Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне. Основными объектами являются государственного регулирования являются экономический цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, условия конкуренции, социальные отношения, социальное обеспечение, подготовка и переподготовка кадров, окружающая среда, внешнеэкономические связи.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.
Основными источниками данной курсовой работы являются различная учебная и методическая литература, а также периодические издания, посвященные экономике Республики Беларусь. В курсе лекций «Государственное регулирование национальной экономики» отражены важнейшие методы, формы и система регулирования в условиях белорусской модели развития. В «Макроэкономике» Лемешевского И.М. изложены инструменты и модели государственного регулирования.
Введение……………………………………………………………….…………….…3
1. Необходимость макроэкономического регулирования экономики….5
2. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики………………………………………………………………………………9
3. Проблемы макрорегулирования в Республике Беларусь……..19
Заключение…………………………………………………………………………….24
Список используемых источников…………………….………………………….…26
2.
Основные направления
и инструменты
государственного
регулирования экономики
Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования. Объектом государственного регулирования может являться экономика страны в целом или ее отдельные регионов, отраслей, сфер, предприятий.
В качестве объекта регулирования выступают социально-экономические явления, процессы, ситуации. Это могут быть структура народного хозяйства, масштабы общественного производства, темпы экономического роста, занятость, денежное обращение, цены, социальное обеспечение, окружающая среда и т.д. Главной целью государственного регулирования экономики являются экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Достижение главной цели требует реализации множества конкретных целей, которые в совокупности с главной образуют дерево целей [3,с. 236].
Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики [16].
В
системе методов государственного
регулирования экономики
Прямые методы выступают в следующих основных формах:
Косвенные методы выступают в следующих формах:
Основными формами административных методов являются:
Определение оптимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице).[3,с.237]
В системе мер государственного регулирования экономики можно выделить относительно самостоятельные, но в то же время тесно увязанные между собой направления:
Центральным
звеном в финансово-кредитной системе
является бюджет. Он представляет собой
централизованный фонд денежных ресурсов,
которым располагает
По
сути, бюджет — это годовой финансовый
план формирования и использования
денежных средств государства или соответствующих
административно-
Бюджет выполняет три основные функции: фискальную - создание финансовой базы функционирования государства; экономическую - реализация экономической политики государства, стимулирование развития экономики; социальную - перераспределение доходов, решение проблем социального развития. Государство через бюджет может регулировать рыночную экономику.
С
этой целью в процессе формирования
различные методы (налоги, влияющие на
развитие производства, спрос и предложение
на отдельные виды услуг, товаров, работ;
прямое бюджетное финансирование общегосударственных
программ субсидирование отдельных отраслей,
предприятий для выравнивания экономических
условий; выдача беспроцентных и льготных
кредитов, гарантий для банковских ссуд;
создание за счет бюджетных ресурсов особых
фондов и резервов для поддержки предпринимательства,
предупреждения диспропорций в развитии
экономики. Доходы бюджетов формируются
за счет налогов, обязательных платежей
и иных поступлений. В бюджеты могут поступать
дотации, субвенции, субсидии, а также
заемные средства. Расходы бюджетов определяются
программами социально-экономического
развития республики и соответствующей
административно-
Важнейшими
регуляторами бюджетного регулирования
являются: уровень централизации
средств в бюджете; соотношение
между республиканским и
Основу финансово-кредитного регулирования экономики составляет кредитно-денежное регулирование, представляющее собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Цель кредитно-денежного регулирования - поддержание покупательной способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста. Кредитно-денежное регулирование является функцией и прерогативой Национального Банка, воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, центральный банк влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов, цен и т.д.
Выделяют три
направления кредитно-
· контроль над банковской системой;
· регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии;
· регулирование государственного долга.
Целью
государственного контроля над банковской
системой является укрепление ликвидности
финансово-кредитных
Регулирование
объема кредитных операций и денежной
эмиссии применяется для
Государственный долг регулируется через покупку или продажу государственных обязательств, изменение цены облигаций, условий их продажи, повышение их привлекательности для частных инвесторов.
В большинстве стран мира для кредитно-денежного регулирования используются общие и селективные инструменты. Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: операции на открытом рынке, учетная ставка процента, нормы обязательных резервов. Селективные используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д. Как правило, центральный банк изменяет доступность некоторых видов кредита посредством контроля, регулирования риска и ликвидности банковских операций.
Жесткая кредитно-денежная политика ограничивает рост денежной массы, что ведет к сокращению предложения национальной валюты и повышению ее курса. Смягчение кредитно-денежной политики создает предпосылки для снижения курса национальной валюты.
Валютный курс является важным объектом государственного регулирования, его изменение существенно влияет на экономику страны.
Государственное регулирование - это целенаправленная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направленная на создание и поддержание честной конкуренции [19, с.37].
Также государственное регулирование обеспечивает соблюдение установленных «правил игры» на рынке, защиту прав потребителя и производителя, реализуется через комплекс экономических, административных и законодательных мер. Цели и направления антимонопольного регулирования общие в большинстве стран мира:
Меры антимонопольного регулирования в зависимости от складывающейся на рынке ситуации могут быть чрезвычайными или повседневными, запретительными или ограничительными, поощрительными и другими. Основой антимонопольного регулирования является законодательство государства. Целью антимонопольной политики является борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации и злоупотреблениями монопольным положением, т.е. с противозаконными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции.
Цель государственного регулирования агропромышленного комплекса - обеспечение устойчивого развития и эффективного функционирования всех относительно независимых и самостоятельных отраслей и сфер комплекса, стабильности аграрного рынка, продовольственной безопасности страны.
Регулирование агропромышленного комплекса осуществляется посредством разнообразных правовых, организационных, экономических и других мер, однако решающая роль принадлежит экономическим методам регулирования: планированию, программированию и прогнозированию, а также ценам, кредитам, налогам, субсидиям, дотациям и другим.
Важнейшими принципами формирования системы государственного регулирования агропромышленного комплекса в Беларуси являются:
Также одно из главных мест в системе государственного регулирования экономики занимают цены. Именно цены в условиях рыночных отношений становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов, влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Уровень и динамика цен характеризуют состояние экономики в целом, а через влияние на цены государство воздействует на развитие экономической ситуации.
В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям цены становятся важнейшей сферой экономических преобразований. Цены регулируют все процессы, протекающие в макроэкономике. Цены формируют структуру народнохозяйственного комплекса страны, способствуют совершенствованию ее важнейших пропорций, сигнализируют о возникающих дисбалансах.
На
уровень и динамику цен влияют
денежная, налоговая и