Государственная кредитно-денежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание

Организация финансово-кредитного обслуживания предприятий, организаций и населения, функционирование кредитной системы играют исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма зависят не только своевременное получение средств отдельными хозяйственными единицами, но и темпы экономического развития страны в целом

Содержание

1. Введение.
2. Кредитная система и денежно-кредитная политика государства
2.1 Понятие кредита. Функции и операции центральных банков.
2.2.1Функции, операции, цели и основные инструменты Центрального Банка
2.3 Коммерческие банки. Их функции, виды, принципы их деятельности
2.4 Денежно-кредитная политика.
3. Основные инструменты денежно-кредитной политики.
4. Особенности развития денежно-кредитной политики России
5. Заключение.
6. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Государственная кредитно-денежная политика.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

      

 

Особенности развития денежно-кредитной политики России.

 

 При рассмотрении кредитной системы нужно учитывать, что она базируется на реализации сложных экономических отношений, прошедших длительный исторический путь развития и играющих консолидирующую роль в структуре всех экономических взаимосвязей в период перехода России к рынку.

 Децентрализация управления  экономикой в условиях перехода  к рынку потребовала изменения  роли банковской системы в механизме управления экономикой. Ее реорганизация началась в 1987 г.6

На первом этапе реорганизации  была создана новая структура  государственных банков. Модель реорганизации  включала:

  • создание двухуровневой банковской системы (центрального эмиссионного банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих хозяйство);
  • перевод специализированных банков на полный хозрасчет и  самофинансирование;
  • совершенствование форм и методов кредитных отношений с предприятиями различных отраслей хозяйства.

Второй этап банковской реформы был направлен на комплексную  реконструкцию системы экономических  отношений в области кредита. Он был начат в 1988 г. созданием  первых коммерческих банков, призванных стать фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере.  Создание такого рынка будет означать замену административно-командных отношений на гибкие  экономические  методы  перемещения        

 _________________

6 «Банковское дело»

финансовых ресурсов в сфере наиболее эффективного применения . 

В целях создания системы  денежно-кредитного регулирования  были изменены статус Государственного банка и его роль в экономике  страны. Банк был выведен из подчинения правительства и получил таким  образом необходимую экономическую независимость. При обретении России суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк России на основе концепции, принятой в странах с развитой рыночной экономикой.

В ходе второго этапа  банковской реформы реорганизуется не только структура банка, но и происходят глубокие изменения в характере кредитных отношений. В результате в России практически сформировалась двухуровневая банковская система:

1 уровень - Центральный  банк России ;

2 уровень – коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения.                                                      

Центральный банк России является главным банком государства. Он независим  от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБР – экономически самостоятельное  учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Второй уровень банковской системы представлен прежде всего  широкой сетью коммерческих банков, обеспечивающих кредитно – расчетное  обслуживание субъектов хозяйственной  жизни.

На ряду с коммерческими  банками функционирует ряд специальных банков. К ним относятся ипотечные банки кредитующие под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся кредитованием под залог земельных участков; инвестиционные банки, осуществляющие операции по выпуску и размещению корпоративных ценных бумаг. Начался процесс формирования муниципальных банков, призванных обеспечить исполнение местных бюджетов, перераспределение с помощью кредита временно свободных финансовых ресурсов в рамках муниципальной собственности. Система специальных банков в силу несовершенства и отсутствия необходимой законодательной базы только начинает складываться.

Особое место в кредитной  системе занимает Внешэкономбанк, преобразованный  в банк по обслуживанию внешнего долга  РФ, а также Банк реконструкции  развития, созданный государством для финансирования правительственных целевых программ общегосударственного и регионального характера с использованием бюджетных ресурсов на выдачу льготных кредитов.

В кредитной системе  в институциональном плане можно  выделить также союзы,  ассоциации, консорциумы и иные объединения банков, образованные ими для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ.

Помимо банковских учреждений во второй уровень кредитной системы  входят также специальные финансово – кредитные институты. К ним относятся кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды, ссуда – сберегательные ассоциации, инвестиционные фонды, ломбарды и другие учреждения.

Активно развивается также коммерческое и внутрифирменное кредитование. Устанавливаются тесные связи между различными звеньями кредитной системы и рынком ценных бумаг.                                                 

Таким образом, в РФ постепенно формируется кредитная система, которая строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой.

Несмотря   на    наличие     задолженности     и     собственную

отягощенность внешним  долгом,  России предстоит и в  будущем при развитии своего сотрудничества с зарубежными странами, в том числе и своими должниками, предоставлять кредиты.

В данной связи важной задачей является выработка продуманной  политики кредитования, которая не приводила бы, как было в прошлом, к неэффективным затратам ресурсов, так остро необходимых самой России. Общее представление о направлениях современной кредитной политики России дает утвержденная Федеральным Собранием Программа предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям на 2002 год.

 

Программа предоставления РФ государственных кредитов

иностранным государствам, их юридическим лицам и

международным организациям на 2002год.7

(млн. долларах)

 

Объем кредитов

Кредит

Направления кредитов

От 2           до 10лет

Более

10лет

АЭС

ТЭС, ГЭС

Прочие объекты, товары, услуги

Техническое содействие, всего, в т.ч. по странам

500

82,4

417,6

303,6

0,0

196,4

Алжир

0,4

0,4

-

-

-

0,4

Болгария

9,2

-

9,2

9,2

-

-

Вьетнам

114,0

-

114,0

-

-

114,0

Индия

35

-

35

35

-

-

Ирак

7

7

-

-

-

7

Китай

259,4

 

259,4

259,4

-

-

Куба

35

-

35

-

35

-

Союзная   Республика

Югославия

40

40

-

-

-

40


 

Источник: Федеральный  закон « О федеральном бюджете  на 2002год» .Приложение №25(«Российская  газета»2002/10.01)

Эта таблица содержит перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели предоставления, наименования получателей кредитов, общего объема, выделяемых в данном финансовом году.

Программа утверждается при рассмотрении проекта федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год. В случае, если в указанный срок она не была принята, действовавшая ранее утвержденная соответствующая программа продлевается на указанный очередной  финансовый год.

Утвержденный предельный объем государственных кредитов может быть изменен после внесения соответствующих поправок в закон о федеральном бюджете.

В 2002 году намечается увеличить  объем предоставления кредитов странам  дальнего зарубежья с 400 млн. долларов до 500 млн. долларов.

__________________

7- Федеральный закон « О федеральном бюджете на 2002год». Приложение №25(«Российская газета»2002/10.01)

 

При этом значительно  возрастет объем долгосрочных кредитов, которые составят 83% всех кредитов. Это связано с наметившимся улучшением состояния российской экономики. Наиболее крупными заемщиками будут Китай, Вьетнам и Союзная Республика Югославия.  

Из-за отсутствия кредитного финансирования сорвался крупный контракт с Вьетнамом российского «Технопромэкспорта», который дважды выигрывал тендеры на строительство ГЭС «Назыонг» мощностью 100 Мвт, но вьетнамская сторона, испытывая недостаток финансовых ресурсов, не утверждала результаты тендеров. А В начале 2002 года подписан соответствующий контракт с японской «Marubeni», которая предоставит для реализации данного проекта кредит на 10 лет.

Был разморожен старый кредит Кубе в 50 млн. долларов, что обусловлено  полным погашением задолженности по платежам в 1999 – 2001 гг. Кредит будет  направлен на строительство линий  электропередач, поставку оборудования для сахароперерабатывающих заводов, модернизацию железнодорожного и воздушного транспорта.8

Важной задачей совершенствования  кредитной политики по отношению  к странам СНГ должно стать  использование норм кредитования, касающихся сроков погашения, процентных ставок, штрафных санкций, гарантий возврата.

 

 

 

 

____________________

8 журнал «Экономист – 2002 г.» № 8 стр. 35-39

Заключение

 

Таким образом, из всего  выше перечисленного можно сделать  вывод, что Центральный банк Российской Федерации – высший орган банковского  регулирования деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремиться к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Главная задача Центрального банка России заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т.е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций.   

Коммерческие банки  являются основными каналами практического  осуществления денежно-кредитной  политики Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает  обязательные для коммерческих банков правила поведения и регулирования  кредитных операций и денежного  обращения.

Преобладавшая до недавнего  времени государственная форма  собственности предполагала в основном централизованное бюджетное формирование предприятий. Существовавшая ранее  система, при которой бюджетные  средства выделялись в рамках государственного планирования развития экономики, не учитывала необходимости четкого законодательного регулирования финансово-кредитных вопросов.

С развитием в нашей  стране рыночных отношений, появлением  предприятий различных форм собственности  особое значение приобретает проблема четкого правового регулирования финансово-кредитных отношений различных субъектов. Все чаще у предприятий всех форм собственности возникает потребность привлечения заемных средств, для осуществления своей деятельности и извлечения прибыли.

Без преувеличения можно сказать, что развитие денежно-кредитной системы даст толчок всей экономике в целом. От простоты кредитования предприятий и граждан напрямую зависит увеличение темпов роста во всех сферах экономической деятельности. При этом также нужно защищать интересы кредиторов, чтобы обеспечить возвратность займов

Любой хозяйствующий  субъект, в своей деятельности использует не только собственные, но и заемные  средства, участие которых в производственном процессе необходимо. Такие отрасли народного хозяйства как сельское хозяйство, пищевая промышленность просто не могут существовать без отлаженной системы кредитования из-за особенностей производственного цикла.

Реформу денежно-кредитной  системы нужно проводить в  системе с налоговой и бюджетной  реформами, обеспечить ее законодательное закрепление.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1.“Финансы, денежное обращение и кредит.” – автор Дробозина Л.В.

2. “Макроэкономика” – автор Протас В.Ф.

3.“Банковское дело”

Информация о работе Государственная кредитно-денежная политика