Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:32, курсовая работа
Организация финансово-кредитного обслуживания предприятий, организаций и населения, функционирование кредитной системы играют исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма зависят не только своевременное получение средств отдельными хозяйственными единицами, но и темпы экономического развития страны в целом
1. Введение.
2. Кредитная система и денежно-кредитная политика государства
2.1 Понятие кредита. Функции и операции центральных банков.
2.2.1Функции, операции, цели и основные инструменты Центрального Банка
2.3 Коммерческие банки. Их функции, виды, принципы их деятельности
2.4 Денежно-кредитная политика.
3. Основные инструменты денежно-кредитной политики.
4. Особенности развития денежно-кредитной политики России
5. Заключение.
6. Список литературы
Особенности развития денежно-кредитной политики России.
При рассмотрении кредитной системы нужно учитывать, что она базируется на реализации сложных экономических отношений, прошедших длительный исторический путь развития и играющих консолидирующую роль в структуре всех экономических взаимосвязей в период перехода России к рынку.
Децентрализация управления
экономикой в условиях
На первом этапе реорганизации была создана новая структура государственных банков. Модель реорганизации включала:
Второй этап банковской
реформы был направлен на комплексную
реконструкцию системы
_________________
6 «Банковское дело»
финансовых ресурсов в сфере наиболее эффективного применения .
В целях создания системы
денежно-кредитного регулирования
были изменены статус Государственного
банка и его роль в экономике
страны. Банк был выведен из подчинения
правительства и получил таким
образом необходимую экономичес
В ходе второго этапа банковской реформы реорганизуется не только структура банка, но и происходят глубокие изменения в характере кредитных отношений. В результате в России практически сформировалась двухуровневая банковская система:
1 уровень - Центральный банк России ;
2 уровень – коммерческие банки и другие финансово-кредитные
учреждения.
Центральный банк России является главным банком государства. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБР – экономически самостоятельное учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Второй уровень банковской системы представлен прежде всего широкой сетью коммерческих банков, обеспечивающих кредитно – расчетное обслуживание субъектов хозяйственной жизни.
На ряду с коммерческими банками функционирует ряд специальных банков. К ним относятся ипотечные банки кредитующие под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся кредитованием под залог земельных участков; инвестиционные банки, осуществляющие операции по выпуску и размещению корпоративных ценных бумаг. Начался процесс формирования муниципальных банков, призванных обеспечить исполнение местных бюджетов, перераспределение с помощью кредита временно свободных финансовых ресурсов в рамках муниципальной собственности. Система специальных банков в силу несовершенства и отсутствия необходимой законодательной базы только начинает складываться.
Особое место в кредитной системе занимает Внешэкономбанк, преобразованный в банк по обслуживанию внешнего долга РФ, а также Банк реконструкции развития, созданный государством для финансирования правительственных целевых программ общегосударственного и регионального характера с использованием бюджетных ресурсов на выдачу льготных кредитов.
В кредитной системе
в институциональном плане
Помимо банковских учреждений во второй уровень кредитной системы входят также специальные финансово – кредитные институты. К ним относятся кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды, ссуда – сберегательные ассоциации, инвестиционные фонды, ломбарды и другие учреждения.
Активно развивается также коммерческое
и внутрифирменное кредитование. Устанавливаются
тесные связи между различными звеньями
кредитной системы и рынком ценных бумаг.
Таким образом, в РФ постепенно формируется кредитная система, которая строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой.
Несмотря на наличие задолженности и собственную
отягощенность внешним долгом, России предстоит и в будущем при развитии своего сотрудничества с зарубежными странами, в том числе и своими должниками, предоставлять кредиты.
В данной связи важной задачей является выработка продуманной политики кредитования, которая не приводила бы, как было в прошлом, к неэффективным затратам ресурсов, так остро необходимых самой России. Общее представление о направлениях современной кредитной политики России дает утвержденная Федеральным Собранием Программа предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям на 2002 год.
Программа предоставления РФ государственных кредитов
иностранным государствам, их юридическим лицам и
международным организациям на 2002год.7
|
Объем кредитов |
Кредит |
Направления кредитов | |||
От 2 до 10лет |
Более 10лет |
АЭС |
ТЭС, ГЭС |
Прочие объекты, товары, услуги | ||
Техническое содействие, всего, в т.ч. по странам |
500 |
82,4 |
417,6 |
303,6 |
0,0 |
196,4 |
Алжир |
0,4 |
0,4 |
- |
- |
- |
0,4 |
Болгария |
9,2 |
- |
9,2 |
9,2 |
- |
- |
Вьетнам |
114,0 |
- |
114,0 |
- |
- |
114,0 |
Индия |
35 |
- |
35 |
35 |
- |
- |
Ирак |
7 |
7 |
- |
- |
- |
7 |
Китай |
259,4 |
259,4 |
259,4 |
- |
- | |
Куба |
35 |
- |
35 |
- |
35 |
- |
Союзная Республика Югославия |
40 |
40 |
- |
- |
- |
40 |
Источник: Федеральный закон « О федеральном бюджете на 2002год» .Приложение №25(«Российская газета»2002/10.01)
Эта таблица содержит перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели предоставления, наименования получателей кредитов, общего объема, выделяемых в данном финансовом году.
Программа утверждается при рассмотрении проекта федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год. В случае, если в указанный срок она не была принята, действовавшая ранее утвержденная соответствующая программа продлевается на указанный очередной финансовый год.
Утвержденный предельный объем государственных кредитов может быть изменен после внесения соответствующих поправок в закон о федеральном бюджете.
В 2002 году намечается увеличить объем предоставления кредитов странам дальнего зарубежья с 400 млн. долларов до 500 млн. долларов.
__________________
7- Федеральный закон « О федеральном бюджете на 2002год». Приложение №25(«Российская газета»2002/10.01)
При этом значительно возрастет объем долгосрочных кредитов, которые составят 83% всех кредитов. Это связано с наметившимся улучшением состояния российской экономики. Наиболее крупными заемщиками будут Китай, Вьетнам и Союзная Республика Югославия.
Из-за отсутствия кредитного
финансирования сорвался крупный контракт
с Вьетнамом российского «
Был разморожен старый кредит Кубе в 50 млн. долларов, что обусловлено полным погашением задолженности по платежам в 1999 – 2001 гг. Кредит будет направлен на строительство линий электропередач, поставку оборудования для сахароперерабатывающих заводов, модернизацию железнодорожного и воздушного транспорта.8
Важной задачей
____________________
8 журнал «Экономист – 2002 г.» № 8 стр. 35-39
Таким образом, из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что Центральный банк Российской Федерации – высший орган банковского регулирования деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремиться к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.
Главная задача Центрального банка России заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т.е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций.
Коммерческие банки
являются основными каналами практического
осуществления денежно-
Преобладавшая до недавнего времени государственная форма собственности предполагала в основном централизованное бюджетное формирование предприятий. Существовавшая ранее система, при которой бюджетные средства выделялись в рамках государственного планирования развития экономики, не учитывала необходимости четкого законодательного регулирования финансово-кредитных вопросов.
С развитием в нашей стране рыночных отношений, появлением предприятий различных форм собственности особое значение приобретает проблема четкого правового регулирования финансово-кредитных отношений различных субъектов. Все чаще у предприятий всех форм собственности возникает потребность привлечения заемных средств, для осуществления своей деятельности и извлечения прибыли.
Без преувеличения можно сказать, что развитие денежно-кредитной системы даст толчок всей экономике в целом. От простоты кредитования предприятий и граждан напрямую зависит увеличение темпов роста во всех сферах экономической деятельности. При этом также нужно защищать интересы кредиторов, чтобы обеспечить возвратность займов
Любой хозяйствующий
субъект, в своей деятельности использует
не только собственные, но и заемные
средства, участие которых в
Реформу денежно-кредитной
системы нужно проводить в
системе с налоговой и
Список используемой литературы:
1.“Финансы, денежное обращение и кредит.” – автор Дробозина Л.В.
2. “Макроэкономика” – автор Протас В.Ф.
3.“Банковское дело”
Информация о работе Государственная кредитно-денежная политика