Формирование доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:38, реферат

Описание

Главным направлением социально-экономического развития белорусского государства является повышение общественного благосостояния, улучшение уровня и качества жизни населения. Деятельность государства в социальной сфере направлена на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе. Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы в переходной экономике обусловлены целями и задачами построения демократического общества, социально ориентированной рыночной экономики.

Работа состоит из  1 файл

Главным направлением социально.docx

— 26.16 Кб (Скачать документ)

Государственное регулирование  роста заработной платы осуществляется путем увязки параметров ее повышения  с увеличением объемов производства, реализации продукции (работ, услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. 

Отличительной особенностью государственного регулирования оплаты труда в нашей стране является ее прогнозирование путем установления заданий по росту заработной платы. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских и  местных органов власти. 

Важным механизмом социальной защиты трудящихся является минимальная заработная плата, представляющая собой законодательно устанавливаемый  предельно допустимый низший уровень  оплаты труда. Ниже этого уровня наниматель не имеет права выплачивать заработную плату своим работникам при условии  выполнения ими установленных норм рабочего времени и выработки. Тем  самым защищаются интересы низкооплачиваемых  категорий работников.

1.4 Результаты и  влияние на жизнь граждан страны. 

О результативности действующей политики доходов и  заработной платы можно судить по макроэкономическим показателям - благосостоянию, уровню и качеству жизни, производству ВВП на душу населения, уровню доходов  на душу населения, сокращению их дифференциации, уровню реальной заработной платы, уровню занятости и т.д. Конечно, на эти  показатели влияет не только политика доходов и заработной платы, но также  политика занятости, научно-техническая  политика и т.д. Но главным источником экономического роста является человеческий капитал, интеллектуальная собственность, реализация трудовых и предпринимательских  способностей каждого человека. 

Важным результатом  политики доходов и заработной платы  является изменение доли граждан, живущих  за чертой бедности. Если она растет, это означает, что государство  проводит неэффективную политику доходов  и заработной платы, если она сокращается - политика эффективна. 

О результатах политики доходов и заработной платы можно  судить по удельному весу среднего класса. Если он превышает половину населения, доходы в обществе распределены достаточно равномерно и созданы  условия для роста благосостояния. В развитых странах удельный вес  среднего класса достигает 70%. 

Результаты политики доходов и заработной платы отражаются в динамике социальной напряженности - участии в забастовках, акциях протеста и т.п. Их снижение свидетельствует  об эффективности политики доходов  и заработной платы. Для ее оценки важен также показатель соотношения легальных и нелегальных доходов, доли теневой экономики в ВВП. 

В 2008 году среднемесячная заработная плата в Республике Беларусь увеличилась на 26,2% при прогнозе 18,8% и составила 886 тыс. руб., в том  числе в декабре она достигла 1 млн. руб. 

Реальная заработная плата выросла на 9,9% (прогноз – 8,5%). 

В региональном разрезе  самый высокий уровень оплаты труда – в г. Минске (1 178 тыс. руб.), самый низкий – в Брестской (775 тыс. руб.) и Могилевской (795 тыс. руб.) областях.  

Среди отраслей экономики  наиболее высокий рост заработной платы  наблюдался в сельском хозяйстве (132,2%), строительстве (130,7%), торговле и общественном питании (130,7%), промышленности (128,4%). В  меньшей степени зарплата выросла  в сфере образования (115,6%), социальном обеспечении (118,4%), здравоохранении (118,5%). 

Средние данные по зарплате на территории Республики Беларусь, в  сентябре данного года с разрезом по отраслям экономики, находятся в  «Приложении №3»

1.5 Выводы. 

1. Политика доходов  и заработной платы осуществляется  на основе взаимодействия механизма  государственного и рыночного  регулирования на макро- и микроуровнях. В нем должны увязываться принципы социальной справедливости и рыночной свободы, обеспечиваться соответствие социальной гармонии и рыночной эффективности. 

2. Политика доходов  и заработной платы трансформируется  по мере развития мировой экономики.  В социально ориентированной  рыночной экономике она является  неотъемлемой частью механизма  государственного регулирования,  обеспечивающего экономический  рост, развитие свободного человека. 

3. В переходной  экономике преодолеваются административные  ограничения доходов и заработной  платы, расширяются сферы действия  их рыночного саморегулирования,  формируются новые государственные институты, осуществляющие политику доходов и заработной платы на макро- и микроуровнях. В политике доходов совмещаются государственные и рыночные механизмы регулирования, но при этом устанавливаются социальные ограничения рыночных, коммерческих механизмов. Государственное регулирование в полном объеме сохраняется в общественном секторе экономики, на государственных предприятиях и в отраслях бюджетной сферы. 

4. По мере становления  рыночной экономики разрабатываются  и реализуются социальные приоритеты  в политике доходов и заработной  платы. Формируется система мер,  направленных на повышение реальных  доходов, развитие социальной  сферы, социальную защиту населения. 

5. О результативности  политики доходов и заработной  платы можно судить по благосостоянию, динамике реальных доходов населения  и их дифференциации, доле среднего  класса, изменению уровня социальной  напряженности, соотношению легальных  и нелегальных доходов населения,  доле теневой экономики в ВВП.

