Государственное регулирование уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 01:52, реферат

Описание

Несмотря на происходящее в последние годы оживление экономики, ее общее состояние определяется последствиями предшествующего продолжительного и резкого падения объемов производства и инвестиций. В отличие от других успешно развивающихся стран, наращивающих производство с высокой добавленной стоимостью, в России увеличение ВВП обеспечивалось главным образом экспортом энергоносителей и ростом торговли.

Содержание

Тенденции деградации научно – производственного капитала (введение)………………………3
Неиспользуемые возможности………………………………………………………………………7
Парадоксы денежной политики……………………………………………………………………...7
Бюджет полицейского государства…………………………………………………………………15
Стратегия экономического роста……………………………………………………………………19
Ключевые задачи политики экономического роста………………………………………………..19
Макроэкономические условия устойчивого экономического роста……………………………...21
Формирование российской инвестиционной системы…………………………………………….24
Обеспечение добросовестной конкуренции………………………………………………………..26
Следование национальным интересам в регулировании внешнеэкономической деятельности..28
Вывод………………………………………………………………………………………………….31
Список используемой литературы…………………………………………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

Стратегия экономического роста.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)
 

Стратегия экономического роста.

Ключевые  задачи политики экономического роста.

  В сложившихся условиях выход на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов, на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, декриминализации рыночной среды и обеспечения добросовестной конкуренции, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, кардинального улучшения качества государственного регулирования, стимулирования трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей. Несмотря на колоссальные разрушения, российская экономика все еще обладает мощным научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами для преодоления ее деградации за счет активизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ.

  Объем образующихся и накопленных в  российской экономике сбережений вполне достаточен, чтобы обеспечить трехкратное увеличение капитальных вложений, необходимое для выхода на режим простого воспроизводства основного капитала в реальном секторе экономики.

  Так, в 2004 г. валовые национальные сбережения составили 32,5 % ВВП, в то время как фактический объем валовых накоплений – 21,6%. Около одной четверти налоговых доходов федерального бюджета накапливается в Стабилизационном фонде, размер которого к концу 2007 достиг 13% ВВП. Из приведенных данных следует, что потенциал сбережений реализуется в инвестициях лишь наполовину. К этому нужно добавить средства в наличной валюте, находящиеся на руках граждан, величина которых оценивается в 50 млрд. долл. Кроме того, из-за нелегального оттока капитала российская экономика ежегодно теряет более 50 млрд. долл. потенциальных инвестиций. Нереализованными остаются возможности ремонетизации российской экономики, которые оцениваются ТПП в 155-310 млрд. долл.(о государственной промышленной политике России / Торгово-промышленная палата Российской Федерации М., 2003).

  Таким образом, имеющийся в российской экономике совокупный инвестиционный потенциал используется едва ли на одну треть, более половины аккумулированных сбережений лежит без движения и вывозится за границу. С учетом вывезенного за рубеж капитала (объем, которого по компетентным оценкам, составляет более 600 млрд. долл.) выведенные из российской экономики инвестиционные ресурсы в несколько раз превышают нынешний годовой объем инвестиций. Это означает, что решение задачи трехкратного повышения инвестиционной активности вполне реально, - разумеется, при правильной экономической политике, ориентированной на решение следующих задач.

  В технологической области стоит  задача создания производственно-технологических  систем современного и следующего за ним новейшего технологических укладов и стимулирования их роста вместе с модернизацией смежных производств. Для этого должны быть решены проблемы выращивания на основе уже накопленного научно-промышленного потенциала конкурентоспособных на мировом рынке предприятий, стимулирования быстрого распространения технологий современного технологического уклада, защиты внутреннего рынка и поощрения экспорта перспективной отечественной продукции. Одновременно должны быть обеспечены условия для опережающего становления новейшего технологического уклада, включающие государственную поддержку соответствующих фундаментальных и прикладных исследований, развертывание инфраструктуры подготовки кадров требуемой квалификации, создание информационной инфраструктуры, а так же системы защиты интеллектуальной собственности.

  В институциональной области необходимо сформировать хозяйственный механизм, который способствовал бы перераспределению  ресурсов из устаревших и бесперспективных производств, а так же сверхприбылей от экспорта природных ресурсов в производственно-технологические системы нового технологического уклада, модернизации экономики, повышению ее эффективности и конкурентоспособности на основе распространения новых технологий.

  Те  же цели должны определять политику в области совершенствования организационно-производственной структуры экономики. Важно стимулировать такие формы интеграции финансовых, производственных, торговых, научно-исследовательских и образовательных организаций, которые могли бы устойчиво развиваться в условиях жесткой международной конкуренции, обеспечивать непрерывное повышение эффективности производства на основе современного освоения новых технологий. Необходимо ликвидировать отставание в использовании современных технологий управления производством в течение всего жизненного цикла продукции.

  Макроэкономическая  политика должна обеспечивать благоприятные  условия для решения перечисленных  задач, гарантируя выгодность производственной деятельности, хороший инвестиционный и инновационный климат, поддержание благоприятных для развития нового технологического уклада ценовых пропорций и других параметров хозяйственного механизма.

  Макроэкономические  условия устойчивого  экономического роста.

  Для перевода начавшегося оживления  экономики в режим устойчивого экономического роста требуются соответствующие макроэкономические условия. Они включают: нормализацию системы денежного обращения и формирования механизмов кредитования производственной деятельности, исправление ценовых диспропорций, защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров.

