Государственное регулирование национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание

Здесь рассматриваются роль и методы государственного регулирования в экономике

Содержание

1. Государство как субъект экономики
2. Объекты и методы государственного регулирования
2.1 Объекты ГРЭ
2.2 Методы государственного регулирования
3. Основные теоретические концепции государственного регулирования
3.1 Кейнсианская концепция
3.2 Концепция монетаризма
4. Основные направления деятельности государственного регулирования современной российской экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование национальной экономики.doc

— 215.00 Кб (Скачать документ)

Однако российский монетаризм, в  отличие от западного носил жесткий  дерективно-рестрикционный характер, причем не редко на практике игнорировал  важнейшие его постулаты.

В частности, монетаризм не рекомендует  шокового сжатия денежной массы. Денежная масса должна наращиваться постепенно, создавая некоторую "зону расширения" для обращения совокупного национального  капитала и роста ВВП.

В России же проводилась политика постоянного сжатия денежной массы как основного рычага воздействия на инфляцию. В результате, монетизации ВВП сократилась с 73% в 1990 г. до 12% в 1995 г. Денежная масса не компенсировала роста цен. Это привело к истощению оборотных средств предприятий, к кризису промышленного производства и в конечном итоге к резкому экономическому спаду.

Экономический рост и предложение  денег связаны гибким и многосторонним механизмом, но динамика роста денежной массы не должна сковывать экономическую  деятельность хозяйствующих субъектов и подрывать всю денежную базу налоговых и бюджетных потоков.

Проводимая финансово-экономическая  политика в России привела к тому, что к концу 90-х годов доля доходов  в консолидированном бюджете  Российской Федерации сократилась  до 25% от ВВП.

Экономические реформы в России начались с реализации теории открытой рыночной экономики, в основе которой  лежит модель профессора Колумбийского  университета Р. Манделла и автора теории оптимальных валютных зон М. Флеминга - известных на западе представителей монетаризма. Базовым постулатом модели является утверждение о том, что эффективность налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики зависит от действующего режима валютного курса.

Валютный курс играет определяющую роль в денежно-кредитной политике, в которой он может являться целью, инструментом или просто индикатором в зависимости от выбранной модели политики.

Игнорирование или незнание этих принципов  Правительством РФ во главе с С.В. Кириенко привело к резкой девальвации  национальной валюты по отношению к доллару США в августе 1998 г. и явилось одной из причин финансового кризиса в России.

Кроме того, следует подчеркнуть, что  в странах с монетаристской ориентацией, как правило, доля налогов в валовом  доходе субъектов хозяйственной  деятельности колеблется от 25% до 35%, а в странах, где доминирует кейнсианская политика, - от 34% до 45%.

В России же при провозглашенных  в начале перестройки исключительно  монетаристских методах воздействия  на ход экономического развития к  концу 90-х годов удельный вес налогов достигал такого уровня (по некоторым оценкам, до 80-90%), при котором любой легальный бизнес становился невыгодным.

Кроме того, в условиях, когда наличная долларовая масса в пересчете  по официальному курсу в России примерно в два раза превышала рублевую наличность, было невозможно нормальное кредитно-денежное регулирование исключительно монетаристскими методами.

Финансовый кризис в России, разразившейся  в августе 1998 г. показал, что ориентация в экономической политике только на использование данной концепции не может решить всех проблем создания основ рыночной экономики.

 

4. Основные направления государственного регулирования экономики

 

Механизм государственного регулирования не является раз и  навсегда данным и неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями технологического развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования.

В любом случае государственное  регулирование должно быть эффективным, т. е. максимально использовать предпринимательскую энергию для углубления партнерства и катализации бизнеса. Оно эффективно в том случае, когда поддерживает те сферы, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами — здравоохранение, образование, макроэкономическая стабильность, защита неимущих и т. д. По такому пути развиваются экономические и социальные процессы в Российской Федерации, где за годы реформ 80-90-х годов заложены основы финансово-экономического регулирования экономики. Перспективы российской экономики связываются с гарантией прав собственности и справедливой конкурентоспособности для эффективного функционирования рыночной экономики. Государство осуществляет контроль над денежной массой, снижением инфляции, а также обеспечением структурных сдвигов в производстве и экспорте продукции.

Активизацию инвестиционного  процесса государство предполагает достичь путем удешевления кредитных  ресурсов в условиях новой экономической  конъюнктуры.

Социальная и военная реформы позволят в перспективе сократить нагрузку на государственный бюджет и увеличить расходы на образование, здравоохранение, культуру и пенсии.

Предполагается, что бюджет как метод экономического воздействия  будет стимулировать экономический рост. Это достигается тем, что средства налогоплательщиков предоставляются корпоративному сектору исключительно на конкурсной основе. Уменьшится количество налогов и налогооблагаемой базы, произойдет выравнивание налоговой нагрузки.

Анализируя опыт государственного регулирования в развитых рыночных государствах и странах транзитивной экономики, можно отметить функциональные регулирующие тенденции в экономике.

Основные функции государственного регулирования реализуются, во-первых, в направлении достижения и сохранения национальных конкурентных преимуществ экономики. Страна достигает конкурентного преимущества благодаря экономическим факторам и наличию уникальных институциональных механизмов, способных непрерывно повышать уровень использования факторов производства: ресурсов, рабочей силы, предпринимательства.

Общепризнанной задачей  правительства становится разработка политики нововведений, стимулирование усовершенствований в технике, выгодных для национальной экономики. Это  позволяет повысить эффективность  производства, диктовать высокие цены благодаря высокому качеству, осваивать новые наукоемкие отрасли и отдельные территории.

Экономическое регулирование  на уровне территории уменьшает неравномерности  социально-экономического развития регионов, снимает социальную напряженность в депрессивных регионах, стимулирует эффективное использование экономического потенциала территории.

Одна из основных функций государства - экономическая. Она заключается  в создании необходимых условий  для устойчивого развития экономических отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих отношений.

Роль государства на различных  этапах развития общества неодинакова. Современное российское общество характеризуется  переходным состоянием экономики, что  не может не учитываться при изучении проблемы соотношения государства, права и экономики. Однако в любом случае речь идет об экономике рыночного типа, о рынке.

Объективная необходимость государственного регулирования рыночных отношений  основывается на ограниченности возможностей рынка в производстве общественных товаров, что и является основным побудительным мотивом в деятельности государства в сфере экономики.

 

 

Заключение

 

В завершении работы делаем обобщающие выводы:

  1. Государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничения монополизированного производства. Государству требуется направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов.

2. В условиях рынка  государственное регулирование  экономики (ГРЭ) представляет  собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего  характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

3. Государство вмешивается  в жизнь рынка только в той  степени, в которой требуется  для поддержания устойчивости макроэкономического равновесия, для обеспечения работы механизма конкуренции или для контроля над теми рынками, на которых условия свободной конкуренции не осуществимы.

4. В настоящее время  сложно говорить о России как  об едином национальном хозяйстве, о ее экономике как о целостной системе, поддающейся объективному количественному анализу. Еще достаточно трудно прогнозировать возможность создания действенных механизмов саморегуляции в российской экономике. В ходе экономических преобразований в России создаются лишь отдельные элементы функциональных экономических систем, из которых в перспективе должны сформироваться действенные механизмы саморегуляции.

5. В силу специфики России и ряда объективных препятствий процесс формирования широкой сети действенных механизмов государственного регулирования потребует еще значительного периода времени. Но уже теперь можно говорить о формировании функциональных направлений регулирования экономики государством. Экономические функции современного государства многообразны и сложны.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Экономическая теория: Учеб. пособ. / Под ред. Акулова В.Б. и Акуловой О.В. 2002г.
  2. Государственное регулирование экономики: Курс лекций. /Под ред. А.Д Нестеровой.
  3. Экономическая теория. Учеб. пособ. / Под общей ред. д.э.н., проф. Г.Н. Власова и к.э.н., доц. А.М. Желтова. Гл. 2
  4. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учеб. пособ. / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича, Гл. 42
  5. Журнал "Золотой лев" № 111-112 статья Адрианова В. (www.zlev.ru)
  6. Николаева И.П. Экономическая теория, Гл. 13
  7. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов, Гл. 16,17,17.6
  8. Кучуков Р., Савка А. Государственное регулирование: нацеленность на результаты// 37, 2006, № 9
  9. Экономическая теория: Учебник/ В.Я. Иохин, Гл. 34
  10. Экономическая теория: Учебник для вузов / под.ред. А.И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. 3-е изд. 2001г. ст. 454-459
  11. Самуэльсон П.Э. Экономика, т.2., 2002г. ст 372
  12. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: учеб. пособ. 2-е изд., перераб. и доп. 2005г. ст. 257
  13. Равенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики// 37, 2001г., №8
  14. Покрытан П. О регулировании монопольных тарифов // 37, 2006г. №2

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики