Государственное регулирование коммерческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:11, курсовая работа

Описание

План

1. Введение
2. Цели, функции и методы государственного регулирования коммерческой деятельности.
3. Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование коммерческой деятельности
4. Развитие конкуренции на товарных рынках и борьба с монополизмом
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (8) 2003.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

     В США, например, в настоящее время  регулируется около 10% цен. Министерство сельского хозяйства и ряд  других государственных органов  регулируют и осуществляют контроль за ценами на сельскохозяйственную продукцию, энергоносители и ряд других социальных товаров и услуг. В Европейском союзе (ЕС) осуществляется активное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, а также цен на уголь, продукцию черной металлургии, текстильной промышленности, судостроения, на 
легковые автомобили, станки с программным управлением, электронику, лекарства и ряд других товаров. В Японии с начала 70-х гг. активным регулированием цен занимается Бюро цен правительственного Управления экономического планирования, в задачи которого входят контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, разработка стратегии кредитно-налогового регулирования цен и ее реализация. Цены на основные продукты питания устанавливаются парламентом и контролируются 
Министерством земледелия, лесоводства и рыболовства; железнодорожные тарифы регулируются Министерством транспорта: тарифы на водо и теплоснабжение, электроэнергию и газ — Агентством природных ресурсов и электроэнергии. Кроме того, жестко регулируются расценки на медицинское обслуживание, что делает его общедоступным. В целом в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен.

     Только  в нашей стране регулирование  цен со стороны государства минимально. Это сказывается на положение  простых граждан Российской Федерации. Административное вмешательство осуществляется через законодательные акты.

     Прямое  государственное хозяйственное  регулирование осуществляется главным  образом с помощью средств  бюджетной политики.

     Косвенные методы:

     кредитно-денежная политика,

     таможенная  политика,

     налоговая политика.

       Одной из важных форм регулирования  является денежно-кредитная. Вопросы денежно-кредитной политики и ее нацеленности на возобновление экономического роста путем рассмотрения факторов, влияющих на денежную массу (деловой оборот, его структура, цены, скорость обращения денег, резервные требования Центрального банка РФ и т.д.), исследованы рядом авторов: Роговой О.Л., Семенищевым С.А., Сенчаговым В.К.10

     Основные  направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации», содержат анализ текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.

     Изучение  причин кризиса 2008 года показало, что  они свелись, с одной стороны, к грубейшим ошибкам проводимого  экономического курса, а, с другой, —  к полнейшей неурегулированности  кредитно-финансовой системы, грубейшему нарушению всей финансовой дисциплины, погубившей и олигархов и всю финансовую систему.

     Резко снизился жизненный уровень населения. Резкое обострение экономического кризиса  показало неадекватность либерально-монетаристской модели рыночного реформирования реалиям российской экономики, привело к разрушению многих институтов инфраструктуры рынка.

     Государственное регулирование может осуществляться и с помощью кредитов, посредством изменения учетных ставок Центральным банком. Для стимулирования наиболее важных сфер деятельности (производства продовольственных товаров, малого и среднего бизнеса) может применяться льготное кредитование, льготное налогообложение, инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа).

     Главным инструментом мобилизации финансовых средств являются налоги. Они в государственном регулировании торговой деятельности играют двоякую роль: с одной стороны, — это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики; с другой, — это инструмент регулирования.

     Налоговое регулирование осуществляется с помощью налоговых ставок и налоговых льгот. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства в бюджетных поступлениях и должны определяться на компромиссной основе государства и заинтересованности предприятий в их деятельности и инвестировании. Западными экономистами разработаны различные методы определения оптимальных размеров налоговых ставок. «Кривая Лаффера» показывает, что превышение размера налогов выше оптимального на 30% ведет к снижению деятельности и сокращению поступлений в бюджет.

     В целях поддержания приоритетных, социально значимых отраслей, программ применяются налоговые льготы, имеющие  целевой характер: например, для  развития и поддержки малого предпринимательства.

     В современной теории и практике управления выделяют два уровня налогообложения: уровень федерации и уровень субъектов. В этой связи механизм налогообложения предусматривает увязку координационных и субординационных отношений субъектов налогообложения этих уровней.

