Франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:02, реферат

Описание

Никто не поспорит с тем, что предпринимательство связано не только с прибылью, но и с риском. Всегда сложно наперёд дать вердикт новому предприятию. По статистике за первые пять лет предпринимательство заканчивается неудачей у 60-70% начинающих своё дело. Это связано с разными причинами.
Один из путей уменьшения риска — это участие в совместном предприятии, которое уже продемонстрировало успех на рынке, либо объединение с фирмой, которая создала продукт или услуги, принимаемые на рынке, и которая создала надежную систему финансового контроля и производства этого продукта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
История возникновения франчайзинга…………………………….....4
Франчайзинг по российскому праву: договор коммерческой
концессии………………………………………………………………..5
Преимущества франчайзинга……………………………………..…..5
Недостатки франчайзинга………………………………………...…...7
Известные компании-франчайзеры……………………………...……7
Франчайзинг в мире……………………………………………...…….8
Франчайзинг в России………………………………………………….8
Совершенствование франчайзных отношений……………………….8
Какую цену платит франчайзополучатель………………………......10
Источники финансирования франчайзополучателя……………...…11
Заключение……………………………………………………………..13

Работа состоит из  1 файл

Франчайзинг_Вавилов_И_П_43(05).docx

— 41.23 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ  ИНСТИТУТ

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

 
 

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по курсу хозяйственное право на тему

«Франчайзинг»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Студент Вавилов И.П.
Группа 43(05)
Проверил Яковлева М.В.   
Дата  
Оценка  
 
 
 
 
 
 

       

 
 
 
 
 
 

МОСКВА 2011

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………3

История возникновения франчайзинга…………………………….....4

Франчайзинг по российскому праву: договор коммерческой

концессии………………………………………………………………..5

Преимущества франчайзинга……………………………………..…..5

Недостатки франчайзинга………………………………………...…...7

Известные компании-франчайзеры……………………………...……7

Франчайзинг в мире……………………………………………...…….8

Франчайзинг в России………………………………………………….8

Совершенствование франчайзных отношений……………………….8

Какую цену платит франчайзополучатель………………………......10

Источники финансирования франчайзополучателя……………...…11

Заключение……………………………………………………………..13

 

 

Введение

 

Никто не поспорит с тем, что предпринимательство  связано не только с прибылью, но и с риском. Всегда сложно наперёд  дать вердикт новому предприятию. По статистике за первые пять лет предпринимательство  заканчивается неудачей у 60-70% начинающих своё дело. Это связано с разными причинами.

Один  из путей уменьшения риска — это  участие в совместном предприятии, которое уже продемонстрировало успех на рынке, либо объединение с фирмой, которая создала продукт или услуги, принимаемые на рынке, и которая создала надежную систему финансового контроля и производства этого продукта.

Франча́йзинг (англ. franchise, «лицензия», «привилегия»), франшиза (от фр. franchir, «освобождать»), коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера. Франчайзодатель способен достичь более глубокого проникновения на рынок с минимальными инвестициями, в то время как франчайзополучатель в состоянии развернуть свою предпринимательскую деятельность с меньшим риском.

Министерством торговли США подсчитано, что закрытие франчайзных предприятий в первые пять лет их работы составляет лишь 4% . Франчайзодатель через эксперименты и приобретаемый опыт дает возможность устранить многие из тех причин, которые влекут за собой неудачи вновь начинаемого дела.

Франчайзинг может быть разделен на две категории. Первая известна как организация распределения продукта. Примером франчайзинга этой категории может служить производство и распространение прохладительных напитков, готовых к употреблению пищевых продуктов, а также продажа автомобилей. Вторая известна как форма предпринимательства .

В индустрии  гостеприимства наиболее распространена вторая категория франчайзинга. "Холидей  Инн", "Редиссон Хотэлз", рестораны "Деннис" и "Уэндиз" являются примерами такого подхода. В каждом договоре франшизы франчайзодатель  предоставляет франчайзополучателю  право использования символа, ноу-хау  и системных структур франчайзодателя. Обычным условием является участие  в рыночной стратегии.

