Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:38, реферат
Главным направлением социально-экономического развития белорусского государства является повышение общественного благосостояния, улучшение уровня и качества жизни населения. Деятельность государства в социальной сфере направлена на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе. Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы в переходной экономике обусловлены целями и задачами построения демократического общества, социально ориентированной рыночной экономики.
Главным направлением
социально-экономического развития белорусского
государства является повышение
общественного благосостояния, улучшение
уровня и качества жизни населения.
Деятельность государства в социальной
сфере направлена на обеспечение
роста реальных денежных доходов
как основы улучшения жизни населения,
предотвращение малообеспеченности, недопущение
проявлений социальной несправедливости
и социального напряжения в обществе.
Социальные приоритеты политики доходов
и заработной платы в переходной экономике
обусловлены целями и задачами построения
демократического общества, социально
ориентированной рыночной экономики.
Одним из основных способов
является государственная политика
доходов.
В своей работе
я рассматриваю политику
Так же рассматриваю
способы получения дохода, государственные
способы влияния на заработную плату
и на благосостояние человека в общем.
Данная работа довольно простым и ясным языком описывает политику доходов, применение которой позволила нам за десятилетие добиться стабильного уровня дохода и уверенности в завтрашнем дне.
ГЛАВА 1
ПОЛИТИКА ДОХОДОВ,
ЕЁ ЦЕЛИ, МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ, И
РЕЗУЛЬТАТЫ
1.1
Политика доходов.
Политика доходов (Incomes policy) - политика контроля инфляционных процессов путем ограничений роста заработной платы и других видов доходов.
Политика доходов
- одно из направлений адаптационной
антиинфляционной борьбы. Начиная с
60-х гг. правительства многих стран
проводят политику цен и доходов,
которая по существу сводится к ограничению
роста заработной платы. Поскольку
эта политика означает административную,
а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией,
она не всегда достигают намеченной цели.
История знает много ее подвариантов.
В 60 - 70-х гг. нашего века в Англии и других
странах внедрялась политика «стоп-вперед»,
оказавшаяся неэффективной в плане снижения
инфляции. Сдерживание цен покупалось
ценою снижения производительности и
жизненного уровня населения.
Политика доходов
является дополнением к денежно-
Политика доходов
является антиинфляционной политикой,
которая не затрагивает совокупный
спрос. Изменения совокупного спроса
непосредственно связаны с
Методы осуществления
политики доходов в условиях рыночной
и переходной экономики могут
быть различными. Предпочтение обычно
отдается методам добровольного
согласия работодателей и работников
при участии правительства, что
не исключает применения административных
мер государственного контроля за увязкой
повышения заработной платы с финансовыми
возможностями предприятия. В ряде стран
Западной Европы существуют так называемые
допустимые пределы ее повышения, зафиксированные
в общенациональных программах социального
партнерства
В прогнозируемом периоде
основной целью социальной политики
является обеспечение устойчивого
роста уровня жизни населения
и сокращение бедности.
Для достижения цели
необходимо:
· обеспечить рост денежных
доходов населения и их реального
содержания как условия повышения
платежеспособного спроса населения;
· значительно повысить
размер заработной платы как основного
источника формирования денежных доходов
населения и важного стимула
трудовой активности населения;
· повысить роль государственных
минимальных социальных гарантий, поэтапно
приблизив их к бюджету прожиточного
минимума, снизить необоснованную дифференциацию
отдельных групп населения по
уровню доходов на основе совершенствования
налогообложения доходов
· обеспечить повышение
защищенности социально уязвимых слоев
населения, проведение пенсионной реформы.
Государство с помощью
налоговых, бюджетных, кредитных и
административных мер осуществляет
перераспределение доходов в
целях повышения
• размера внутреннего
валового продукта (ВВП), его динамики
и структуры;
• покупательной
способности национальной валюты;
• демографической
ситуации;
• исторически сложившихся
функций государственного регулирования,
административно-
• доли теневой экономики
в ВВП.
В рыночной экономике
государство сочетает меры прямого
и косвенного регулирования доходов
и заработной платы. К мерам прямого
регулирования относятся:
• установление ставок
налогообложения для физических
лиц, минимальных социальных стандартов,
тарифов на жилищно-коммунальное обслуживание
и услуги транспорта для населения;
• единая тарифная сетка
оплаты труда работников бюджетной
сферы;
• утверждение размера,
порядка начисления и расчета
пенсий и пособий и пр.;
• индексация доходов
и сбережений.
Меры косвенного
регулирования доходов и
• эмиссию денег;
• контроль над инфляцией
и валютным курсом;
• налоговые льготы
благотворительным
• налоговые льготы
малому предпринимательству;
• тарифно-квалификационные
справочники рабочих и
В частном секторе
государство косвенно регулирует доходы
и заработную плату, поскольку его
нормативные акты носят рекомендательный
характер.