     Стратегия налогового регулирования зависит  от политической ситуации в стране и регионе, системы управления экономикой и системы управления налогообложением, экономической системы государства  и региона, экономической сущности налогового регулирования, закономерностей его влияния на различные сферы социальных факторов.

     Проведенный учеными анализ использования в  России налогового регулирования в  управлении экономикой показывает, что  к настоящему времени еще не сформирована структура налогового механизма, в результате на уровне субъекта этот инструмент из регионального механизма управления практически исключается11.

     Мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.

     Механизм  государственного регулирования коммерческой деятельности может быть осуществлен  и с помощью организационно-административных методов регулирования. Административное регулирование реализуется посредством прямого воздействия руководителей на подчиненных, вышестоящих структур управления на нижестоящие с целью достижения результатов хозяйственной деятельности.

     Административный  механизм базируется на силе государственного влияния и ограничивается выдачей  лицензий на тот или иной вид товаров (деятельности) или его запрещение, а также охраной окружающей среды и созданием минимальной защиты слабо защищенных слоев населения.

 

    Органы  государственного регулирования, осуществляющие регулирование  коммерческой деятельности 

     Государственные организационные  структуры, участвующие  в регулировании  коммерческой деятельности :

     Торговопромышленная палата РФ, Российское агентство поддержки  малого предпринимательства, общественных объединений предпринимателей страны

     Основные  регулирующие органы: Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП), Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП),

     Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства,

     Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Государственном комитете РФ по управлению государственного имущества (Роскомпредпринимательства),

     Совет по промышленной политике и предпринимательству  при Правительстве РФ.

     Органы, контролирующие все  стороны коммерческой деятельности и их функции: Госторгинспекция, Госстандарт России, ГНС РФ, Министерство здравоохранения РФ, ГТК РФ. Взаимодействие ГТК с Госторгинспекцией с целью осуществления контроля за товарооборотом.

     Контролирующие  органы, проверяющие  отдельные виды торговли и выполняемые ими функции:

     Федеральная служба России по обеспечению государственной  монополии на алкогольную продукцию (осуществляет специальные исполнительные, контрольные и разрешительные функции  по обеспечению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции),

     Министерство  финансов РФ(осуществляет контролирующие функции в отношении торговли драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями их содержащими),

     Министерство  природных ресурсов РФ и Государственный комитет по Охране Окружающей Среды (осуществляют контроль за продажей меховых товаров),

     Российская  ассоциация развития малого предпринимательства (осуществляет защиту прав предпринимателей; обобщение и распространение  опыта деятельности малых предприятий; оказание информационной, консультационной, методической, правовой и иной помощи организациям поддержки малого предпринимательства).

 

    Развитие  конкуренции на товарных рынках и борьба с  монополизмом 

     Одним из направлений деятельности государства  является антимонопольное регулирование. Материальный ущерб от монополизма исчисляется, по оценкам специалистов, десятками миллиардов рублей в год, зачастую вредные последствия наступают, спустя некоторое время, в виде инфляции, общего спада экономического роста, ухудшения благосостояния населения.

     Направления антимонопольной  и конкурентной политики в областях:

     контроль  за экономической концентрацией  на товарных рынках,

     регулирование в сфере естественных монополий,

     демонополизация внешнеэкономической деятельности,

     предотвращение  недобросовестной конкуренции.

     Принятый  в 1991 г. Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

     Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических  структур (ГКАП) России проводит политику, направленную на развитие товарных рынков и конкуренции, а также предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

     Данный  закон определяет организационные  и правовые основы борьбы с монополизмом и направлен на создание условий для активного развития товарных рынков.

     Запрещаются следующие действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, которые могут  ограничить конкуренцию и ущемить  интересы других хозяйствующих субъектов:

    • изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
    • навязывание контрагенту (потребителю) условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора;
    • включение в договор дискриминационных условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
    • согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован;
    • создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
    • нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования, установление монопольно высоких (низких) цен;
    • сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
    • необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

Информация о работе Государственное регулирование коммерческой деятельности