Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:37, курсовая работа
Здесь рассматриваются роль и методы государственного регулирования в экономике
1. Государство как субъект экономики
2. Объекты и методы государственного регулирования
2.1 Объекты ГРЭ
2.2 Методы государственного регулирования
3. Основные теоретические концепции государственного регулирования
3.1 Кейнсианская концепция
3.2 Концепция монетаризма
4. Основные направления деятельности государственного регулирования современной российской экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Доля государственного
сектора в разных странах различна.
Европейский центр государствен
- доля государства в ВНП;
- численность занятых на государственных предприятиях;
- инвестиции, доля субвенций и налогов в ВНП и др.
Государство в своей
предпринимательской
Государственный сектор
и предпринимательство
Базой применения государственной формы собственности являются те сферы экономики, в которых велика потребность в прямом централизованном управлении, осуществлении государственных инвестиций, в которых ориентация на прибыльность не является критерием, достаточным для функционирования в общественных интересах. Значительную долю в государственной собственности занимают государственные предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой существует несколько типов государственных предприятий, среди которых можно выделить: собственно государственные предприятия, находящиеся под непосредственным, прямым контролем государственных органов управления; публичные корпорации. В последнее время широкое распространение получают предприятия смешанных частно-государственных фирм, в которых государству принадлежит часть акций компании или же ее контрольный пакет. Государственные предприятия являются инструментом проведения экономической политики. Наличие государственных предприятий позволяет решать проблему занятости; осуществлять проекты, имеющие высокую степень риска; путем снижения цен на продукцию государственных предприятий и отказ от прибыли в периоды роста инфляции государство осуществляет антиинфляционные меры. За счет государственных предприятий оказывается содействие местным частным товаропроизводителям путем поставки сырья и комплектующих изделий по ценам ниже рыночных и обеспечивается устойчивый рынок сбыта. При этом государственные предприятия в силу возложенных на них общегосударственных задач пользуются определенными гарантиями государства - различного рода субсидиями, защитой от банкротства, освобождением от обязательств по импорту, преимуществами госзакупок.
При оценке роли государственных предприятий важным вопросом является эффективность их функционирования. Ответ на него неоднозначен. Сравнительный анализ стоимости государственных (муниципальных) и частных услуг, проведенный немецким экономистом Э.Хамером на примере 300 предприятий, показал, что частное производство на 30-50% экономичнее, чем государственное. В Великобритании стоимость частных услуг ниже стоимости государственных на 30-40%, в США - на 30%.
По мнению же английских исследователей Д. Миллуорда и Д. Паркера, результаты многочисленных обследований не подтверждают тезис, согласно которому частное предпринимательство всегда и везде более эффективно, чем государственное.
Очевидно, при оценке эффективности деятельности предприятий, принадлежащих госсектору, следует учитывать ряд обстоятельств: выполнение ими общественных (социальных) обязательств; монопольное положение их в отдельных сферах экономики; гарантированность финансовой поддержки со стороны государства; методы управления государственными предприятиями.
Тот факт, что государственные предприятия существуют за счет бюджетных средств, тоже имеет негативное проявление. Они ограничены в заемных операциях на рынке частного капитала, и объемы капитальных вложений зависят от состояния государственных финансов, которых порой не хватает. С другой стороны, широкое использование средств государственного бюджета порождает у предприятий иждивенчество, лишает их стимулов к эффективной деятельности.
Однако, несмотря на определенные
положительные стороны
Процессы приватизации проходят при активной роли государства и имеют естественные пределы. Во многих странах правительства исключают из списков на приватизацию предприятия и отрасли инфраструктуры, отличающиеся высокой капиталоемкостью: электроэнергетику, каналы, трубопроводы, портовые сооружения, почту, связь, железные дороги и др. Как правило, приватизация включает несколько этапов, подробно прорабатываемых и оцениваемых различными правительственными ведомствами и учреждениями: определение конечной цели проекта приватизации конкретного предприятия; подготовка программы приватизации, зависящей от цели; выбор механизма приватизации; подготовка необходимых документов, оценка ситуации на рынке, маркетинг, поиск потенциальных покупателей, продажа акций.
Часто государство предпочитает реализовывать на рынке лишь небольшой пакет акций приватизируемого предприятия, сохраняя контрольный пакет акций в своих руках, что позволяет ему осуществлять регулирующие функции в конкретной компании, в частности, предупреждать возможность использования ею своего монопольного положения на рынке. Государство, оставляя за собой контрольный пакет акций в ходе приватизации, получает возможность увеличить капитал за счет привлечения средств извне, без потери контроля над конкретным видом бизнеса. Кроме того, в ряде случаев за государством остается "золотая" акция, дающая право накладывать вето на потенциальные решения нового руководства компании.
Следующим важным методом государственного регулирования является поддержка конкурентной среды. В него входит как антимонопольное регулирование рыночной экономики, так и государственное регулирование цен и поддержка малого и среднего бизнеса. Далее об этом подробнее.
Конкурентный рынок существует в условиях множества продавцов и покупателей, не имеющих возможности оказывать непосредственное воздействие на цены, объем производства и т.д. Развитие крупного производства, особенно на рубеже XIX-XX вв., приводит к возникновению монополий, что нарушает механизм рыночного равновесия, основанного на эффективной конкуренции. Она исключает монополизм, но может и сама приводить к нему, когда конкурентные преимущества кого-либо из производителей приобретают устойчиво-долговременный характер. То есть монополизм - это тоже атрибут рынка, но препятствующий осуществлению его позитивных функций. Отсюда возникает необходимость вмешательства в ход конкурентной борьбы со стороны государства.
В странах преимущественно с развитой рыночной экономикой на протяжении значительного времени существует законодательное ограничение монополизма. Более того, во многих странах еще в прошлом веке монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты и специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Рассмотрим опыт Соединенных Штатов Америки, который позволил сформировать известную американскую систему антитрестового права. В основе этой системы лежат два Акта: акт Шермана(1890г.) и акт Клейтона(1914г.) Акт Шермана, отражая интересы покупателей, объявлял недействительными договоры, ограничивающие свободу торговли и ведущие к формированию монополии. Суды стали считать монополистом любую фирму, на долю которой приходилось 50% продаж определенного товара, и более.
За попытки монополизировать рынок руководителей фирм стали наказывать лишением свободы на срок до 1 года, а сами фирмы - денежными штрафами, превышающими в три раза ущерб, нанесенный покупателям.
Акт Клейтона запретил контракты на продажу товара с принудительным ассортиментом, ценовую дискриминацию, ограничительную практику организации сбыта, переплетающиеся директораты фирм и слияния, осуществляемые через приобретение обычных акций конкурента. Образованная в 1914 г. федеральная торговая комиссия предназначалась для борьбы за запрещение "нечестных методов конкуренции" и против антиконкурентных слияний. Последующие законы Вилера Ли (1930 г.), Целлера Кефовера (1950 г.) продолжали эту тенденцию. В частности, Акт Целлера-Кефовера дополнил запрет Акта Клейтона на покупку через приобретение акций еще дополнительным положением о запрещении слияния путем приобретения активов.
В 1982 и 1984 гг. Министерство юстиции США приняло новые правила регулирования слияний фирм. Одним из главных нововведений правил 1982 г. было вступление в применение индекса Херфиндаля-Хиршмана (HHI). При его расчете используется удельный вес продукции в отрасли, то есть предполагается, что чем он больше, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:
,
где HHI - индекс Херфиндаля-Хиршмана;
S1 - удельный вес самой крупной фирмы;
S2 - удельный вес следующей по величине фирмы;
Sn - удельный вес наименьшей фирмы.
