Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:41, курсовая работа

Описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Необходимость вмешательства государства в экономику………..5
Глава 2. Теории рыночного регулирования:
2.1. Неоклассическая теория………………………………………..7
2.2. Неокейнсианская теория………………………………………11
Глава 3. Основные направления и методы государственного регулирования рыночной экономки………………………………….15
Глава 4. Особенности государственного регулирования в России…………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………….…………………….32
Список использованной литературы…………………………………34

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование рыночной экономики.DOC

— 146.00 Кб (Скачать документ)

  Задачи  реформирования должны быть радикально изменены. Экономика должна служить  не обогащению отдельных лиц, а благосостоянию всех людей. Прежде всего нужно сформулировать условия, которые необходимо соблюдать при реализации любой конкретной программы реформирования, разработать общие правила хозяйственного поведения, регламентирующие деятельность любого физического или юридического лица. Эти правила должны быть построены таким образом, тобы доход каждого работника и коммерческой организации мог повышаться лишь в том случае, когда их деятельность приносит пользу обществу, и лишь в объёме, не превышающем размера этой пользы. Иных легитимных источников обогащения, таких, как льготы и привилегии для одних и запреты для других, рента, монопольные эффекты, отрицательные ставки депозитных процентов и т.п., быть не должно.

  Формирование  общих принципов хзозяйственной деятельности, ликвидация разнообразных  лазеек для узаконенного воровства, сознательно или бессознательно оставляемых руководителями исполительной власти, -  основа всей законотворческой деятельности в области экономики.

  Таким образом, стратегия реформирования должна базироваться на обеспечении  ряда следующих фундаментальных условий:

  1. Наличие законодательства, гарантирующего кождому гражданину все общепризнанные права личности, защиту жизни, свободы и достоинства не только от преступности, но и от посягательств властей. Реальное обеспечение свободы в выборе места проживания. Вида деятельности, размещения своих средств в любой поддерживаемой обществом вфере экономики; обеспечение социальных гарантий всем, кто в них нуждается;
  2. Равенство перед законом вех граждан независимо от занимаемых ими постов. Сужение возможностей безнаказанно совершать противозаконные действия – первая стратегическая цель любой программы социальных преобразований;
  3. Открытость для общественности социально-экономической политики государства и мер по её реализации, контроль за действиями властей. Общество должно знать, что делают руководители для выполнения своитх обещаний, оценивать эффективность проводимых мероприятий;
  4. Полная и открытая информация о размерах и источникмах доходов в первую очередь высши чиновников и крупнейших предпринимателей. Понятно, что функции контроля монгут выполнять в полной мере лишь неправительственные организации (создаваемые общественностью, оппозиционными партиями с участием средств массовой информации);
  5. Восстановление утраченных функций долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития. Это позволит сформулировать долгосрочную социально-экономическую политику, чётко представить, каковы будут последствия для России тех или иных размеров ассигнований на воспитание, обрзование, науку и культуру, к чему приведёт изменение заработной платы отдельных категорий работников;
  6. Социальные гарантии для всех граждан, если они либо не могут заниматься трудовой деятельностью, либо способны к таким её видам, эффективность которых недостаточна даже для жизнеобеспечения.
  7. Формирование единой системы правил экономического поведения. Суть их заключается в том, чтобы основным источником дохода любого эффективного хозяйственного субъекта стала его общественно полезная деятельность. И чем более она полезна обществу, тем больший доход этот субъект должен получать.
  8. Создание адаптированных к условиям рынка экономических механизмов, связанных с охраной окружающей среды и рентными платежами. Очевидно, что сами хозяйственные субъекты никогда не согласятся выплачивать средства, соответствующие этим оценкам. Ибо это прямо снижает их текущие доходы. Поэтому введение в хозяйственный механизм соответствующих платежей – дело государственных органов управления.
  9. Особые правила хозяйствования для монополий. Необходимо использовать либо прямое централизованное планирование и ценообразование, либо жёсткий государственный контроль над ценами и объёмами выпуска продуктов и услуг, над уровнем заработной платы работников. Большой опыт нашей страны по централизованному планированию и управлению позволяет сравнительно легко решить эту задачу. Следует наказывать монополистов, не допускающих конкуренции и перелива капиталов в свою отрасль, причём штрафные санкции должны превышать размер монопольного дохода.

  Но, прежде всего, необходимо добиться немедленной  и полной ликвидации задолженностей по всем видам выплат населению – заработной плате, пенсиям и пособиям. При этом предприятия и организации в обязательном порядке должны регулярно выплачивать полную заработную плату вместе со всеми социальными отчислениями. 

  Далее нужно установить прямую жёсткую взаимосвязь доходов государственных руководителей всех уровней с доходами всех остальных лиц состоящих на государственной службе, единую «Табель о рангах». Единственным способом быстрого повышения дохода конкретного чиновника может быть лишь продвижение по служебной лестнице  и соответственно по разрядам «Табели о рангах». Повышение же дохода в рамках одного разряда должно происходить у всех государственных служащих по мере экономического роста. Это позволит напрямую связать экономические мотивации руководителей с интересами населения и результатами развития экономики станы в целом, а также даст ход мерам по ликвидации нетрудовых доходов и другим назревшим преобразованиям.

  Следует восстановить социальные гарантии. Это  – фонд национального имущества и его арендная эксплуатация; национальный дивиденд как обеспеченный самым надёжным инвестированием, практически неотчуждаемый (защищённый законом от покушений с любой стороны – правительства и других властных структур, хозяйствующих субъектов, любых юридических и физических лиц, включая самого пользователя) источник дохода каждого гражданина; внебюджетный Пенсионный фонд как генеральный контролёр и институциональный инвестор, отвечающий за сохранность и приумножение этих базовых источников личного благосостояния. Эти гарантии надёжно защищают достойный образ жизни ослабленных категорий населения, ибо состояние нетрудоспособности, экономической неактивности – неизбежная фаза жизненного цикла каждого человека.

  Экономическое восстановление России придётся начинать с  «восстановительного перераспределения», так как достаточной внешней помощи не предвидится, то нет другого выхода, как для поддержки пострадавшего населения использовать огромные доходы тех, кто нажился на грандиозном переделе народного достояния (трансферты – переадресация дохода). Для этого нужно проверять источники их обогащения и принимать правовые санкции, во всех конкретных случаях противоправного  обогащения включая неуплату налогов. При отсутствии правонарушений – взимать налоги, в остальных случаях применять конфискации, штрафы, компенсации ущерба и т.п.

 
 
 

                                

 

     Заключение.

 

    Из перечисленного выше, можно  сделать вывод о существовании  тесной взаимосвязи между государством  и экономической системой. Состояние экономики самым непосредственным образом сказывается на эффективности и жизнедеятельности государства, а степень эффективности деятельности государственных органов оказывает большое позитивное или негативное влияние на состояние экономики. Экономическая система представляет собой один из основополагающих ингредиентов, на которых государство базируется.

  Как показывает опыт индустриально развитых стран с рыночной экономикой, на начальной стадии формирования частнопредпринимательской  капиталистической системы хозяйствования главную свою задачу зарождавшийся предпринимательский класс усматривал в освобождении от жесткой опеки государства, утверждении принципов свободной конкуренции и свободного рынка, то на протяжении всего ХХ века имела место тенденция  к постоянному расширению регулирующей  и контролирующей роли государства в социальных и экономических сферах. 

  Что касается Российской Федерации, то здесь  в условиях переходной экономики  исключительно важное значение приобретают  системоформирующие, системоутверждающие и системовоспроизводящии функции государства. Именно от их реализации зависят создание инфраструктуры рыночной экономики и обеспечение благоприятных условий для эффективного функционирования и воспроизводства. Поэтому одна из главных задач, стоящих сейчас перед Российским государством, заключается в укреплении государственных институтов, разработке и реализации системы эффективных государственноправовых гарантий предпринимательской деятельности, призванных положить конец процесу дальнейшей криминализации экономики и коррумпирования государственного аппарата, разработать и ввести механизмы теснейших взаимосвязей между государ-ством и экономикой, политикой и бизнесом на новых, демо-кратических принципах. От успешного выполнения этой задачи, как представляется, во многом зависят перспективы самой Российской государственности.

 
 

      

 

            

 

     Список использованной литературы.

 
  
  1. Рифат Гусейнов «История экономики России» 2005 г.
  2. Феликс Шамхалов «Государство и экономика, власть и бизнес», Экономика 2006 г.
  3. Под руководством академика РАН Д.С.Львова «Путь в ХХI век», Экономика 2003г.
  4. Под редакцией профессора И.П.Николаевой «Экономическая теория», Финстатинформ 2007г.
  5. Под редакцией А.Н.Марковой «Современные экономические теории запада», Финстатинформ 2002 г.
  6. “Экономическая энциклопедия”, 2001 г.
  7. Всеросийский экономический журнал «ЭКО» №2 2000 г.
  8. Итальянская газета «Эспрессо», 20 марта – 5 апреля 2000 г.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики