Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что Беларусь, находясь в очень удобном географическом положении, на пересечении транспортных маршрутов соединяющих европейские страны с Россией и Азией, должны были давно начать развивать данную отрасль.
Весьма ощутимый вклад логистика внесла и в развитие мирового туризма. В туризме развитых стран логистика занимает одно из лидирующих мест по уровню вклада в развитие данной отрасли. В нашей стране туристическая логистика развита очень незначительно и практически не используется.
Для написания данной работы использовали статьи, монографии и публикации отечественных и зарубежных ученых, а так же теоретические основы логистики и логистики в туристической деятельности.
Введение 2
1. Сущность и место логистики в современной экономике 4
2. Парадигмы и научная база логистики в туризме 8
3. Логистический подход к управлению предприятиями в сфере туризма 15
4. Белорусские проблемы в логистической сфере 20
Заключение 23
Список литературы 25
БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И
Формирование
логистики в туристической
деятельности
Курсовая
работа
студента 4 курса
отделения «Экономическая теория»
Шилько
Максима Юрьевича
Научный руководитель
доцент кафедры теоретической и
институциональной экономики
Береснева
А.И.
Минск,
2011
Содержание
За последние 30 лет логистика стала прочно входить во многие отрасли производства и доставки товаров и услуг. Развиваясь как часть производства, логистика постепенно стала отделяться и трансформировалась в отдельную науку.
Перед логистикой стоит ряд проблем, которые она призвана решить:
В
Республике Беларусь логистики уделялось
мало внимания вплоть до 2008 года, когда
был разработан и подписан законопроект
о развитии логистики в нашей
стране до 2015 года. Так же во многих
ВУЗах стали формироваться
Применению логистика на предприятиях способствует развитие информационных технологий, которые упрощают и ускоряют получаемую и отправляемую информацию.
В сущности, логистика начала свое развитие в древние века, но действительное развитие и выделение её как науки началось только в 50-е годы 20-го века. Развивающаяся в помощь другим наука, логистика, со временем, приобретает статус самостоятельного направления.
Внедрение логистики в туризм началось с появлением у людей понятия массового отдыха, когда огромное количество туристов начало выезжать из своих стран на отдых в страны, находящиеся на весьма удаленном расстоянии от их места жительства. Логистика начинает использоваться на одном уровне с менеджментом, маркетингом и другими науками для привлечения и донесения информации до покупателей.
Актуальность данной работы заключается в том, что Беларусь, находясь в очень удобном географическом положении, на пересечении транспортных маршрутов соединяющих европейские страны с Россией и Азией, должны были давно начать развивать данную отрасль.
Весьма ощутимый вклад логистика внесла и в развитие мирового туризма. В туризме развитых стран логистика занимает одно из лидирующих мест по уровню вклада в развитие данной отрасли. В нашей стране туристическая логистика развита очень незначительно и практически не используется.
Для
написания данной работы использовали
статьи, монографии и публикации отечественных
и зарубежных ученых, а так же
теоретические основы логистики и логистики
в туристической деятельности.
Логистика как наука и как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в начале 1950-х годов, прежде всего в США. Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в индустриально развитых странах, причем сам термин логистика в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов. Логистика является относительно молодой и развивающейся наукой. Многие вопросы, относящиеся к ее понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием. Логистика рассматривает управление материальными и сопутствующими информационными и финансовыми потоками, т. е. охватывает весь комплекс вопросов, связанных с процессами обращения сырья, материалов и готовой продукции, доведением их от поставщиков до предприятий-производителей и до конечных потребителей в соответствии с их требованиями.
Примечательным
является все более широкое
Феномен логистики в настоящее время можно сравнить с темпами развития кибернетики в пятидесятые годы. Проникновение логистики в сферу экономики в существенной степени обязано компьютеризации управления и, как показывает зарубежная практика, сегодня мы имеем дело с быстро развивающейся инфраструктурой в сфере организации и управления производством, теоретические проблемы формирования которой составили новое научное направление.
Интенсивное развитие логистики в невоенной области связывают с энергетическим кризисом начала 70-х годов. Резкое ухудшение экономического состояния стран Западной Европы и США, растущие инфляция и безработица - потребовали разработки срочных мер по стабилизации и улучшению ситуации в сфере экономики. Тогда специалисты обратились к логистике как одной из эффективных форм интеграции снабжения, производства, транспорта и рыночного распределения с широким привлечением современных технологий и технических средств.[8]
В последние 25 лет развитию логистики способствовали следующие основные факторы:
• превращение рынка продавцов в рынок покупателей;
• технологические изменения в транспортных средствах и коммуникациях;
• появление и распространение современных ЭВМ;
• изменение структуры (усложнение состава) продуктов, увеличение числа ступеней их обработки до получения готовых изделий и соответственное усиление интеграции производства;
• расширение международного разделения труда и кооперирования;
• развитие теории систем и применение количественных математических методов к решению экономических задач.[9]
К концу XX века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную (снабженческую), производственную, сбытовую (распределительную), транспортную и информационную логистику. Каждая из перечисленных областей деятельности человека достаточно изучена и описана в соответствующей литературе, новизна же самого логистического подхода заключается в интеграции перечисленных, а также и других областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления потоками. Таким образом, логистика, прежде всего, работает на потребителя, стремясь максимально удовлетворить его запросы.
В
предпринимательской
В рамках отмеченного подхода к логистике имеется множество различных трактовок. Наибольшее распространение получили управленческие, экономические и оперативно-финансовые аспекты.
По
мнению американских ученых, логистика
- это планирование, управление и
контроль поступающего на предприятие,
обрабатываемого там и
Обобщая определения логистики, ее можно охарактеризовать как науку управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком информации.
В
настоящее время сложилась
В данном случае человек рассматривается как работник предпринимательской фирмы, являясь главным компонентом ее внутренней среды (ведущий агент производственного процесса), а фирма выступает как основное звено рыночной экономики. Природа определяется как нерукотворный окружающий мир.
Под обществом понимается вся окружающая среда фирмы: покупатели продукции, поставщики сырья, материалов, энергии, комплектующих изделий, общественные организации, конкуренты, банки, биржи и т. д.
Необходимость поиска новых источников повышения конкурентоспособности деловых фирм и относительная исчерпанность их в рамках самой фирмы привели к расширению зоны изыскания резервов, поиску не только в подразделениях фирмы (как производственных, так и непроизводственных), но и за ее пределами. Кроме того, возникла идея оптимизировать не отдельные компоненты производственно-коммерческого процесса, а их совокупность, то есть решить задачу оптимального использования всего ресурсного потенциала фирмы.
Логистика позволяет экономическим субъектам формировать стратегию эффективной политики по обеспечению своего конкурентного преимущества, исходя не из абстрактной ориентации на рынке, а на основе ориентации на конкретного потребителя. При этом логистическое мышление включает гораздо более широкий круг вопросов, чем просто управление физическим распределением продукции. Для принятия квалифицированного решения, повышающего конкурентоспособность фирмы в условиях рыночного противостояния, необходимо на уровне исследования операций, представляющих расчетный базис принимаемого решения, формализовать, большой массив информации, адекватно описывающий как саму фирму, так и окружающую внешнюю среду. Эти цели и ставятся перед логистикой, в большей степени, знаменующей переход от описательно-эмпирического к абстрактно-теоретическому уровню исследования.
Для определения места логистики в системе экономических наук и уточнения характера их взаимодействия рассмотрим формы и методы логистической деятельности.
Особенностью развития рынка средств производства, является» то, что он неразрывно связан с решением вопроса, который в теории рыночной экономики носит название MOB («Make or Buy» - сделать или купить), то есть какие виды комплектующей продукций» целесообразно производить самостоятельно или совместно на основании кооперации, а какие приобретать на основе развития хозяйстве венных связей. В данном случае выбор не может строиться только на затратном принципе. Аналитическое решение задачи MOB исходит из необходимости наличия двух положений:
Одной из причин высокой конкурентоспособности фирм является то, что, специализируясь на различных товарах и услугах, фирмы оказываются в состоянии сэкономить на издержках, связанных с предложением товара потребителям. Специализируясь на производстве определенного товара, фирма может производить его и выгодно продавать по цене, которую покупатели признают достаточной по сравнению с альтернативной ценой самостоятельного производства.[8]