  Для повышения инвестиционной активности и экономического роста нужно  осуществить следующие меры по ликвидации “узких мест” в системе государственного регулирования денежного обращения.

  Во-первых, должны быть устранены основные причины  демонетизации экономики. Для этого  необходимо отказаться от политики количественного  регулирования денежной массы и  перейти к регулированию денежной ставки рефинансирования с ее постепенным  снижением до уровня, не превышающего среднюю норму рентабельности внутренне ориентированных секторов экономики. Уровень денежного предложения следует следует привести в соответствие со складывающимся спросом на кредитные ресурсы со стороны производственной сферы. Для этого вместо эмиссии денег под прирост валютных резервов надо перейти к рефинансированию коммерческих банков под залог векселей платежеспособных производственных предприятий. При такой политике, снижая процентные ставки, Центральный банк стимулирует рост экономической активности, повышая их - ужесточает требования к экономической эффективности.

  Во-вторых, вместо выталкивания денег из страны нужно формировать механизмы  долгосрочного дешевого кредита, преобразовав Стабилизационный фонд в Бюджет развития и создав полноценные институты развития.

    В-третьих, следует прекратить  использование гарантированных  государством высокодоходных спекулятивных  инструментов, отвлекающих денежные  ресурсы из производственной  сферы, включая эмиссию государственных  ценных бумаг с доходностью, превышающей рентабельность производственной сферы, а также предоставление услуг Центральным банком по открытию депозитных счетов коммерческим банкам. Переориентация политики денежного предложения на рефинансирование производственной деятельности снимает проблему стерилизации “избыточной” денежной массы: соответствующее регулирование процентных ставок обеспечивает ее связывание в кредитовании ее производственной деятельности.

  В-четвертых, важно обеспечить защиту отечественной  банковской системы от поглощения международными банками, ограничив присутствие последних на российском рынке разумными пределами.

  В-пятых, необходимо резко сократить наличную составляющую денежной массы. Для этого  требуются меры по электронизации платежей и расчетов, внедрению соответствующих информационных технологий в торговле и сфере финансовых услуг. Они будут содействовать декриминализации экономики, повышению эффективности денежного обращения.

  В результате осуществления предлагаемых мер политика денежного предложения станет соответствовать обоснованному спросу на деньги в целях поддержания максимальной экономической активности и кредитования экономического роста. Сочетание государственного контроля над эмиссией денег и целевого регулирования денежных потоков обеспечит удержание инфляции и процентных ставок на низком уровне, нормализацию платежного оборота, оздоровление финансового положения производственных предприятий и подъем инвестиционной активности.

  Одновременно  нужно кардинально повысить эффективность  системы государственных расходов. Бюджетная политика должна строиться на основе программно-целевого подхода при соблюдении законодательно установленных нормативов финансирования социальной сферы, образования, науки и культуры. Для этого надо установить недавно отмененные нормативы расходов государственного бюджета на науку (2% ВВП), а также нормативы финансирования образования и здравоохранения, установив их на уровне соответственно 8 и 6% от ВВП. Объем государственных ассигнований на поддержку инновационной активности должен быть увеличен, с учетом банков развития, до 5% ВВП.

  Соблюдение  принципов сбалансированности требует  отказа от профицита бюджета. Накопленные  средства Стабфонда должны быть переданы в Бюджет развития и направлены на поддержку инвестиционных проектов, расшивающих “узкие места” российской экономики.

    Существенное увеличение бюджетных расходов должно сопровождаться эффективной антиинфляционной политикой, пресекающей неизбежные попытки монополистов перераспределить в свою пользу прирост конечного спроса. Она должна включать: кардинальное ужесточение контроля над ценообразованием в естественных монополиях; борьбу с картельными сговорами; расширение доступа предприятий к кредитным ресурсам; стимулирование НТП и роста производства товаров конечного спроса; расширение системы гарантирования банковских вкладов.

  Динамика  основных макроэкономических показателей.

  Рост  за 2001-2010 гг. Среднегодовой темп роста
2001-2003 гг. 2004-2010 гг.
Валовый внутренний продукт 199,9 5,7 7,8
Конечное  потребление 213,9 6,9 8,3
Инвестиции  в оновной капитал  
269,5
 
8,3
 
11,3
 

  Рост  продукции отраслей промышленности.

  Рост  за 2001-2010 гг. Среднегодовой темп роста
2001-2003 гг. 2004-2010 гг.
Промышленность

в том числе:

174,4 5,2 5,9
электроэнергетика 141,8 0,7 4,8
топливная 148,5 7,4 2,6
черная  металлургия 149,4 3,9 4,2
цветная металлургия 175,4 5,7 5,8
химическая  и нефтехимическая 195,0 3,4 8,4
машиностроение  и металлообработка 218,2 6,1 9,0
лесная, деревообрабатывающая и бумажная 157,6 2,2 5,7
промышленность  стройматериалов 202,7 5,1 8,2
легкая 129,9 -0,2 3,9
пищевая 169,3 6,7 4,5
 

  Формирование  российской инвестиционной системы.

  В современных условиях в качестве основного механизма повышения  инвестиционной активности целесообразно  использовать систему государственных банков развития. Другие механизмы обеспечения инвестиционной активности, прежде всего частные банки и фондовый рынок, могут функционировать как дополняющие первый. В дальнейшем, по мере роста производства и инвестиций, накопления сбережений, развития рыночной инфраструктуры, их значение будет возрастать.

Информация о работе Государственное регулирование уровня жизни населения