Вопреки расхожему мнению, только 15 % ресторанов McDonald’s в мире принадлежат непосредственно компании «McDonald’s Corporation», все остальные являются собственностью генеральных (национальных) дистрибьютеров (франчайзи). Условия использования очень жесткие — договором регламентируются такие мелочи, как цветовая гамма и размер столиков. Франчайзодатель создает полную концепцию предприятия или методов работы, а франчайзополучатель покупает право использовать имеющиеся наработки.

 

История возникновения франчайзинга

 

Прототипом  современной системы франчайзинга принято считать систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера. Основатель всемирно известной компании «Singer Sewing machine company» Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории Соединенных Штатов.

На момент организации первой в мире полноценной  франчайзинговой системы фирма Зингера обеспечила массовое производство швейных машин, позволяющее поддерживать самые конкурентные цены, но при этом не имела налаженной системы сервиса, которая позволила бы организовать обслуживание и ремонт машин на всей территории США. В связи с этим и была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определённой территории. Эти первые франшизы, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайза (дилера) обслуживать машины.

Современный франчайзинг испытал настоящий  подъём в 1898, когда компания «Дженерал моторс» начала применять франчайзинговое дилерство.

В 1920-х  годах в США начал развиваться стандартный товарный франчайзинг. По принципу франчайзинга начали строить свои взаимоотношения с владельцами розничных магазинов крупные оптовые поставщики. Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительно многочисленные скидки, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.

После кризиса в экономике США 1930 года франчайзинг начали осваивать нефтеперерабатывающие компании. Так появились первые сетевые бензоколонки, принадлежавшие независимым франчайзи. Как правило, заправочные станции передавались мелким местным предпринимателям на условиях аренды.

Классический  товарный франчайзинг, распределяющий в системе франчайзер — франчайзер товары, и услуги начал видоизменяться только в 50х годах прошлого века.

В 1945 году Рэй Крок, будущий основатель компании McDonald's, заинтересовался причинами популярности одного небольшого ресторана в San Bernardino на Западе США. В результате он обратился к владельцам успешного ресторана и вскоре получил лицензию на право купли-продажи таких же ресторанов. В 1955 году Рэй Крок основал компанию McDonald’s System, Inc., которая является родоначальником франчайзинга бизнес формата (Business Format Franchisings), то есть франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса.

В России франчайзинг начинает получать широкое  распространение лишь в последние  годы. В частности, по франчайзинговой  схеме работает большая часть  сети продовольственных магазинов-дискаунтеров «Пятёрочка», часть салонов связи компании «Евросеть», электронная карта-справочник «2ГИС», фирма .

 

Франчайзинг по российскому праву: договор коммерческой концессии

 

В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока  право использовать в предпринимательской  деятельности пользователя комплекс принадлежащих  правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Договор коммерческой концессии предусматривает  использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого  опыта правообладателя в определённом объёме (в частности, с установлением  минимального и (или) максимального  объёма использования), с указанием  или без указания территории использования  применительно к определённой сфере  предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя  или произведённых пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Сторонами по договору коммерческой концессии  могут быть коммерческие организации  и граждане, зарегистрированные в  качестве индивидуальных предпринимателей.

 

Преимущества франчайзинга

 

Для франчайзера  приоритетная выгода франчайзинга заключается  в том, что он получает хоть и небольшой, но гарантировано-стабильный объем  продаж своей продукции, так как  франчайзи обязаны покупать у  него определенные договором партии товара, расходных материалов или  иной продукции/услуг. Если доход стабильный, то его можно с успехом планировать  на будущее, а значит, развивать новые направления. 
При всем при этом франчайзер не обременен трудностями, связанными с рядом расходов, которые есть у обычных игроков, — обучение и подбор персонала, контроль качества и т.д.

 

Использование проверенной бизнес-системы

Прежде  чем предлагать свою франшизу на рынке, франчайзер должен «довести до ума» свою бизнес-систему, отработать все бизнес-процессы и доказать эффективность своего бизнеса. Более того, франчайзер для  эффективного развития франчайзинговой сети должен иметь флагманское предприятие, на основании которого и происходит клонирование бизнеса. Поэтому, приобретая франшизу, предприниматель приобретает уже проверенную и отработанную бизнес-модель, которая доказала свою эффективность.

Информация о работе Франчайзинг