Формирование и использование госбюджета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 09:32, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении и изучении вопросов сущности, формирования и использования государственного бюджета.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и структуру государственного бюджета;
- изучить порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджета субъекта РФ,
- рассмотреть основные проблемы госбюджета России.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 76.53 Кб (Скачать документ)

Банки и другие кредитные  учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в  бюджет подоходный налог. Система подоходного  обложения распространяется также  на страховые организации, получающие доходы от страховых видов деятельности.  
Наличие разных форм собственности, их экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории России. При его взимании реализуются обе функции налога - и фискальная, и экономическая. Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции (работ, услуг ); вторая - через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождаться от излишнего, неиспользуемого имущества. [11,с.634]

Важное место в налоговой  системе страны занимают платежи  за природные ресурсы: земельный  налог, плата за воду, лесной доход  и др. Одни из них вносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что  они играют не только фискальную, но и стимулирующую роль, ориентируя субъектов хозяйствования на более  эффективное использование соответствующих видов ресурсов. 

Основное место в системе  налогообложения физических лиц  занимает подоходный налог. Переход  к рыночной экономике создал предпосылки  для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное  налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать  у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для  проведения социальных программ. 

Подоходное обложение  физических лиц дополняется взиманием  налога на имущество, который выполняет  не только фискальную роль,но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика,осознающего себя собственником. Налог на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства денежные средства наиболее состоятельных граждан.Благоприятные тенденции в развитии страны,ее экономический и социальный расцвет впрямую зависят от того, насколько быстро состоятельные владельцы имущества станут преобладающей частью российского общества.

         В российской системе налогов наряду с прямыми используются и косвенные налоги, крупнейшим из которых является налог на добавленную стоимость. НДС введен с января 1992 г. и количественно заменил (вместе с акцизами) ранее действовавший налог с оборота и налог с продаж. Налог с оборота, основанный на применении фиксированных оптовых и розничных цен, в условиях их либерализации уже не мог функционировать; поэтому его пришлось заменить НДС. Однако взимание НДС в 1992г. отразило существенный недостаток всей модели вновь введенной налоговой системы - слабую увязку между собой отдельных ее элементов, допускающую возможность многократного обложения налогами одних и тех же объектов. Вероятно, в будущем, совершенствуя систему налогообложения, следует осторожнее обращаться с косвенными налогами, непродуманное применение которых может привести к резкому ухудшению материального положения значительной части граждан. 

        Одновременно с НДС в системе косвенного обложения используются также различные акцизы, устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. Их введение с 1992г. обусловлено отменой налога с оборота. В систему косвенного обложения включаются и таможенные пошлины; ими облагаются товары и иные предметы, ввозимые на территорию страны и вывозимые за ее пределы. 

          Право вводить налоги на территории Российской Федерации закреплено за Верховным Советом РФ; но он может делегировать право установления и отмены отдельных видов налогов другим законодательным и представительным органам власти. Уплата налогов производится в определенной очередности. Сначала плательщики вносят свои поимущественные налоги и пошлины. На сумму внесенных платежей уменьшается налогооблагаемый доход (прибыль) физических и юридических лиц, после чего плательщики уже во вторую очередь обязаны рассчитаться с бюджетом по местным подоходным налогам, если таковые взимаются. На сумму этих налогов снижается размер дохода (прибыли), с которого уплачиваются все остальные налоги. 

        Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, а с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг. 

        В общем, доходы бюджета можно подразделить на три крупные группы:  
закрепленные, т.е. предписаны к тому или иному уровню бюджета,  
регулирующие или отчисления по регулирующим доходным источникам. Ежегодно расписывается процентное соотношение распределения тех или иных налогов по уровням бюджетов. 

        Дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно территориальными органами власти, плюс дотации и субвенции (строго целевые дотации), которые поступают в нижестоящие бюджеты из вышестоящих. [12] 

        2.2.Расходы государственного бюджета.

       

        Расходы  госбюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.  
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину. 

        Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению. 

        По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. С помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного производства ,стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производства, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов. Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. [13.с.371]

       Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. 

        Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета. 

        В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы. 

        Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов. Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.  
       Важный признак классификации расходов бюджета - предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:

       -финансирование промышленного производства; 

       -финансирование социально-культурных мероприятий; 

       -финансирование науки; 

       -финансирование обороны; 

       -содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; 

       -расходы по внешнеэкономической деятельности; 

       -создание резервных фондов; 

       -расходы по обслуживанию государственного долга; 

       -прочие расходы и выплаты. 

       Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Российской Федерации самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти. Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам. 

        Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления. Целевой признак позволяет рассмотреть расходы подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в Российской Федерации применяется классификация расходов по 19 целевых

направлениям: 

 
-заработная плата;  
-начисления на заработную плату; 

-канцелярские и хозяйственные расходы;  
-командировки и служебные разъезды;  
-стипендии;  
-расходы на питание;  
-приобретение медикаментов и перевязочных средств;  
-приобретение оборудования и инвентаря;  
-приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;  
-государственные капитальные вложения;  
-капитальный ремонт;  
-содержание сооружений благоустройства;  
-геологоразведочные работы;  
-проектирование;  
-государственная дотация;  
-операционные расходы;  
-платежи по ссудам;  
-возмещение разницы в ценах;  
-прочие расходы. 

 
       Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку. Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем

провоцирующим развитие инфляции издержек производства. [14,с.346]

        Последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы республиканского бюджета, расходы бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов. Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.  
Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют прежде всего принципы финансирования. К числу этих принципов относятся: 

       -получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;  
       -целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;  
       -предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений; безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.  
Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства Р.Ф. на выполнение целевых программ развития.[15] 

        2.3.Основные задачи в области бюджетных расходов.  

       Основные задачи в области бюджетных расходов: 

       -сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

       -снизить расходы на содержание государственного аппарата;  
       -продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;  
       -повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных                                                                   проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;  
       -снизить уровень дотаций отдельным отраслям; 

       -усилить контроль за использованием бюджетных средств;  
       -обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование. 

        Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходами, а также в их влиянии друг на друга. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих бюджетных доходов, причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д. [16,с.66]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Основные проблемы  бюджета и их решения.

 

3.1 Проблемы межбюджетных отношений и перспективы их решения

 

         Проблема межбюджетных отношений проявляется не только на стадии формирования бюджета, но и в процессе его исполнения. В отдельных случаях принимаемые на федеральном уровне решения не соответствуют бюджетному и налоговому законодательству, ставя бюджеты субъектов Российской Федерации в весьма сложное положение.

Первопричиной критики существующих межбюджетных отношений со стороны  субъектов Федерации являются не столько недостатки методики, сколько  отсутствие возможностей у федерального бюджета оказывать регионам финансовую помощь, исходя из их потребностей. При  таких условиях никакая методика расчета трансфертов не снимает  остроту существующих противоречий.

На федеральном уровне необходимо обеспечить более тесное взаимодействие структур финансово-экономического блока, в первую очередь, Минфина, Минэкономики, Министерство по налогам и сборам.

Их несогласованность, прежде всего, отражается на региональном уровне. Особенно это относится к разделению доходных полномочий и источников, которое является нестабильным и  отражается на доходной налоговой базе региональных бюджетов, нуждающихся  в серьезном укреплении.[17.с.308]

Взаимоотношения центра и  регионов всегда были одним из важнейших  и серьезных направлений налоговой  политики государства. И это –  проблемы не только между центром  и субъектами Федерации, но и внутри субъектов, между бюджетами муниципальных  образований и субъектов Федерации. [18.с.233]

Сегодня нет сомнения о  том, что в основу формирования межбюджетных отношений, прежде всего, должны быть положены закрепленные законодательно полномочия всех уровней власти по осуществлению  своих функций для каждого уровня бюджетной системы.

Эта проблема становится особенно острой, когда рассматриваются бюджеты  субъекта Федерации и бюджеты  муниципальных образований, где  определить границу между функциями  государственными и муниципальными фактически невозможно.

 

       3.2. Проблема сбалансированности бюджета.

     

       Наиболее удачный вариант государственного бюджета – это бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга. Разберемся в причинах возникновения этих двух явлений и способах их устранения. 

         Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.[19.с.516] 

       Причины дефицита госбюджета: 

1.Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и  
уменьшения прироста национального дохода. 

2. Уменьшение акцизных  налогов, поступающих в госбюджет. 

3.Увеличение бюджетных расходов. 

4. Непоследовательная финансово-экономическая политика. 

       Огромное воздействие на состояние бюджета оказывает темп роста инфляции. С одной стороны, за счет воздействия инфляционного фактора увеличиваются доходы бюджета, но, поскольку происходит падение темпов производства и наблюдается рост взаимной задолженности предприятий, в целом такое увеличение доходов не имеет стабильного характера. Расходные статьи бюджета полностью не индексируются, и это ухудшает положение предприятий и отраслей, которые зависят от бюджетного финансирования. В этих условиях, как правило, имеет место недофинансирование не только по сумме, но и по срокам. Увеличение временного лага между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность. [20.с.544]

        Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости валового внутреннего продукта, его не следует считать исключительным событием. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике – ее развал, неэффективность финансовых связей, – тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% – критическим. 

         Основные причины значительного бюджетного дефицита, проявившегося в условиях перехода к рыночной экономике в России – это низкая эффективность производства, значительные социальные расходы, невнесение налогов в бюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджетные механизмы, а также разрыв хозяйственных связей в связи с распадом бывшего единого союзного государства. В связи с этим в середине 90-х годов дефицит государственного бюджета России достигал уровня 20, а то и 25% доходов и превышал 5% ВВП. 

Меры по снижению бюджетного дефицита: 

1.Конверсия.  
2.Переход от финансирования к кредитованию. 

3.Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям. 

4.Снижение расходов на управление государством. 

5.Изменение системы налогообложения. 

6.Повышение роли местных бюджетов. 

Существует 3 традиционных способа  покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание  денег. Однако в настоящее время  «сеньораж» не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный  «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются  в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих  к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет  их финансовое положение и усиливает  противоречия внутри финансовой системы страны. [12]

         В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита. 

         Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит доходы населения упали и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить государственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Следствием этого являются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо, во-первых, снизить ставки налогов, либо, во-вторых, увеличить правительственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию. 

       Вывод: Ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.  
       Вторая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Например, в стране – экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада. 

        Вывод: Бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла.  
        Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства – поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит. 

       Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.  
Особое значение имеет стратегия в области использования в качестве источника финансирования бюджетного дефицита внутренних или внешних займов. Это приводит к росту государственного долга и увеличению затрат на его обслуживание. Если прибегать к чрезмерному использованию кредита Центрального банка, когда у последнего нет ресурсов для кредитования, кроме как увеличение выпуска обесценивающихся денег, то такая мера будет приводить лишь к усилению инфляции и реальных положительных изменений в экономике не даст. Использование же в качестве кредита денежных средств, получаемых от населения, предприятий, в виде выручки от продажи государственных облигаций, представляющих обязательство выплатить владельцу в определенный момент в будущем определенную сумму денег, приводит к порочному кругу, увеличивая при погашении облигаций и выплате процентов и без того большой дефицит. Прибегая к таким займам, государство накапливает свой долг, называемый государственным долгом              Государственный долг – это бремя, осложняющее нормальное функционирование экономики. Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это время положительных сальдо бюджета. Государственный долг может быть внешним и внутренним.  
       Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, т.к. страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие поколения.  
       Внутренний долг – это задолженность правительства данной страны ее гражданам. Рост государственного долга сокращает запас капитала в экономике, так как владелец сбережений вместо инвестирования их в экономику посредством покупки акций промышленных компаний или кредитования для расширения капитала приобретает облигации, финансируя государство. Если сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга снижает долю акционерного капитала относительно его потенциальной величины. В силу того, что в экономике предполагается равенство инвестиций и сбережений, снижение сбережений приводит к снижению инвестиций, а, следовательно, к снижению уровня ВНП и соответственно уровня жизни населения в будущем. Процентные выплаты государства по этому долгу растут, государство повышает налоги, что приводит опять-таки к снижению ВНП либо к увеличению дальнейшего долга. [21,с .211]

        Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия.  
1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.  
2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов развития производства. 

3. Отрицательно сказывается  на экономике ситуация, когда  правительство вынуждено брать  займы на рынке капиталов для  уплаты процентов по государственному  долгу, т.к. это обстоятельство  приводит к сокращению капиталовложений внутри страны. 

4. Наличие государственного  долга создает психологическое  напряжение в стране, порождая  неуверенность в деловой активности  экономики в целом каждого гражданина в отдельности. [22.с.46]

       Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности и одновременно обеспечивать сокращение государственных расходов.  
       Преодоление бюджетного дефицита прежде всего должно опираться на развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства. Что касается сокращения расходов бюджета, то оно может быть достигнуто путем изменения направления инвестирования бюджетных средств, использования только целевых финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать условия различных производителей. Важными путями уменьшения расходов является сокращение избыточных административных, военных и других затрат, финансирование лишь важнейших социальных программ, недопущение осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих реальной финансовой базы. Не исключается привлечение в страну иностранного капитала в целях модернизации производства, снижения затрат и сокращения на этой основе бюджетных расходов.[23.с.22] 

        Государственный бюджет на 2007 год. 

Закон “О федеральном бюджете на 2007 год” принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации.  

Утвержденный бюджет на 2007 год (млрд. руб.) 

Таблица 1.1. (Таблица предполагаемых доходов).

 Доход

Сумма

(млрд.руб.)

Доходы

В т.ч:

1193,5

Налоговые доходы

В т.ч:

1115,3

Налоги на прибыль (доход),прирост  капитала

172,6

Налог на добавленную стоимость

516,4

Акцизы

188,0

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

190,6

Неналоговые доходы

В т.ч:

64,3

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности или от деятельности

26,8

Доходы от внешнеэкономической  деятельности

31,5


Таблица 1.2. (Таблица предполагаемых расходов).

 Расход

Сумма (млрд.руб.)

Расходы

В т.ч.:

1193,5

Государственное управление и местное самоуправление

40,7

Национальная оборона

214,7

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

131,6

Промышленность, энергетика и строительство

44,7

Охрана окружающей природной  среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

4,8

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

30,6

Социально-культурные мероприятия

191,4

Обслуживание государственного долга

239,8

Финансовая помощь бюджетам других уровней

186,6


Дефицит бюджета (-) , профицит бюджета (+) –

       Фактическое исполнение за январь – август 2007 год. (млрд. руб.)

Таблица 1.3. (Таблица фактических  доходов). 

 Доход

Сумма (млрд.руб.)

Доходы

В т.ч:

979,4

Налоговые доходы

В т.ч:

906,5

Налоги на прибыль ( доход), прирост капитала

144,5

Налог на добавленную стоимость

370,2

Акцизы

128,7

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

218,2

Неналоговые доходы

В т.ч:

64,2

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности или от деятельности

34,2

Доходы от внешнеэкономической  деятельности

27,5


Таблица 1.4. (Таблица фактических  расходов).

Расход

Сумма (млрд.руб.)

Расходы

В т.ч:

804,8

Государственное управление и местное самоуправление

22,0

Национальная оборона

147,5

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

79,8

Промышленность, энергетика и строительство

20,6

Охрана окружающей природной  среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

2,8

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

20,7

Социально-культурные мероприятия

116,4

Обслуживание государственного долга

178,4

Финансовая помощь бюджетам других уровней

145,9


Дефицит бюджета (-) , профицит бюджета (+) 174,6 

       Анализ данных таблиц дает ясное представление об исполнении бюджета за период с января по август 2007 года. Тот факт, что за 8 месяцев профицит бюджета составляет 174,6 млрд. рублей говорит о прекрасной сбалансированности бюджета. Необходимо также отметить, что доходы от налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности превысили запланированные на год на 114,5% и 127,6% соответственно.  
       Профицит же федерального бюджета России в январе-октябре 2007 года составил 214,9 млрд. рублей. Эту информацию распространил 29 декабря Госкомитет РФ по статистике со ссылкой на данные Минфина России. Бюджетный профицит в январе-октябре 2007г. на 46,4 млрд. рублей был использован для покрытия внутренних долгов, на 168,5 млрд. — для покрытия внешних долгов. 

       Доходы федерального бюджета за первые 10 месяцев этого года составили 1 трлн. 250,8 млрд. рублей против 880,4 млрд. в январе-октябре 2006г. Из этой суммы на долю налоговых доходов пришлось соответственно 1 трлн. 151,2 млрд. рублей против 761,9 млрд. годом раньше. Расходы федерального бюджета (включая финансовую помощь бюджетам других уровней) составили в январе-октябре 2007г. 1 трлн. 035,9 млрд. рублей против 710,2 млрд. в январе-октябре 2006 года. 

         В структуре доходов федерального бюджета в январе-октябре 2007г. поступления от НДС составили 487,2 млрд. рублей, налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции — 272,6 млрд., налога на прибыль предприятий — 174,4 млрд., акцизов — 159,5 млрд. Неналоговых доходов получено 87,2 млрд. рублей, доходов целевых бюджетных фондов — 11,9 млрд.  
       В структуре расходов федерального бюджета в январе-октябре преобладали затраты на обслуживание госдолга — 213,4 млрд. рублей, на национальную оборону — 193,8 млрд., на социально-культурные мероприятия — 152,7 млрд., на правоохранительную деятельность и обеспечение госбезопасности — 104,0 млрд. Финансовая помощь бюджетам других уровней составила 188,5 млрд. рублей, расходы целевых бюджетных фондов — 11,3 млрд. На госуправление и местное самоуправление израсходовано 28,4 млрд. рублей, на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику — 26,8 млрд., на промышленность, энергетику и строительство — 28,7 млрд. Процентные платежи (по обслуживанию госдолга) в январе-октябре 2007г. сократились до 20,6% общей суммы расходов федерального бюджета, тогда как в январе-октябре 2006г. их доля составляла 21,5%, в январе-октябре 2005г. — 25,4%.  [24.с.7] 

Заключение.  

  Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет. 

Однако, именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Проведение комплексного анализа бюджетного процесса позволяет  получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации  средств в бюджет, повышения эффективности  их использования, усиления контроля за их освоением.

Таким образом, субъекты Федерации, их бюджеты - весьма уязвимы и полностью  зависят от политики федеральных  органов власти, поэтому необходимо объединить усилия всех уровней законодательной  и исполнительной власти с целью  поэтапного принятия пакетов законов, направленных на разрешение узловых  социальных, экономических и правовых противоречий по вертикали между  центром и регионами, по горизонтали - между субъектами РФ.

        Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Государство осуществляет экономическое и социальное регулирование с помощью финансовой системы, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством бюджета государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. На данном этапе развития для России важна подлинная финансовая стабилизация, открывающая путь к экономическому подъему, росту реальных инвестиций в производство, повышению уровня жизни и к спасению отечественной науки, образования и культуры. Особое влияние на финансовую стабилизацию оказывает состояние бюджетной системы.[25.с.9]

       Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.  

Список используемых источников.

1.Лексин В., Швецов А.  Бюджетный федерализм в период  кризиса и реформ.// Вопросы экономики, 2006, №3.

2.Сенчаков В.К. Финансы,денежное  обращение и кредит. М., 2002.

3.Беляев Ю.А.Финансы местного  самоуправления //Финансы, 2006.

4.Неверов Д.А. Бюджетно-налоговая политика: пособие для студентов высших учебных заведений - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2009.

5.Бюджетная система Российской  Федерации: Учебник/Под ред. Романовского  М.В., Врублевской О.В. – М.: Юрайт, 2007.

6.Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. – М.: Изд.ЭКМОС. – 2006.

7. http://www.minfin.ru.

8. Борисоф Е.Ф. «Экономическая  теория» - М.: Юрайт –Издат,2005 г.

9. Придачук М.П., Бутенко Е.А. Бюджетная реформа в РФ: достигнутые успехи и полученный опыт // Финансы и кредит. – 2007. – №4.

10.Рыжков В.А. Финансовые  проблемы местного самоуправления.// Финансы - 2001.

11.Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист, № 42, 2003.

12. http://www.budgetrf.ru.

13. Экономическая теория (политэкономия): - Москва, Инфра –  М, 2007 г.

14. Годин А.М., Горегляд В.П., Родпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.

15. http://www.finansy.ru.

16. Карчевская С.А., Хворостухина Д.С. Совершенствовать все звенья бюджетной системы // Финансы. – 2008. – №4.

17.Русавская А.В. Региональные  финансы в условиях рынка.// Проблемы  развития региона. Калуга. 2008.

18.Стиглиц Д.Ю. Экономика  государственного сектора /Пер.  с анг. – М.: Изд-во МГУ; ИНФРА-М, 2006. 
19.Курс экономической теории: Л.П.Кураков, Г.Е.Яковлев – Санкт-Питербург, Гелиос АРВ, 2005 г.

20.Макроэкономика: Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова – Санкт-Питербург,  Питер,2008г.

21.Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.

22. Замков О. Бюджетный дефицит, государственный долг и экономический рост // Вестник Московского Университета, 2005. 

23.Илларионов А.М. Эффективность  бюджетной политики в России.// Вопр.экономики – 2006 - №2.

24.Кудрин А.Л. Федеральный бюджет на 2001 год утвержден // Финансы, 2001, №1. 

25.Астапов К.Л. Методы учета доходов и расходов федерального и регионального бюджетов //Финансы. 2002

 

 


 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование и использование госбюджета в России