ГЛАВА 2  

ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ

2.1 Доходы и их  виды 

В условиях формирования рыночной экономики вопросы о  регулировании труда и заработной платы бесспорно актуальны и  важны, так как заработная плата  – это важнейшее средство повышения  заинтересованности работников в результатах  своего труда, его производительности, увеличения объёмов произведённой  продукции, улучшения его качества и ассортимента. 

Доходы населения  представляют собой совокупность денежных  и  натуральных средств, полученных или произведенных домашними  хозяйствами за  определенный период. Доходы формируются за счет труда  работника и других  источников.   

  По вещественной  форме доходы подразделяются  на  денежные  и натуральные. Денежные доходы населения включают  все поступления денег в виде  оплаты 

труда работающих лиц, доходов от предпринимательской  деятельности,  пенсий, стипендий, различных  пособий, доходов от  собственности  в  виде  процентов, 

дивидендов, ренты, сумм от продажи  ценных  бумаг,  недвижимости,  продукции сельского хозяйства, скота, различных  изделий  и  других  товаров  (включая 

продажи на неофициальном  рынке), доходов от оказанных на  сторону  различных услуг  и  др. 

Натуральные доходы - все поступления продукции,  произведенной  домашними хозяйствами   для   собственного    потребления:    продуктов    земледелия, скотоводства, птицеводства; различных изделий, услуг  и  другой  продукции  в натуральной  форме  (шт.,  кг,  м,  кв.  м,  куб.  м,  час.),  получаемых  с  приусадебных,  садово-огородных  участков,   личного   подворья,   домашнего хозяйства,  самозаготовки  даров  природы,  предназначенных   для   личного, семейного потребления (т. е. не имеющих товарной формы). 

  Соотношение  между этими двумя формами  периодически меняется, но  наиболее  распространена денежная форма.  При реализации доходов часть  их идет на  потребление   материальных  благ, часть — на  потребление  услуг. 

Для  характеристики  благосостояния  населения  важное   значение   имеют совокупные  доходы  (всего населения,  семьи,  отдельного  человека),  рост которых при неизменных ценах и налогах (или, по крайней мере,  их  меньшего повышения по сравнению с увеличением доходов)  свидетельствует о повышении возможностей удовлетворения потребностей. Кроме денежной  составляющей   совокупные   доходы   включают стоимость бесплатных  услуг,  получаемых  за  счет  средств республиканского  и муниципального бюджетов и фондов предприятий.  Это услуги   здравоохранения, образования, дошкольного воспитания  детей,  дотации на  жилье,  транспорт, питание и т.п. 

Основным источником доходов для большей части  населения являются доходы, получаемые в виде оплаты за и труд,  т.  е.  заработная  плата. 

Заработная  плата  —  это  цена  трудовых  услуг,  предоставляемых  наемными работниками  разных профессий при реализации их деловой активности. 

Соотношение  в  денежных  доходах  населения  доли  заработной  платы   и  социальных  трансфертов  играет  важную  роль  в  трудовой  мотивации.   При преобладании  оплаты  труда  в   формировании  общей  суммы  доходов  обычно развивается предприимчивость,  инициатива,  тогда  как  при  повышении  роли социальных  трансфертов  нередко  усиливается   психология    иждивенчества, которая хорошо видна  не примере развитых европейских  стран. 

 Следует различать  номинальную (т. е. начисленную)  и  реальную  заработную плату.  Номинальная  заработная   плата   представляет   собой   всю  начисленную сумму оплаты труда  вне зависимости  от  налогов   и  обязательных отчислений. Располагаемая  заработная плата — это   начисленная  сумма  оплаты  труда за вычетом подоходного  налога и обязательных отчислений  в  Пенсионный фонд. 

  По циклам  жизнедеятельности человека  доходы  подразделяются  на  доходы, получаемые: 

  1) до участия  в труде (трудоспособного возраста); 

  2) от участия  в трудовой, предпринимательской,  общественной деятельности; 

  3) временно неработающими (безработные, беженцы, переселенцы и т. д.); 

  4) после завершения  трудовой деятельности (пенсионеры). 

  Такая классификация   позволяет  проследить,  насколько   человек  как  член общества  обеспечен доходами и социально  защищен на всех стадиях   его  жизни. 

  С юридической  точки зрения,  доходы  делятся   на  законные  (легальные)  и незаконные (нелегальные). Незаконные  доходы  — это доходы,  получаемые  в рамках теневой («черной», «серой», «подпольной»), неформальной экономики.  К этому типу доходов относят доходы,  получаемые  от  незарегистрированной  в установленном порядке деятельности,  укрываемые   от   налогообложения   и контроля государства, и приносящие нередко вред  здоровью  и жизни людей. 

Теневые доходы в  свою очередь  подразделяются  на  доходы  общекриминального происхождения (коррупция, рэкет, торговля оружием, наркотиками,  контрабанда и т.п.) и доходы, имеющие экономическую природу, но  не  учтенные  налоговой службой (подпольные  мастерские,  нелегальное производство  алкогольной и другой продукции, торговля без лицензии и т. д.). 

Но имеются  и  другие  виды  неучтенных  доходов,  связанные  со  скрытой экономикой и скрытой заработной платой. Под  скрытой экономикой понимается  в основном вполне законная деятельность, которая по определенным  причинам  не поддается учету в обычном  порядке («челночный» импорт, недоучет в  торговле, услуги частных врачей, юристов, «шабашники» — строители и т. д.).

    продолжение

Информация о работе Формирование доходов