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (пример чистой монополии), то S1=100%, а HHI=10000. Если в отрасли 100 фирм, то S1=1%, а HHI=100. В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой HHI превышает 1800.
Американская система антимонопольного регулирования действует в Канаде, Аргентине и других странах.
Целью антимонопольной политики является, как уже указывалось, поддержание на соответствующем уровне рыночного механизма. Но исходя из целей стабилизации экономики, выхода из кризисных ситуаций, депрессии, государство прибегает к действиям, противоположным антимонопольному регулированию. В 20-30-е годы ХХ в. в ряде стран использовались меры принудительного картелирования. В США в системе "нового курса" Ф.Рузвельта был принят "Закон о восстановлении национальной промышленности" (НИРА), в соответствии с которым осуществлялось принудительное картелирование промышленных предприятий и государственное регулирование уровня промышленного производства в целях его сокращения. Вся промышленность США была разделена на 17 групп, в каждый из которых были введены так называемые "кодексы честной конкуренции", которые определяли единую политику цен, фиксировали размеры производства для каждого предприятия, распределяли рынки сбыта между участниками и устанавливали уровень заработной платы рабочих. В целях укрепления военного хозяйства и проведения политики автаркии (самообеспечения) гитлеровское правительство в Германии осуществляло насильственное картелирование мелких и средних предприятий. В 1931 г. в Японии был принят закон, согласно которому также проводилось принудительное картелирование главных отраслей промышленности.
Наиболее общее выражение государственное регулирование рыночной экономики находит в ценовой политике, оказывающей сильное воздействие на состояние рынка и экономический рост. Фактически теперь ни в одной развитой капиталистической стране уровень цен на товарных рынках не определяется спросом и предложением. Фактор спроса и предложения влияет на уровень цен весьма опосредованно - через влияние промышленно-экономической политики государства и других общественных институтов и хозяйственную практику крупного бизнеса.
Влияние правительственных и других институциональных субъектов (профсоюзы, союзы предпринимателей и т.п.) на регулирование и формирование цен в рыночной экономике осуществляется как в косвенных, так и прямых формах. Обычно превалируют косвенные, прямые применяются лишь в чрезвычайных обстоятельствах (войны, послевоенное восстановление, кризисная ситуация и др.)
Регулирование цен в обычных условиях осуществляется с помощью инструментария государственной макроэкономической политики, воздействующей на денежную массу, уровень инфляции, величину спроса, налоги, процентные ставки, с помощью антимонопольной политики, а также через проводимую правительством совместно с профсоюзами и предпринимателями политику регулирования заработной платы, прибыли и доходов. Политика эта сложная, страны варьируют. Так, в США государство регулирует только 10% цен, а в Австрии, Швейцарии - до 50%.
Целью государственного
вмешательства в
Меры, к которым прибегает
государство в ценовой
Установление фиксированных цен на товары и услуги производимые госсектором, лидерство в ценах. Примером может служить цены и тарифы на на продукцию добывающих отраслей промышленности, находящихся в государственной собственности, на электроэнергию с государственных электростанций, железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы и т.д. Как правило, это более низкие цены по сравнению с частным сектором. Цель искусственно сдерживаемых цен и тарифов - способствовать снижению издержек производства в частных хозяйствах и повышать национальную конкурентоспособность.
Государство так же оказывает влияние на ценообразование по средствам налоговой системы и политику амортизации. Во всех странах практически используются налог на добавленную стоимость и акцизные сборы (форма косвенных налогов). Налог на добавленную стоимость включается в цену товаров и услуг по определенной, установленной правительством ставке, и дифференцированные изменения ставок непосредственно воздействуют на динамику цен. Государственная политика установления цен на "акцизные товары", то есть на такие, которые являются объектом косвенного налогообложения, есть прямое государственное вмешательство в процесс ценообразования. К таким товарам в большинстве стран относятся винно-водочные изделия, табачные, бензин, автомобили и ряд других.
Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики