты фондового рынка.
3.1. Понятие ценных бумаг.............................9
3.1.1. Инвестиционные качества ценных бумаг............16
3.2. Правовая характеристика эмитентов ценных бумаг..17
3.3. Институты фондового рынка. .....................19
3.3.1. Типы финансовых посредников и виды их деятель- ности на фондовом рынке.........................20
3.3.1.1. Характеристика доверительных обществ............22
3.3.1.2. Характеристика инвестиционных фондов и инвестиционных компаний.........................23
3.3.1.3. Деятельность, осуществляемая инвестиционными фондами и инвестиционными компаниями............24
3.3.1.4. Особенности действия пенсионных фондов и страхо- вых компаний как институциональных инвесторов...25
3.3.1.5. Сравнительные черты рынков услуг с ценными бумагами, предоставляемых финансовыми посредниками....................................25
РАЗДЕЛ 2. Анализ и статистика рынка ценных бумаг в Украине.......................................28
РАЗДЕЛ 3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг....................................38
РАЗДЕЛ 4. Особенности, проблемы и перспективы становления рынка ценных бумаг в Украине....................44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ...........................................50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................56

Работа состоит из  1 файл

Фондовые биржи реферат.doc

— 425.00 Кб (Скачать документ)

Намерения Кабмина Украины предоставить ей дополнительные полномочия по регулированию деятельности небанковских финан- совых учреждений в части операции с денежными средствами и имуществом ставит Комиссию перед серьозной проблемой - выпол- нение несвойственных ей функций, которые не отвечают формам государственного регулирования рынка ЦБ.

С учетом этих обстоятельств Комиссия считает необходимым осуществить целый ряд неотложных мероприятий. Среди них глав- ными являются: создание фонда защиты инвестиций; признание приоритетным направление построения рынка ценных бумаг, ста- новление и развитие его инфраструктуры, в частности создание акционерных обществ "Национальный депозитарий" и "Нацио- нальная фондовая биржа", и телекоммуникационной системы сбо- ра и обработки данных по рынку ценных бумаг на всей террито- рии Украины, разработки порядка бухгалтерского учета опера- ций доверительных обществ и другие.

РАЗДЕЛ 4. ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ НА УКРАИНЕ.

Особенностью фондового рынка Украины является отсутствие отдельных секторов рынка, необходимых для функционирования всей системы рыночных отношений.

Нет рынка земли в полном его понимании как рынка, подкреп- ленного правами на владение землей, а не правами на ее пользование, нет рынка труда, т.н. биржи труда, нет в полном и широком понимании рынка инструментов займа, отсутствуют го- сударственные ценные бумаги, облигации и казначейские обяза- тельства, нет рынка инструментов недвижимости - не идет большая приватизация крупных предпритий.

Что мешает развитию? Дальнейшее развитие национального фон- дового рынка сдерживается рядом объективных и субъективных факторов. Основными среди них являются:

1. Отставание существующей законодательной и норматив- но-правовой базы функционирования фондового рынка от разви- тия реальных процессов.

Проблема становления и развития рынка ЦБ - это проблема не только его инфраструктуры, но и законодательства о собствен- ности, коммерческого кодекса, корпоративного права, а также институциональных инвесторов: инвестиционных (трастовых) ком- паний, пенсионных фондов, страховых компаний. Очевидно, что почти по всем указанным направлениям законодательная база ли- бо отсутствует совершенно, либо явно недостаточна.

Сложность ситуации связана не только с отсутствием законо- дательной базы, которая регулирует рынок капитала, но и с ис- торическим отсутствием (в границах столетия) понятия необхо- димости защиты собственности, ментальностью нашего народа, которая в данном случае определяется в чрезвычайно большом доверии к тому, что рекламируется в средствах массовой инфор- мации, отсутствием специалистов-экспертов и развитой инфрас- труктуры фондового рынка.

Неосведомленность в этой сфере приводит к тому, что про- цесс приватизации сопровождается почти полной неразберихой в создании акционерных обществ, недостаточным осмыслением эми- тентом самого механизма осуществления эмиссии и последствий неверно выбранного пути.

2. Недостаточность государственного регулирования нацио- нального рынка ценных бумаг.

Комиссии по ЦБ должны быть переданы все полномочия по регу- лированию рынка ЦБ в полном объеме.

Комиссия должна быть независимой, ибо в ней должны рабо- тать только профессионалы, на работу которых не должны оказы- вать влияние политические события. Только независимость Ко- миссии позволит обеспечить главных участников рынка ЦБ - ин- весторов - уверенностью, что ко всем участникам рынка будут относиться одинаково справедливо. Независимости Комиссии мож- но добиться процедурой совместного назначения комиссионеров

Президентом и Верховным Советом и невозможностью снятия с лю- бого члена Комиссии до конца срока полномочий, кроме случаев совершения им преступлений, а также жестким механизмом пос- тоянной ротации.

3. Недоверие населения и его психологическая неподготовлен- ность к операциям на фондовом рынке.

4. Отсутствие необходимой защиты интересов мелких инвесто- ров со стороны государства.

Особое внимание на рынке ЦБ в начальной стадии его разви- тия в связи с приватизационными процессами должно быть уделе- но важнейшему и первоочередному вопросу - вступлению в право собственности и передаче (продаже) этого права. Именно реше- ние или нерешение этого вопроса может координально повлиять на весь дальнейший ход развития инвестиционного процесса.

Эта проблема может быть решена путем создания института не- зависимых регистраторов. Проблема независимых регистраторов является первоочередной, поскольку уже существует потреб- ность ведения реестров акционерных обществ приватизированных предприятий, которая будет обостряться с новыми волнами при- ватизации. Введение первых аукционных центров по реализации акций приватизируемых предприятий мгновенно поставит вопрос: кому передавать реестры акционерных обществ и их ведение.

При этом мы сталкиваемся с конфликтом интересов, сторонами которого будут:

1) мелкий инвестор (акционер);

2) руководство акционерных обществ (инсайдеры);

3) внешний инвестор и другие афилированные лица, среди ко- торых наиболее опасными для становления рынка ЦБ будут банки.

В этом конфликте интересы только одной стороны должны быть поставлены превыше всего - это интересы мелкого инвестора

(акционера), а именно: каждому акционеру должна быть предос- тавлена возможность провести беспрепятственно любую операцию со своими акциями и получить беспрепятственный доступ к лю- бой акции любого открытого акционерного общества.

Неизбежный конфликт между другими сторонами должен быть за- конодательно устранен путем введения института независмых ре- гистраторов. Если ведение реестров будет поручено одной из этих сторон, об открытости и честности на рынке ЦБ можно бу- дет забыть. Как руководство акционерных обществ, так и внеш- ний инвестор будут монопольно скупать, как правило, за бесце- нок, акции не только членов трудовых коллективов, но и дру- гих акционеров, не допуская к этому рынку других заинтересо- ванных лиц.

То же касается и банков, но в этом случае возникает еще од- но очень опасное обстоятельство - ввязывание банковского ка- питала в инвестиционный процесс, что в конце концов неизбеж- но приведет к кризису, подобному Большой депрессии в США.

Если кредитные ресурсы отвлекаются в инвестиции на приобрете- ние акций предприятий, которые обслуживаются этим же банком, возникает цепочка, приводящая к эффекту "петли". Если банк предоставляет кредиты предприятиям, акциями которых владеет этот же банк, то в случае невозвращения этих кредитов акции предприятий падают, что приводит к падению активов банка. Для поддержания этих активов и спасения предприятий банк вынуж- ден предоставлять новые кредиты, которые снова не возвращают- ся. Это в конце концов может привести к банкротству предприя- тия, банкротству банка, банкротству всех предприятий, кото- рые обслуживаются этим банком.

Вот почему необходимо вывести функции регистрации прав собственности из под котроля всех конкурирующих сторон и соз- дать институт независимых регистраторов, подчиненный лишь од- ному контролирующему органу - Комиссии по ЦБ.

Очень важно законодательно определить тот минимальный объем информации, который должны предоставлять независимые регис- траторы своим клиентам.

Еще одну проблему, возникающую в связи со становлением ин- ститута независимых регистраторов, представляет собой взаи- мосвязь их с системой депозитарного обслуживания и депозита- риев. Здесь, кроме чисто понятийного определения этих катего- рий, которое дискутируется до сих пор, возникает проблема

"номинального владельца" в связи с раскрытием его вплоть до

"реального владельца". Опыт России показывает, что ограниче- ния в раскрытии "реального владельца" в случае цепочки из последовательной системы нескольких "номинальных владельцев" могут привести к нарушению налогового и антимонопольного за- конодательства.

Функционирующий фондовый рынок Украины требует восстановле- ния доверия населения к ценным бумагам путем:

- законодательного обеспечения гарантий государства относи- тельно защиты интересов вкладчиков и инвесторов;

- создания государственных органов регулирования и контро- ля за функционированием рынка ценных бумаг;

- ускорения процессов приватизации, прежде всего путем кор- поратизации и акционирования государственной собственности;

- осуществления выпуска и обращения государственных всеук- раинских и муниципальных ценных бумаг;

- решения на государственном уровне комплекса вопросов, ка- сающихся обращения в Украине ценных бумаг иностранных компа- ний, покупки украинских ценных бумаг иностранными инвесторами;

- привидения действующего законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов, потребностями сегод- няшнего функционирования и дальнейшего развития украинского фондового рынка;

- государственного содействия деятельности существующих структур, которые уже работают на национальном рынке ценных бумаг.

Почти сплошь наблюдается неподготовленность менеджеров при- ватизированных предприятий к управлению ими как акционерными обществами.

Безусловным тормозом развития инвестиционного процесса яв- ляется создание в ходе приватизации закрытых акционерных об- ществ и объединение в одном лице двух противоположных по су- ществу функций - функции акционера-собственника и наемного работника.

Отсутствие развитой инфраструктуры рынка капиталов не дает возможности определить реальную стоимость ценных бумаг, что, наряду с отсутствием в законодательстве норм о недопущении использования "внутренней информации", приводит к сплошной практике использования этой информации для обогащения как ру- ководителей предприятий, так и торговцев ценными бумагами за счет мелкого инвестора.

В Украине сложилась парадоксальная ситуация, когда и бирже- вой рынок акций и внебиржевой одинаково мертвы. В перестроеч- ное время во всех регионах стихийно возникли товарно-сырье- вые и фондовые биржи, но затем, после 1992 г., успешно исчез- ли даже те, которые крепко стояли на ногах. Причина - отсут- ствие необходимости в них. Если говорить откровенно, то в

Украине все же есть внебиржевой рынок, но это рынок россий- ских акций.

Внебиржевой рынок во всем мире является самым емким рынком

ЦБ. Его основное отличие от биржевого - это то, что к элемен- там (компаниям, выпускающим ЦБ) не применяется листингирова- ние (т.е. допуск или недопуск на рынок акций), а биржевая торговля в обязательном порядке проводит качественный отбор

АО и только после этого допускает их к котированию на бирже.

Внебиржевой рынок прежде всего существует, с одной стороны, для малоизвестных начинающих компаний, только начавших вы- пуск акций, и с другой - для инвесторов и посредников РЦБ, желающих рискнуть приобрести акции малоизвестной компании, рассчитывая на быстрый рост курса этих ЦБ. Но структура вне- биржевого рынка еще зависит от особенностей конкретного РЦБ.

К примеру, на американском внебиржевом рынке обращаются прак- тически все банковские акции и ЦБ страховых компаний.

Если говорить об акциях украинских банков и страховых ком- паний, то их выпуски реализуются в основном через филиалы и представительства этих же учреждений и на внебиржевой рынок не попадают. Акции инвестиционных компаний также минуют вне- биржевой рынок, т.к. эти фирмы стремятся к созданию сети фи- лиалов и к самостоятельному размещению своих ЦБ. Вышеперечис- ленные компании вынуждены распространять свои ЦБ самостоя- тельно и зачастую стараются избегать внебиржевой рынок (а биржевой торговли акциями фактически нет).

Следует добавить, что когда создавались инвестиционные ком- пании и фонды, то ориентировались они на большое акционирова- ние. Теже надежды были у компаний, специализирующихся на ра- боте с ЦБ.

Само акционирование госпредприятий еще не приводит в движе- ние внебиржевой рынок. Можно сказать, что сначала оно коснет- ся только компаний, имеющих право представительской дея- тельности с имущественными сертификатами и разрабатывающих планы акционирования госпредприятий (это трастовые, инвести- ционные компании и фонды). Последнее ускорит переход госпред- приятий к акционированной форме собственности и приведет к широкому вовлечению в этот процесс граждан Украины.

Внебиржевой рынок может оживиться только при выбросе акций госпредприятий на вторичный рынок (это рынок, где ценная бу- мага переходит от первого владельца к последующим, и т.о. оп- ределяется ее курсовая цена и ликвидность). Но сложилось так, что даже банковские акции (наиболее широко представленные в

Украине), пройдя первичное размещение, исчезают - и на вто- ричном рынке их нет. Оживлению рынка препятствует и то, что часть госпредприятий стремится сформировать свой уставной фонд из акций на 50% оплаченных имущественными сертификатами, что дает им право не отчуждать свое имущество ( в т.ч. и ак- ции) до введения национальной валюты. А это значит, что вла- делец простых именных акций госпредприятия (большую часть ак- ций продавшего за приватизационные сертификаты), приобретен- ных за имущественные сертификаты, в дальнейшем не сможет их продавать иному лицу вплоть до введения национальной валюты.

Госпредприятия пока не заинтересованы в движении своих ак- ций на внебиржевом рынке, не имея от этого для себя никаких выгод (как и положено все средства от акционирования идут в фонд госимущества, а от обращения на вторичном рынке - пос- редникам), им выгодней или поставить невыполнимые условия ак- ционирования (например, оплата всех акций имущественными сер- тификатами), или добиться такого положения, чтобы сторонних инвесторов было как можно меньше, и т.о., остаться в полуры- ночном состоянии на неопределенное время. Исключением может служить банкротство предприятия или то, что оно частично яв- ляется арендным (т.е. большая часть имущества уже выкуплена у государства за денежные средства) - тогда акции могут свобод- но предлагаться на РЦБ. Арендаторы, как несторонние инвесто- ры, с трудом отказываются от своих акций. А при отсутствии рыночных отношений банкротства трудней дождаться, чем светоп- редставления.

Информация о работе Фондовые биржи