Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 09:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении и изучении вопросов сущности, формирования и использования государственного бюджета.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и структуру государственного бюджета;
- изучить порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджета субъекта РФ,
- рассмотреть основные проблемы госбюджета России.
Введение.
Вхождение отечественной экономики в новые экономические условия хозяйствования сопровождается появлением проблем, которые требуют неотложного их решения. В последнее время все большее внимание уделяется проблемам, связанным с экономией и повышением эффективности использования бюджетных средств.[1.с.5]
Прежде, чем говорить о бюджетном
устройстве Российской Федерации, выявлять
его достоинства и недостатки, необходимо
определить, что, собственно, представляет
собой бюджет государства. В самом общем
виде им является план доходов и расходов
государства на текущий год, составленный
в форме баланса и имеющий силу закона.
В любой стране государственный бюджет
- ведущее звено финансовой системы, единство
основных финансовых категорий: налогов,
государственных расходов, государственного
кредита - в их действии. Тем не менее, являясь
частью финансов, бюджет можно выделить
в отдельную экономическую категорию,
отражающую денежные отношения государства
с юридическими и физическими лицами по
поводу перераспределения национального
дохода (частично и национального богатства)
в связи с образованием и использованием
бюджетного фонда, предназначенного на
финансирование народного хозяйства,
социально-культурных мероприятий, нужд
обороны и государственного управления.
Именно с помощью
бюджета государство имеет возможность
сосредоточивать финансовые ресурсы на
решающих участках социального и экономического
развития, с помощью бюджета происходит
перераспределение национального дохода
между отраслями, территориями, сферами
общественной деятельности. Ни одно из
звеньев финансов не осуществляет такого
многовидового и многоуровневого перераспределения
средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая
экономические процессы, протекающие
в структурных звеньях экономики, бюджет
дает четкую картину того, как поступают
в распоряжение государства финансовые
ресурсы от разных субъектов хозяйствования,
показывает, соответствует ли размер централизуемых
ресурсов государства объему его потребностей.
Таким образом, при правильном подходе
бюджет объективно может быть не просто
средством государственного экономического
регулирования, он может реально влиять
на рост экономики и социальной сферы,
ускорение темпов научно-технического
прогресса, обновление и совершенствование
материально-технической базы общественного
производства. Но здесь важно подчеркнуть,
что проявление присущих бюджету свойств,
его использование в качестве инструмента
распределения и контроля возможно только
в процессе человеческой деятельности,
что находит свое выражение в создаваемом
государством бюджетном механизме, который
является конкретным выражением бюджетной
политики, отражающим нацеленность бюджетных
отношений на решение экономических и
социальных задач.
Говоря о государственном
бюджете РФ, нельзя не сказать о
роли, значении и проблемах региональных
бюджетов. Сложность решения проблемы
региональных финансов определяется не
только формирующимися новыми подходами
к управлению территориями, но и
невозможностью выработки для этих
целей в российских условиях некоей
универсальной модели действия, что
прежде всего связано с большой
дифференциацией в уровнях
Это обуславливает актуальность избранной тематики курсовой работы, направленной на глубокое, всестороннее изучение сущности, формирования, использования государственного бюджета.
Объектом данного исследования является государственный бюджет РФ, его сущность, порядок формирования и использования.
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении и изучении вопросов сущности, формирования и использования государственного бюджета.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и структуру государственного бюджета;
- изучить порядок составления,
рассмотрения и утверждения
- рассмотреть основные проблемы госбюджета России.
В данной курсовой работе будут использованы источники следующих авторов: Г.С. Вечканов, Л.П. Кураков, К.Л. Астапов, А.В. Русавская, В.А. Рыжков.
1. Сущность и
структура государственного
1.1. Понятие государственного
бюджета.
Финансовые отношения, складывающиеся
у государства с предприятиями,
организациями, учреждениями и населением,
называются бюджетными. Специфика этих
отношений как части финансовых
состоит в том, что они, во-первых,
возникают в распределительном
процессе, непременным участником которого
является государство (в лице соответствующих
органов власти), и, во-вторых, связаны
с формированием и
Бюджетные отношения характеризуются
большим многообразием, поскольку
охватывают разные направления распределительного
процесса (между секторами экономики,
сферами общественной деятельности,
отраслями народного хозяйства,
территориями страны) и охватывают
все уровни хозяйствования (федеральный,
республиканский, местный). [3.с.17]
Бюджетным отношениям присущ объективный
характер. Он обусловлен тем, что в руках
государства ежегодно должна концентрироваться
определенная доля национального дохода,
необходимая для удовлетворения социально-культурных
потребностей граждан, решения оборонных
задач, покрытия общих издержек государственного
управления.
В процессе функционирования
бюджетные отношения получают соответствующее
им материально-вещественное воплощение;
они материализуются (овеществляются)
в бюджетном фонде страны, имеющем
сложную организационную
Совокупность бюджетных
отношений по формированию и использованию
бюджетного фонда страны составляет понятие
государственного бюджета. По экономической
сущности государственный бюджет - это
денежные отношения, возникающие у государства
с юридическими и физическими лицами по
поводу перераспределения национального
дохода (частично - и национального богатства)
в связи с образованием и использованием
бюджетного фонда, предназначенного на
финансирование народного хозяйства,
социально-культурных мероприятий, нужд
обороны и государственного управления.
Благодаря бюджету государство имеет
возможность сосредоточивать финансовые
ресурсы на решающих участках экономического
и социального развития.
Будучи экономической
формой существования реальных, объективно
обусловленных
-государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований ;
-с помощью бюджета происходит
перераспределение национального дохода,
реже - национального богатства между
отраслями народного хозяйства, территориями
страны, сферами общественной деятельности;
пропорции бюджетного перераспределения
стоимости в большей мере, чем у других
звеньев финансов, определяются потребностями
расширенного воспроизводства в целом
и задачами, стоящими перед обществом
на каждом историческом этапе его развития;
-область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.
Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.
Сущность государственного
бюджета как экономической
Так, содержание распределительной функции
бюджета определяется процессами перераспределения
финансовых ресурсов между разными подразделениями
общественного производства. Ни одно из
других звеньев финансов не осуществляет
такого многовидового (межотраслевое,
межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого
(федеральный, республиканский, краевой,
городской и т.д.) перераспределения средств,
как бюджет.
Контрольная функция заключается
в том, что бюджет объективно - через
формирование и использование фонда
денежных средств государства - отображает
экономические процессы, протекающие
в структурных звеньях
Государственный бюджет всегда являлся
важным инструментом воздействия на развитие
экономики и социальной сферы. С его помощью
государство, осуществляя перераспределение
национального дохода, может изменять
структуру общественного производства,
влиять на результаты хозяйствования,
осуществлять социальные преобразования
и т.д.
Большое влияние на экономику
страны способен оказывать бюджет благодаря
тому, что он может использоваться
в интересах ускорения научно-
1.2. Разработка и утверждение государственного
бюджета.
Разработка бюджетов любого
уровня представляет собой чрезвычайно
сложную процедуру, включающую его
составление, рассмотрение, утверждение,
собственно исполнение, а также контроль
за исполнением, что получило название
бюджетного процесса. Бюджетный процесс
регулируется Законом РФ “Об основах
бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РФ”, решениями государственных
представительных органов власти субъектов
Федерации, Правилами о порядке
составления и исполнения бюджета,
издаваемыми Министерством
Информация о работе Формирование и использование госбюджета в России