Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:48, дипломная работа
Целью дипломной работы является моделирование социально-экономических процессов, механизмы реализации и перспективы развития в условиях переходной экономики Республики Казахстан. Основные принципы моделирования показаны на основе формирования социально-экономической модели занятости.
Введение.........................................................................................................5
Глава I. Теоретические аспекты социально-экономических моделей за-
нятости в условиях переходной экономики................................7
§1. Модели занятости в развивающихся странах............................7
§2.Государственное регулирование занятости в промышленнораз-
витых странах ................................................................................15
Глава II. Формирование социально-экономической модели занятости в
условиях переходной экономики Республики Казахстан.........31
§1. Правовые аспекты моделирования занятости в Республике Ка-
захстан..............................................................................................31
§2.Проблемы формирования социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики Республики Казах
стан...................................................................................................35
§3.Основные принципы формирования социально-экономической модели занятости на современном этапе развития экономики
Республики Казахстан ...................................................................45
§3. Main principles of formation socio economic model of emploуmen
at the present stage of economy development in the Republic of Ka-
zakhstan............................................................................................53
Глава III. Перспективы развития социально-экономической модели за-
нятости в Республике Казахстан...................................................60
§1.Реализация социально-экономической модели занятос-ти.......................................................................................................60
§2. Перспективы моделирования социально-экономических про-
цессов...............................................................................................74
Заключение...................................................................................................84
Список использованных источников.........................................................91
Приложение..................................................................................................94
Следствием подобных ценовых деформаций становится поощрение капиталоемких технологий в сельском хозяйстве и промышленности, не отвечающих местным условиям. Следует заметить, что с позиций индивидуальных фермеров и предпринимателей выбор капиталоемкой техники оправдан и представляет собой нормальную реакцию на сигналы рынка. Но с позиций интересов общества в целом социальные потери из-за недоиспользования капитала и особенно рабочей силы весьма существенны. Государственная политика, направленная на устранение этих ценовых искажений, вносит вклад не только в повышение занятости, но и в более эффективное использование дефицитного капитала в результате применения более подходящих технологических процессов.
Границы замещения капитала трудом. Эффективность политики устранения ценовых диспропорций зависит от того, в каких масштабах возможна замена капитала трудом в различных производствах. Экономисты называют это эластичностью замещения факторов производства.
Ее ориентировочно определяют как изменение в процентах доли труда по отношению к капиталу (соотношение "труд-капитал" или L/K) по сравнению с процентным изменением цены капитала по отношению к цене труда (РK/PL ). Алгебраически эластичность заменены h LK выражается формулой:
.
Например, при увеличении относительной цены капитала в обрабатывающей промышленности на 1%, что повысит соотношение "труд-капитал", скажем, на 1,5%, эластичность замещения будет равной 1,5. Если же соотношение РK/PL упадет на 10%, а L/K-только на 6%, то эластичность замены составит 0,6. Относительно высокие показатели эластичности (выше 0,7) свидетельствуют, что устранение ценовых искажений окажет существенное влияние на уровень использования факторов производства и их комбинацию в производственном процессе и повышении занятости. В подобных случаях изменение ценовых соотношений может стать важным фактором стимулирования занятости.
Большинство практических исследований эластичности замещения факторов производства в развивающихся странах дают показатели в пределах 0,5-1,016. Это означает, что относительное снижение заработной платы на 10% (путем прямого ее снижения или замораживания на прежнем уровне при росте цен на капитал) вызывает увеличение занятости на 5-10%. Небольшая доля рабочей силы в обрабатывающей промышленности этих стран в ее обшей численности намного уменьшает воздействие даже 10%-ного увеличения рабочих мест в данном промышленном секторе на общую картину занятости. И все же политика устранения искаженных цен на факторы производства вносит вклад в решение этой актуальной проблемы, и поэтому она должна быть неотъемлемой частью любой стратегии развития, ориентированной на расширение занятости.
Анализ трех моделей занятости показывает огромную сложность проблем занятости в развивающихся странах. На его основе можно сделать следующие выводы: 1) цены факторов производства оказывают влияние на распределение ресурсов и состояние занятости; 2) государственная политика индустриализации, проводимая часто в ущерб росту сельского хозяйства, обычно осложняет проблему использования рабочей силы как в городах, так и в сельских местностях; 3) применение эффективных трудоемких технологий отнюдь не означает снижения темпов экономического роста. Все это является причиной всплеска миграционных потоков из деревень в города и городской безработицы.
2. Государственное регулирование занятости
Теперь рассмотрим государственное регулирование занятости в промышленноразвитых странах, их накопленный опыт. При всех различиях между странами, касающихся не только конкретных методов государственного вмешательства, но и ключевых принципов, на которых оно строится, было бы неразумно игнорировать накопленный ими - нередко ценой проб и ошибок - опыт, тем более что по мере перехода Казахстана к рыночной экономике спектр сходных со странами Запада проблем становится все более шире. Это можно проследить на основе развития системы занятости в ПРС с 60-х годов.
С
начала 60-х и до середины 70-х годов в обстановке
общего экономического подъема и обнаружившейся
нехватки рабочей силы в ряде отраслей
главной задачей государственной политики
стран Запада стало развитие "человеческих
ресурсов", стимулирование приспособления
совокупной рабочей силы к структурным
сдвигам в экономике, смягчение социальных
последствий циклических колебаний производства
и расширение возможностей для трудоустройства
тех категорий трудящихся, которые испытали
наибольшие трудности на рынке труда.
При этом брался курс на относительно
постоянную занятость не на одном и том
же предприятии, а в пределах всей экономики,
при повышении отраслевой, профессионально-
В это время происходило расширение инструментария государственного peгулирования, создавались научные центры по изучению проблем рынка труда и министерства, ведомства и службы, ответственные за практическую реализацию политики занятости. Одновременно укреплялась ее финансовая база за счет формирования специальных фондов, которые могли бы использоваться в нужное время и в нужном месте для выборочного регулирования уровня и структуры спроса и предложения рабочей силы. Вмешательство государства приобретало разветвленный и постоянный характер.
После глубокого экономического кризиса середины 70-х годов и последующего взлета массовой и длительной безработицы, когда на первый план выдвигались различные меры по поддержанию занятости, заметно увеличились государственные ассигнования на их осуществление, начала проводиться линия на децентрализацию и повышение роли местных органов власти в регулировании занятости. В ряде стран правительствами были приняты программы компенсации потерь заработка трудящихся из-за перевода их на сокращенную рабочую неделю. Широкое распространение получило государственное субсидирование найма, в первую очередь молодежи, "длительно не работающих и лиц с пониженными шансами на трудоустройство". Программы занятости разрабатывались для отдельных регионов, отраслей, категорий безработных.
Значительно расширилось участие государства в обеспечении подготовки и переподготовки кадров, предприятиям возмещается часть расходов на организацию учебного процесса, выплату стипендий, оплату определенного процента заработной платы лицам, соглашающимся пройти переквалификацию. При этом профессиональное обучение и переобучение оценивалось двояко: как средство повышения качества рабочей силы, ее конкурентоспособности на рынке труда, с одной стороны, и средство повышения гибкости рабочей силы, ее адаптивности в условиях возросшего динамизма рынка труда, с другой стороны.
Немаловажное значение в создании рабочих мест приобретали общественные работы для безработных, особенно в таких странах, как США, Дания, Норвегия, Нидерланды.
С начала 80-х годов в русле неоконсервативного поворота и перенесения акцентов на повышение прибыльности и конкурентоспособности производства осуществлялся курс на "либерализацию" правил найма и увольнения, повышения гибкости рабочей силы. Важное значение в регулировании занятости отводилось мерам по ограничению предложения рабочей силы путем поощрения частичной и временной занятости, досрочного перевода на пенсию, сокращения или перекрытия притока иностранной рабочей силы, содействия их репатриации и других подобных мер.
Программы поддержания занятости приобретали более "селективный" характер, нацеливаясь на определенные "болевые точки" рынка труда, главным образом на нетрудоустроенную молодежь. В связи с увеличением удельного веса длительной безработицы роль общественных работ, обеспечивающих краткосрочную занятость, большей частью, не требующую высокой квалификации, уменьшилась. В программах переподготовки курс берется в основном на субсидирование их проведения на предприятиях. Важное значение в политике занятости отводится поощрению мелкого предпринимательства, в том числе создания собственного дела безработными, различным инициативам, осуществляемым на низовом уровне на основе совместных действий местных властей, предпринимателей, профсоюзов и других общественных организаций.
С конца 80-х годов, когда завершился самый длительный послевоенный подъем, сменившийся в начале 90-х годов экономическим кризисом, произошло замедление темпов экономического роста при усилившемся обновлении капитала на базе новой, большей частью информационной технологии. В этот период сохранились очаги застойной безработицы (несмотря на сокращение притока молодежи на рынок труда) при нехватке квалифицированных кадров. В этих условиях в большинстве стран Запада получила признание новая стратегия регулирования занятости, основывавшаяся на концепции активного общества, связывающая увеличение количества рабочих мест с более широким участием трудящихся в экономической и общественной деятельности. Эта стратегия предусматривает переход от мер, создающих зависимость от трансферта доходов к действиям по мобилизации и развитию "человеческих ресурсов", расширению их возможностей, повышению эффективности рынка труда в целом. Курс, направленный на сохранение рабочих мест, во что бы то ни стало, даже если они не отвечают техническим требованиям и потребностям рынка труда, отвергается как не совместимый с экономическим прогpeccoм. Многие страны (Великобритания, Австралия и другие) сокращают расходы на сохранение или создание рабочих мест, в то же время увеличивая затраты на обучение и переобучение персонала. Признается слабая эффективность политики ограничения предложения рабочей силы. В частности, в тех странах, где строго ограничивался приток иностранных рабочих, сохраняется высокий уровень безработицы, а в странах, которые этого не делали, она сокращается. Поощрение досрочного выхода на пенсию, нередко лишая предприятия квалифицированных рабочих, при складывающейся ныне демографической структуре населения накладывает непосильное бремя на его активную часть.
Главной целью современной политики занятости развитых стран становится повышение занятости всего населения путем выявления неиспользуемых способностей, вовлечение совокупной рабочей силы в более эффективную и всеохватывающую систему разделения труда. При этом поощряется, а не ограничивается доступ новых категорий трудоспособного населения на рынок труда.
Исходным пунктом такого подхода служит признание того, что проблема безработицы не может решаться изолированно, что она является частью общей проблемы активизации и развития "человеческих ресурсов", повышение их производительной силы, что более производительная экономика увеличивает спрос на рабочую силу, поскольку при этом увеличивается производство, меняется стоимость продукции, что создает условия для расширения сбыта. В борьбе против безработицы акцент переносится с пассивных мер на меры активного характера.
Наибольший интерес для нас представляет анализ решения проблем, связанных с социальной защитой населения, в Швеции, Канаде, Франции. Это вызвано тем, что, например, в шведской модели развития общества важнейшее место отводится социальной политике, направленной, прежде всего, на решение трех основных проблем:
- во-первых, осуществления принципа равенства (точнее, равных возможностей в благосостоянии членов общества);
- во-вторых, обеспечение социальных гарантий людям, находящимся в разных социально - экономических ситуациях;
- в-третьих, создание условий для реализации принципа полной занятости трудоспособного населения.
Для Шведской модели характерна активная политика занятости, проводимая государством, которая уделяет большое внимание повышению конкурентоспособности рабочей силы, прежде всего через проф. Подготовку работников, создание рабочих мест, как в государственном секторе, так и путем субсидирования частных компаний, совмещение ищущих работу и вакантных мест, в том числе и через информацию и профориентацию, выплату пособий по переезду к новому месту работы. На эти цели Швеция расходует больше средств, чем любое государство (примерно 70%), хотя в бюджете доля, идущая на занятость не больше, чем в других развитых странах.
Политика в области занятости тесно связана с общими экономическими мерами, в частности, с ограничительной налоговой политикой, «политикой солидарности» в заработной плате, поддержкой слабых групп, отраслей и регионов, определенных государственной программой предпочтительного развития.
Ограничительная налоговая политика направлена на сдерживание инфляции путем установления косвенных налогов на товары, уменьшающих спрос на них и заставляющих менее прибыльные предприятия прекращать свою деятельность.
«Политика солидарности» в заработной плате должна обеспечить равную зарплату за равный труд, что заставляет высокоприбыльные фирмы платить зарплату ниже их возможностей, а малоприбыльные - сокращать число занятых или прекращать свою деятельность.
В Швеции наиболее высокая среди развитых капиталистических стран занятость трудоспособного населения, а безработица практически сведена к минимуму. В этой стране около 2 процентов стоимости национального продукта идет на решение проблемы занятости. Из 8,4 млн. населения Швеции занято 4,3 млн. человек. По оценке Шведской статистики, занятость составляет 83-84 процентов трудоспособного населения, а безработица (около 70 тыс. человек) -1,6 процентов трудоспособных. При этом надо иметь в виду, что безработными считаются лица, у которых перерыв на работе составляет более 5 дней. В тоже время, по данным Управления рынка труда, в стране насчитывается около 60 тыс. свободных рабочих мест, главным образом, в силу отсутствия соответствующей квалификации у ищущих работу или неудобного территориального расположения предприятий.
Информация о работе Государственное регулирование в Казахстане