Государственное регулирование в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:48, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является моделирование социально-экономических процессов, механизмы реализации и перспективы развития в условиях переходной экономики Республики Казахстан. Основные принципы моделирования показаны на основе формирования социально-экономической модели занятости.

Содержание

Введение.........................................................................................................5

Глава I. Теоретические аспекты социально-экономических моделей за-

нятости в условиях переходной экономики................................7

§1. Модели занятости в развивающихся странах............................7

§2.Государственное регулирование занятости в промышленнораз-

витых странах ................................................................................15

Глава II. Формирование социально-экономической модели занятости в

условиях переходной экономики Республики Казахстан.........31

§1. Правовые аспекты моделирования занятости в Республике Ка-

захстан..............................................................................................31

§2.Проблемы формирования социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики Республики Казах

стан...................................................................................................35

§3.Основные принципы формирования социально-экономической модели занятости на современном этапе развития экономики

Республики Казахстан ...................................................................45

§3. Main principles of formation socio economic model of emploуmen

at the present stage of economy development in the Republic of Ka-

zakhstan............................................................................................53

Глава III. Перспективы развития социально-экономической модели за-

нятости в Республике Казахстан...................................................60

§1.Реализация социально-экономической модели занятос-ти.......................................................................................................60

§2. Перспективы моделирования социально-экономических про-

цессов...............................................................................................74

Заключение...................................................................................................84

Список использованных источников.........................................................91

Приложение..................................................................................................94

Работа состоит из  1 файл

DIPLOM.DOC

— 274.50 Кб (Скачать документ)

     В течение последних 10-15 лет безработица в Швеции была стабильной и крайне редко превышала уровень 3-4 процента В чем же причина благоприятной ситуации на рынке труда? Одна из главных причин сведения к минимуму безработицы связана с разработкой в середине 70-х годов конкретной и подробной системы так называемых '"законов надежности", жестко регламентирующей порядок найма на работу, основания и процедуру увольнения, условия труда и т.д. ее можно сравнить с действующим в СССР Кодексом Законов о Труде. В 1982 - 1983 годах была выработана концепция активной политики в области рынка труда, имеющая своей конечной целью полную  ликвидацию  безработицы и предусматривающая систему мер по созданию новых рабочих мест, учету их наличия в общенациональном масштабе, переквалификации кадров.

     В Швеции, по расчетам органов по труду, из общей суммы ресурсов, направляемых на цели повышения занятости населения,  расходуется на активную политику на рынке труда , и только? - на выплату пособий безработным .

     Важную роль в решении проблем занятости и сокращения безработицы играет относительно развитая система трудоустройства и переподготовки высвобождаемых работников.

     Функционирование    системы    возможно    благодаря действующему в стране "Закону об обязательной регистрации свободных мест". Хотя на практике регистрируется лишь 60-70 процентов таких мест, это оказывается достаточно для координации деятельности в масштабах всей Швеции. Широкая компьютеризация, создание единого банка данных позволяет в любом бюро (свыше 320 бюро и 5600 работающих в них) получить информацию о вакансиях, условия предлагаемой работы по каждой профессии, что имеется в городе, а также в стране. Такую систему следовало бы активнее внедрять в практику работы единой системы центров и бюро занятости, создаваемой в республике.

     В Швеции лишь 15 процентов выплачиваемых пособий в настоящее время погашаются за счет страховых взносов, а остальные 85 процентов - это государственные средства, складывающиеся из обязательных взносов предпринимателей и налогов. В отличие от многих других стран,  в Швеции страхование по безработице не входит в систему социального    страхования и пособия выплачиваются не автоматически. Другими словами, нужно доказать факт лишения источников доходов (средств к существованию). Условия получения пособия следующие

     во-первых, необходимо быть членом кассы по безработице  минимум один год;

     во-вторых, определенное время проработать на данном предприятии, кроме того, безработные обязаны регулярно регистрироваться на бирже труда, постоянно искать работу.

     В случае же отказа от предложенного места по специальности пособия снимаются на 20 дней. После нескольких отказов безработный вообще теряет на него право. Пособие по безработице назначается, начиная с шестого дня после потери работы. В Швеции безработные получают одно из наиболее высоких в мире ежемесячных пособий. В частности оно составляло 993 марки ФРГ. Это больше чем в США (969), Швейцарии (946), Франции (925) и других странах, за исключением Японии, где оно достигает суммы 1053 марок ФРГ.

     Длительность его получения в Швеции также весьма продолжительна. Она колеблется от 60 до 90 недель, в то время как в Швейцарии - 50, в Японии - 43. Только в ФРГ и Франции максимальные сроки получения пособия больше составляют 104 и 260 недель соответственно.

     Налог на социальное пособие составляет в Швеции 30 процентов, в США - 11 процентов, в Швейцарии – 10 процентов. В Швеции размер пособия не увязан с уровнем получаемой ранее зарплаты, а также с семейным положением безработного. Максимальная продолжительность периода его выплаты составляет 300 дней, а для достигших 55-летнего возраста - 450 дней.

     Широкое развитие в Швеции получила система переподготовки кадров преимущественно для безработных, а также для желающих перейти на другую работу. Она осуществляется в центрах переподготовки по большому числу профессий и бесплатно. На переподготовку людей направляют в бюро по трудоустройству (по согласованию с профсоюзами); они же и оплачивают в этом случае услуги центров переподготовки. Около 90 процентов, всех услуг центров переподготовки приходится на бюро по трудоустройству, а 10 процентов - на частные фирмы, которые их оплачивают, сроки переподготовки составляют от 1 до 6 месяцев и более.

     Государство   активно   поддерживает   занятость   в   секторах, обеспечивающих социально необходимые услуги в регионах, где традиционная промышленность находится в упадке. Такая взаимоувязанная комплексная политика государства позволяет поддерживать высокий спрос на рабочую силу и высокую занятость в стране, хотя и не обеспечивая работу всем, но ограничивающую безработицу небольшим удельным весом. Эта политика иногда дает сбои и от нее отказываются, но тем не менее снова к ней возвращаются.      

                                             Модель США 

     В США сложилась децентрализованная экономика и традиционно проводится  политика поддержания ее конкурентного состояния, поощряется активная роль предпринимателей, жизненная установка работника на индивидуальный успех. Роль федеральных органов на рынке ограничена. В каждом штате имеется свое законодательство о занятости и помощи безработным. Предприятия и работники выплачивают отдельно в фонды страхования по безработице штатов и в федеральный фонд.

     Для политики занятости на предприятиях характерна ориентация на высокую мобильность работников между предприятиями, на законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях (полученный диплом, сертификат), на признание профессионально-квалификационного уровня работников при перемене фирмы, на стремление свести издержки предприятия на производственное обучение к минимуму. Заработная плата на таких предприятиях устанавливается контрактами, коллективными договорами с учетом спроса и предложения рабочей силы, классификации работ по сложности, производительности труда, возможностей предприятия.

     Имеются особенности в организации и содержании деятельности профсоюзов. Они, как правило, троятся по профессиональному признаку.

     По мнению зарубежных специалистов, знаний, получаемых в вузе, достаточно на первые 3-5 лет работы, после чего требуется переподготовка. Квалификация рабочих морально устаревает в среднем через каждые 10 лет (причем система образования, как показывают оценки, отстает от уровня развития техники и технологии производства на 5-10 лет).

     Быстрый технический прогресс и использование новейших достижений науки и техники возможны лишь при условии серьезных и динамических изменений в рабочей силе. Современное производство ведет к заметному увеличению абсолютной и относительной численности высококвалифицированного труда.

     В странах с развитой рыночной экономикой имеет место неравномерность распространения среди разных категорий лиц наемного труда. В частности, безработица среди неквалифицированных рабочих примерно в 2 раза выше, чем среди квалифицированных, а среди занятых преимущественно физическим трудом почти в 3 раза выше, чем среди лиц, занятых преимущественно умственным трудом. Следует учитывать, что при внедрении новых  технологий, например, при  внедрении микропроцессоров в традиционное производство улучшается качество продукции и одновременно сокращается численность занятых на 30-50 процентов, потребление энергии в 4-5 раз, сырья и материалов в 5-10 раз.

     Согласно современным прогнозам в результате применения новых технологий на предприятиях США окажется к началу 90-х годов на 23 млн. больше вакансий, чем имеется  квалифицированной рабочей силы, способной заполнить эти места, что не означает полного отсутствия дополнительной рабочей силы. Безработица в США достигнет 5,6 млн. человек.

     В США средняя продолжительность безработицы составляет 14,5 недели; размер среднего пособия за неделю по безработице около 130 долларов; пособия по безработице фактически получают лишь 40 процентов безработных; срок его получения в большинстве штатов ограничен 26-30 неделями; рост безработицы в США на один процентный пункт безработицы потери в “потенциальном ВНП”, равные 68 млрд. долларов, а каждый дополнительный процентный пункт безработицы прибавляет к федеральному бюджету расходы на сумму  от 25 до 30 млрд. долларов, идущие на пособия по безработице, программы трудоустройства и переподготовки безработных и другие мероприятия, что еще больше увеличивает и без того огромный бюджетный дефицит страны.

     В странах с  развитой  рыночной  экономикой профессиональная ориентационная работа   и профессиональная подготовка признаны не только законодательно, но и стали важной функцией социальной политики.

     Результатом такой политики является более высокая профессиональная (примерно 10%) и географическая (примерно 6-7%) мобильность, относительно высокий уровень безработицы по сравнению, например с Японией и Швецией. 

                                        Канадская модель 

     Модель занятости в Канаде в основном ориентирована на создании системы профессиональной ориентации и занятости населения.

     Она обладает интересным опытом в создании систем профессиональной ориентации и занятости населения   В последнее время здесь внедрены новые формы профессиональной ориентации (рассчитанные не только на учащуюся молодежь, но и на взрослых работников), налаживается ее тесная взаимосвязь с другими направлениями государственного регулирования подготовки и использования рабочей силы. Важнейшей для молодежи форма познаний “мира профессий” становятся самостоятельные занятия в специализированных центрах профессиональной ориентации (''центр выбора"). Это новый, особый тип учреждений, располагающих автоматизированными информационными системами, видеотехникой, электронными экзаменаторами. Работают они, главным образом, по методу самообслуживания. Придя в "центр выбора", молодой или любого возраста человек может получить информацию в виде текста на экране дисплея и кратного фильма о приблизительно 4 тыс. профессий. По каждой из них даются следующие сведения

     - содержание трудовых функций работника данной профессии;

     - необходимые личные качества и требуемый уровень общего образования;

     - пути профессионального роста и освоения смежных специальностей;

     - спрос на работников данной профессии на местном и общенациональном рынках труда.

     Информация по последнему вопросу придается важное значение. Предоставляемая в виде текущих оценок и двухгодичных прогнозов, такая информация содействует тому, чтобы профессиональные интересы определялись с учетом насущных потребностей хозяйства.  Проведя с помощью того же компьютера тесты на профессиональную пригодность, посетитель “Центра выбора” может оценить степень соответствия своих личных качеств, способностей и склонностей тому, чего требует работа по той или иной специальности. Если же, после всего этого, возникает необходимость в советах консультантов, то обращаются уже в специальные отделы службы содействия найму.

     В настоящее время в Канаде действует около 70 ''центров выбора" (т.е. в среднем один на приблизительно 200 тыс. человек экономически активного населения, или на 60 тыс. человек в возрасте от 15 до 24 лет). Создание таких ''центров выбора" потребовало немалых затрат. Они были связаны не только с установкой видео-  и компьютерной  техники, но и с основательной  научно-организационной подготовкой. В течение нескольких лет, по заказу федерального министерства занятости и иммиграции, разрабатывается новый "словарь профессий" - новый не только по многим названиям, но, главное, по принципу классификации. Прежде она строилась по отраслевой и профессионально - квалификационной принадлежности. Теперь за основу взято содержание трудовых функций и требования, предъявляемые  к знаниям и навыкам работников. Указаны родственные, смежные специальности и возможные варианты трудоустройства.

     Параллельно с этим, составляется, так называемый, перечень индивидуальных профессиональных интересов и склонностей, а психологи вносят изменения и уточнения в набор тестов для оценки профессиональной пригодности.

     Однако, как показала практика, большие затраты себя оправдывают. Самый широкий спектр  предоставляемых профессий, оптимальная по объему и содержанию, доходчиво изложенная информация, по-своему, занимательные формы ее подачи, высокая пропускная способность ''центров выбора'', работающих по методу самообслуживания, - все это поднимает профессиональную ориентацию на качественно новый уровень.

Информация о работе Государственное регулирование в Казахстане