Важным условием
эффективной политики доходов и
заработной платы является определение
оптимальных границ государственного
и рыночного регулирования. В
рыночной экономике граждане свободно
выбирают источники доходов - от трудовой
и предпринимательской
Политика доходов
и заработной платы оказывает
непосредственное воздействие на мотивации
и ценностные ориентации, отношение
к труду. Она играет важную роль в
развитии обратных связей государства,
общества и индивидов.
Примером же данной
политики в нашей стране является
представленная в “Приложении №1”
и “Приложении №2” информация.
Данная информация показывает действия
нашего государства направленные на
повышение качества жизни, а точнее
установление минимальной заработной
платы, что, как сказано выше, является
методом политики доходов.
1.1
Механизм осуществления политики доходов
Механизм осуществления
политики доходов и заработной платы
многообразен. Он включает взаимодействие
государственных и рыночных, административных
и правовых, экономических и социальных
нормативов.
Рыночное регулирование
доходов и заработной платы осуществляется
с помощью соотношения спроса
и предложения на рабочую силу
и другие товары, конкуренции, инфляции.
Государственное регулирование
доходов и заработной платы проводится
посредством налогов и
Социальный трансферт
- это сумма средств, безвозмездно
переданных от одних юридических
и физических лиц другим. Социальные
трансферты предоставляются населению
из федеральных, региональных и местных
бюджетов, государственных внебюджетных
социальных фондов, а также средств общественных
организаций. Они включают все виды пенсий,
стипендий, пособий, компенсационные выплаты,
льготы и благотворительную помощь.
Под налогами понимаются
нормативные, срочные и обязательные
отчисления государству со стороны
граждан как получателей
Государство также
оказывает влияние на доходы населения
с помощью льготных цен и тарифов,
например на электроэнергию, услуги жилищно-коммунального
хозяйства. В этом случае социальные
трансферты могут приобретать форму
натуральных доходов.
Политика доходов
и заработной платы строится с
учетом издержек перераспределения
доходов, включающих затраты на осуществление
самого перераспределения и его
влияние на эффективность производства.
Издержки перераспределения доходов
должны быть минимизированы, чтобы
повышение уровня и качества жизни
одних граждан не наносило ущерба
другим.
Механизм политики
доходов и заработной платы должен
обеспечивать защиту доходов и сбережений
граждан от убытков в ходе рыночных
реформ: работников неплатежеспособных
предприятий, вкладчиков рухнувших
банков и т.д., установить ответственность
за нанесение убытков и порядок
их компенсации за счет виновной стороны.
Во многих странах это осуществляется
в соответствии с законом о
защите вкладов населения и другими
нормативно-правовыми актами.
Государственное регулирование доходов и заработной платы включает взаимодействие ряда институтов. К ним относятся законодательные и нормативные акты, регулирующие налогообложение, государственное и коллективно-договорное регулирование заработной платы (установление государством минимальной заработной платы, участие вместе с профсоюзами и объединениями работодателей в разработке генеральных и отраслевых соглашений), бюджетное финансирование социальных трансфертов, деятельность государственных внебюджетных социальных фондов, порядок привлечения средств физических и юридических лиц для решения социальных проблем, система льгот для них и для предпринимательских структур, осуществляющих благотворительную деятельность.
1.3 Государственная
политика в области
В политике
денежных доходов населения
создание условий
для того, чтобы трудоспособные граждане
могли своим добросовестным трудом
и инициативой зарабатывать достойные,
постоянно повышающиеся доходы для
себя и своих семей; обеспечение
надежной социальной защиты и поддержка
нетрудоспособных и тех категорий
населения, которые по объективным
причинам не в состоянии обеспечить
минимально допустимый уровень жизни.
Главная составляющая
доходов населения – заработная
плата. Она призвана служить надежным
источником доходов, выступая в то же
время важнейшим экономическим
фактором стимулирования трудовой активности
работников.
Исходя из критерия
социальной справедливости, важнейшим
принципом организации системы
оплаты труда в Республике Беларусь
является обеспечение равной платы
за равный труд. Это достигается
на основе использования тарифной системы,
включающей нормирование труда и
Единую тарифную сетку. Тем самым
обеспечивается одинаковый подход при
формировании тарифных заработков работников
с учетом их квалификации, профессионального
уровня, сложности и общественной
значимости их труда.
При этом предприятия
могут самостоятельно устанавливать
системы (повременно-премиальная, сдельно-премиальная,
сдельно-прогрессивная и др.) и
размеры оплаты труда. Бюджетные организации
вправе устанавливать системы оплаты
труда, а ее размеры устанавливаются правительством.
Заработная плата
работника зависит от отработанного
рабочего времени, выработки, качественных
показателей труда, соблюдения технико-технологических
стандартов, трудовой дисциплины и
индивидуальными размерами не ограничивается.