Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:41, курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Необходимость вмешательства государства в экономику………..5
Глава 2. Теории рыночного регулирования:
2.1. Неоклассическая теория………………………………………..7
2.2. Неокейнсианская теория………………………………………11
Глава 3. Основные направления и методы государственного регулирования рыночной экономки………………………………….15
Глава 4. Особенности государственного регулирования в России…………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………….…………………….32
Список использованной литературы…………………………………34
на тему:
«Государственное регулирование рыночной
экономики»
Иркутск
2007г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Необходимость вмешательства государства в экономику………..5
Глава 2. Теории рыночного регулирования:
2.1. Неоклассическая теория………………………………………..7
2.2. Неокейнсианская теория………………………………………11
Глава 3. Основные направления и методы государственного регулирования рыночной экономки………………………………….15
Глава
4. Особенности государственного регулирования
в России………………………………………………………………
Заключение……………………………………….…………
Список
использованной литературы…………………………………34
Введение
В
обеспечении нормального
Государственное регулирование
Российской экономики имеет
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы грани-цы и направления государственного вмешательства, су-ществует широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономическо-го либерализма. Однако необходимость выполнения госу-дарством определённых функций в экономике не подвер-гается сомнению. Это ещё раз получило подтверждение в ходе «кейнсианской революции», которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.
Осуществляя регулирование экономики, государство использует разные направления и методы воздействия, такие как: денежно-кредитная политика, налоговая политика, политика государственных расходов и т. д., одновременно придерживаясь цели создания условий для свободного функционирования рынка. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия.
в
экономику.
Государство является формой политической самоорганизации людей на определённой чётко очерченной территории. Особенность государства в отличии от других социальных организаций состоит в том, что оно воплощает всеобщую волю всех своих граждан и с этой точки зрения призвано выражать, защищать и реализовывать интересы всего общества. Более того, как показывает опыт стран с либерально-демократическими режимами, именно государство сыграло решающую роль в обуздании стихийных рыночных сил, корректировке их негативных последствий, беспрецедентном повышении жизненных стандартов, противодействии произволу корпораций и т.д.
Государственное
регулирование экономических и
социальных процессов преследует несколько
основополагающих целей. К ним прежде
всего относятся обеспечение
условий для нормального
Теории рыночного
регулирования.
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах её становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина – меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промыш-ленности. В особенности это проявилось во Франции в правление министра финансов Кольбера (1669-1683), вследствие чего практичекий французский меркантилизм вошёл в историю под названием кольбертизм и зарактеризовался установлением жестких запретительных ввозных пошлин и протекционистской политикой развития местной промышленности. Другой представитель этого направления, А.Монкретьен (1575-1621) ввел в научный оборот (в 1615г.) термин “политическая экономия”.
В
90 годах XIX века возникло одно из современных
направлений экономической
явившись альтернативой классической политической экономии.
С
30 годов ХХ века теоретико-методологические
задачи «неоклассиков» дополнились
макроэкономическими
Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции» доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать её дальнейшей стабилизации.
В
практическом плане экономическую
политику, отражающую идеи Кейнса, когда
через соответствующий
Главным достижением этой школы является разработанная Вальрасом модель конкурентного равновесия, которое должно характеризоваться тремя условиями:
во-первых, действительно спрос и предложение производительных услуг (то есть фактор производства - труда, земли и капитала) равны и существует устойчивая постоянная цена на рынке этих услуг;
во-вторых, действительные спрос и предложение продуктов равны и существует постоянная и устойчивая цена на рынке продуктов, и, наконец,
в-третьих, продажная цена продуктов равна издержкам, выраженным в производительных услугах.
Два первых условия относятся к равновесию обмена (т.к предприниматели являются покупателями производительных услуг и производителями потребительских продуктов, а владельцы производительных услуг являются покупателями предметов потребления), третье – к равновесию производства (равновесие между суммой цен на готовые продукты и суммой цен на производительные услуги). В целом для неоклассической теории характерен микроэкономический подход к экономическим явлениям в отличие от кейнсианства, в теории которого доминирует макроэкономический подход. Неоклассики заложили базу для более поздних теорий экономики благосостояния, экономического роста. Эти концепции иногда называют современной неоклассической школой. Некоторые экономисты до недавнего времени попытались также соединить отдельные положения классической теории, неоклассицизма и кейнсианства – это течение получило название неоклассического синтеза.
Развитие
рыночной экономики во второй половине
ХХ века выявило чётко обозначившуюся
тенденцию расшире-ния
В России большинство экономистов высокого класса склоняются к тому, что Российское правительство должно играть значительно более важную роль при переходе к ры-ночной экономике. Сегодня внимание должно сместиться на государственный сектор, деятельность правительства по перестройке промышленности, учреждению рыночных инс-титутов и созданию условий для конкуренции. Серьёзные меры должны быть приняты для предотвращения кримина-лизации экономики.
Для
преодоления депрессии
обеспечить
создание производственного капиталла,
изъяв для этого инвестиции из
непродуктивной сферы и способствуя
созданию новых конкурирующих предприятий.
Неокейсианство, модификация кейсианства, обосновывающая концепцию государственного регулирования рыночного хозяйства в условиях послевоенного развития. Неокейсианство сложилось в первой половине 1950-х годов и оставалось одной из главных концепций экономической политики развитых стран Запада до конца 1970-х годов. Наиболее видными представителями этой теории являются Р.Харрод, Э.Хансен, Е. Домар, Дж. Робинсон, Н. Калдор и др.
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики